Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лыжным гонкам

Развитие двигательной активности обучающихся г. Лесозаводска 13-18 лет путем вовлечения их в регулярные занятия лыжным спортом. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, внимание, настойчивость и волевые качества, умение заниматься самостоятельно. Воспитывать сознательный интерес к занятиям лыжным спортом. воспитывать элементарные навыки судейства. Воспитывать стремления к здоровому образу жизни.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Раздел 1. Основные характеристики программы

1.1 Пояснительная записка

Актуальность общеобразовательной общеразвивающей программы «Лыжные гонки. Продвинутый уровень» заключается в оздоровительном эффекте лыжной подготовки в сочетании с физкультурно-оздоровительными технологиями. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм. При передвижении по равнине и пересечённой местности с преодолением подъёмов и спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища. Лыжный спорт благотворно воздействует сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему. Систематические занятия лыжным спортом способствуют физическому развитию школьников, особенно влияя на развитие таких двигательных качеств как выносливость, сила, ловкость. Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников. Реализация данной дополнительной образовательной программы призвана поддержать интерес детей к лыжному спорту, лыжным гонкам, здоровому образу жизни.

Направленность программы - физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский,

Уровень освоения – продвинутый.

Отличительные особенности программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств.

Адресат программы - программа рассчитана на обучающихся в возрасте 13 – 18 лет, освоивших общеобразовательную общеразвивающую программу «лыжные гонки. Продвинутый уровень», (независимо от пола, проживающих на территории ЛГО, не имеющих противопоказаний и отклонений в здоровье. Прием на обучение осуществляется при наличии медицинской справки.

Организация образовательного процесса: формирование групп осуществляется в конце учебного года (май), на основании сданных тестов на наличие специальных знаний и навыков, определенной физической и практической подготовки по лыжным гонкам.

Объём программы – 324 часа. Срок реализации программы – 5 лет. Общий объём программы – 1620 часов.

Режим занятий – 3 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 3 часа (всего 9 часов в неделю).

Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами придельных температур для данного возраста. В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей физической подготовке), с применением имитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных и спортивных игр.

Цель программы: развитие двигательной активности обучающихся г. Лесозаводска 13 -18 лет путём вовлечения их в регулярные занятия лыжным спортом.

Задачи программы:

Воспитательные:

Развивающие:

2. Развивать мотивацию и положительное отношение школьника к занятиям физической культурой и спортом.

3.Развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений).

4. Укреплять здоровье учащихся через закаливание организма, гигиену, здоровое питание, соблюдение режима дня.

Обучающие:

1.Научить основам техники передвижения на лыжах.

2. Научить умело использовать рельеф местности при передвижении на лыжах.

3. Научить использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий.

4. Научить правильно оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

5. Применять терминологию по лыжной подготовке в тренировочном и соревновательном процессах.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с объединением

1

1

-

1.1

Введение в программу. Инструкция

по технике безопасности

1

1

-

беседа

2

Теоретические занятия

9

9

-

2.1

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питания, оказание первой медицинской помощи при травмах.

3

3

-

Беседа, опрос

2.2

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам

3

3

-

Беседа, опрос

2.3

Правила, организация и проведение

соревнований

3

3

-

Беседа, опрос

3

Общая физическая и специальная физическая подготовка (ОФП)

109

12

97

Беседа, практическое

занятие

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

109

12

97

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

5

Техническая и тактическая

подготовка

50

-

50

5.1

Основные базовые техники в лыжных гонках

20

-

20

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

5.2

Обучение основам тактических действий в лыжных гонках

30

-

30

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

6

Выполнение контрольных упражнений и соревнований

10

4

6

6.1

Зачет базовой техники

10

4

6

Зачетное практическое

занятие

7

Учебно-тренировочные игры, подвижные игры, эстафеты,

судейская практика

36

-

36

7.1

Соревнования внутри секции

36

-

36

Зачетное практическое

занятие

ИТОГО

324

38

286

Содержание учебного плана 1 года обучения

Теория:Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России, округе, крае. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Форма и одежда обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия.

Теория: Личная гигиена. Здоровое питание. Последствия неправильного питания.

Питьевой режим, оказание первой медицинской помощи при травмах.

Теория: Роль «ОФП» и «СФП» в тренировочном процессе.

Теория: Правила соревнований по лыжным гонкам.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика: Строевые упражнения

Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».

Общеразвивающие упражнения:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности/50-70/ 80-100 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м/.

Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Практика: Ходьба широким шагом.

Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.

Шаговая имитация с учебной целью.

Практика: Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двушажный ход; свободный ход. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полу ёлочкой», «лесенкой»;

Практика: Повороты переступанием на месте/ в движении; Торможение падением, повороты переступанием; Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м/2000м.

Практика: Контрольные проверки, соревнования.

Практика: Изучение положений о соревнованиях. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.

Планируемые результаты.

В результате освоения содержания программы 1-го года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся будет иметь:

- ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;

У обучающегося будет;

- сформирована дисциплинированность, внимание, волевые качества, стремление к здоровому образу жизни;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

-обучающийся будет знать наиболее эффективные способы достижения результата;

- обучающийся приобретёт умение находить ошибки при выполнении заданий и научится их исправлять; объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- историю развития лыжного спорта в России, в регионе и в округе;

- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;

- расширит представления о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене, правильном питании, закаливание, как оказать первую медицинскую помощь при травме.

Обучающийся будет уметь:

- передвигаться ступающим и скользящим шагами; попеременным двушажным ходом, свободным ходом; подниматься по склону «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», выполнять торможение «плугом;

- преодолевать расстояние в медленном темпе до800м/,1000м/,1,500м/2000м;

- уметь передвигаться на лыжах по пересечённой местности;

- участвовать в соревнованиях школы, округа, края и помогать судить их.

Учебный план 2 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с объединением

1

1

-

1.1

Введение в программу. Инструкция

по технике безопасности

1

1

-

беседа

2

Теоретические занятия

9

9

-

2.1

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питание, оказание первой медицинской помощи при травмах.

3

3

-

Беседа, опрос

2.2

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам

3

3

-

Беседа, опрос

2.3

Правила, организация и проведение

соревнований

3

3

-

Беседа, опрос

3

Общая физическая и специальная физическая подготовка (ОФП)

109

12

97

Беседа, практическое

занятие

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

109

12

97

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

5

Техническая и тактическая

подготовка

50

-

50

5.1

Основные базовые техники в лыжных гонках

20

-

20

Устный опрос, практическое

выполнение задания.

5.2

Обучение основам тактических

действий в лыжных гонках

30

-

30

Устный опрос,

практическое выполнение задания.

6

Выполнение контрольных

упражнений и соревнований

10

4

6

6.1

Зачет базовой техники

10

4

6

Зачетное практическое

занятие

7

Учебно-тренировочные игры,

подвижные игры, эстафеты, судейская практика

36

-

36

7.1

Соревнования внутри секции

36

-

36

Зачетное практическое

занятие

ИТОГО

324

38

286

Содержание учебного плана 2 года обучения

Теория: Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России, округе, крае. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Форма и одежда обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия.

Теория: Личная гигиена. Здоровое питание. Последствия неправильного питания.

Питьевой режим, оказание первой медицинской помощи при травмах.

Теория: Роль «ОФП» и «СФП» в тренировочном процессе.

2.3 Тема: Правила, организация и проведения соревнований

Теория: Правила соревнований по лыжным гонкам.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика:

Общеразвивающие упражнения:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 300-400 метров в режиме большой интенсивности/50-70/ 80-100 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м, 800м/,1000м/,2000м.

Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Практика: Ходьба широким шагом.

Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.

Шаговая имитация с учебной целью.

Практика: Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двушажный ход , свободный ход. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полу ёлочкой», «лесенкой»;

Практика: Повороты переступанием на месте/ в движении; Торможение падением, повороты переступанием; Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м/2000м/3000м.

Практика: Контрольные проверки, соревнования.

Практика: Изучение положений о соревнованиях. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности

Планируемые результаты.

В результате освоения содержания программы 2-го года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся будет иметь:

- ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;

У обучающегося будет;

- сформирована дисциплинированность, внимание, волевые качества, стремление к здоровому образу жизни;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

-обучающийся будет знать наиболее эффективные способы достижения результата;

- обучающийся приобретёт умение находить ошибки при выполнении заданий и научится их исправлять; объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- обучающийся будет знать правила соревнований;

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- историю развития лыжного спорта в России, в регионе и в округе;

- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;

- расширит представления о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене, правильном питании, закаливание, как оказать первую медицинскую помощь при травме.

Обучающийся будет уметь:

- передвигаться ступающим и скользящим шагами; попеременным двушажным ходом, свободным ходом; подниматься по склону «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», выполнять торможение «плугом;

- преодолевать расстояние в медленном темпе до800м/,1000м/,1,500м;

- уметь передвигаться на лыжах по пересечённой местности;

- участвовать в соревнованиях школы, округа, края и помогать судить их;

- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям.

Учебный план 3 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с объединением

1

1

-

1.1

Введение в программу. Инструкция

по технике безопасности

1

1

-

беседа

2

Теоретические занятия

9

9

-

2.1

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питание, оказание первой медицинской помощи при травмах.

3

3

-

Беседа, опрос

2.2

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам

3

3

-

Беседа, опрос

2.3

Правила, организация и проведение

3

3

-

Беседа, опрос

соревнований

3

Общая физическая и специальная физическая подготовка (ОФП)

109

12

97

Беседа, практическое

занятие

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

109

12

97

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

5

Техническая и тактическая

подготовка

50

-

50

5.1

Основные базовые техники в лыжных гонках

20

-

20

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

5.2

Обучение основам тактических действий в лыжных гонках

30

-

30

Устный опрос, практическое выполнение

задания.

6

Выполнение контрольных

упражнений и соревнований

10

4

6

6.1

Зачет базовой техники

10

4

6

Зачетное практическое

занятие

7

Учебно-тренировочные игры, подвижные игры, эстафеты,

судейская практика

36

-

36

7.1

Соревнования внутри секции

36

-

36

Зачетное практическое

занятие

ИТОГО

324

38

286

Содержание учебного плана 3 года обучения 1.Раздел: Знакомство с объединением

1.1 Тема: Ведению в программу. Инструкция по технике безопасности

Теория: Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России округе, крае. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Форма и одежда обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия.

Теория: Личная гигиена. Здоровое питание. Последствия неправильного питания.

Питьевой режим, оказание первой медицинской помощи при травмах. Тема: Общая и специальная физическая подготовка

Теория: Роль «ОФП» и «СФП» в тренировочном процессе.

Теория: Правила соревнований по лыжным гонкам.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика:

Общеразвивающие упражнения:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности/50-70/ 80-100 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м/800м/1000м/2000м/3000м/5000м.

Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Практика: Ходьба широким шагом.

Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.

Шаговая имитация с учебной целью.

Практика: Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двушажный ход, свободный ход; Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полу ёлочкой», «лесенкой»;

Практика: Повороты переступанием на месте/ в движении; Торможение падением, повороты переступанием; Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м/2000м/3000м/5000м.

Практика: Контрольные проверки, соревнования.

Практика: Изучение положений о соревнованиях. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности

Планируемые результаты.

В результате освоения содержания программы 3-го года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся будет иметь:

- ориентацию на понимание причин успеха в соревнованиях;

У обучающегося будет;

- сформирована дисциплинированность, внимание, волевые качества, стремление к здоровому образу жизни;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

-обучающийся будет знать наиболее эффективные способы достижения результата;

- обучающийся приобретёт умение находить ошибки при выполнении заданий и научится их исправлять; объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- обучающийся будет знать правила соревнований;

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- историю развития лыжного спорта в России, в регионе и в округе;

- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;

- расширит представления о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене, правильном питании, закаливание, как оказать первую медицинскую помощь при травме.

Обучающийся будет уметь:

- передвигаться ступающим и скользящим шагами; попеременным двушажным ходом, свободным ходом; подниматься по склону «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», выполнять торможение «плугом;

- преодолевать расстояние в медленном темпе до800м/,1000м/,1,500м, 2000м/3000м, 5000м;

- уметь передвигаться на лыжах по пересечённой местности;

- участвовать в соревнованиях школы, округа, края и помогать судить их;

- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям

Учебный план 4 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с объединением

1

1

-

1.1

Введение в программу. Инструкция

по технике безопасности

1

1

-

беседа

2

Теоретические занятия

9

9

-

2.1

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питание. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

3

3

-

Беседа, опрос

2.2

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам

3

3

-

Беседа, опрос

2.3

Правила, организация и проведение

соревнований

3

3

-

Беседа, опрос

3

Общая физическая и специальная физическая подготовка (ОФП)

109

12

97

Беседа, практическое

занятие

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

109

12

97

Устный опрос, практическое

выполнение задания.

5

Техническая и тактическая

подготовка

50

-

50

5.1

Основные базовые техники в лыжных гонках

20

-

20

Устный опрос, практическое

выполнение

задания.

5.2

Обучение основам тактических действий в лыжных гонках

30

-

30

Устный опрос, практическое

выполнение задания.

6

Выполнение контрольных

упражнений и соревнований

10

4

6

6.1

Зачет базовой техники

10

4

6

Зачетное практическое

занятие

7

Учебно-тренировочные игры,

подвижные игры, эстафеты, судейская практика

36

-

36

7.1

Соревнования внутри секции

36

-

36

Зачетное практическое

занятие

ИТОГО

324

38

286

Содержание учебного плана 4 года обучения

1.Раздел: Знакомство с объединением

1.1 Тема: Ведению в программу. Инструкция по технике безопасности

Теория: Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России, округе, крае. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Форма и одежда обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия.

Теория: Личная гигиена. Здоровое питание. Последствия неправильного питания.

Питьевой режим, оказание первой медицинской помощи при травмах.

Теория: Роль «ОФП» и «СФП» в тренировочном процессе.

Теория: Правила соревнований по лыжным гонкам.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика / Общеразвивающие упражнения:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 200-400 метров в режиме большой интенсивности/400м/500м/ 600-800метров скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 800м/1000м/2000м/3000м/5000м/10000м.

Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Практика: Ходьба широким шагом.

Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.

Шаговая имитация с учебной целью.

Практика: Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двушажный ход, свободный ход; Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полу ёлочкой», «лесенкой»;

Практика: Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м./3000м/5000м/10000м.

Практика: Контрольные проверки, соревнования.

Практика: Изучение положений о соревнованиях. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.

Планируемые результаты.

В результате освоения содержания программы 4-го года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся будет иметь:

- ориентацию на понимание причин успеха в соревнованиях;

У обучающегося будет;

- сформирована дисциплинированность, внимание, волевые качества, стремление к здоровому образу жизни;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

-обучающийся будет знать наиболее эффективные способы достижения результата;

- обучающийся приобретёт умение находить ошибки при выполнении заданий и научится их исправлять; объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- обучающийся будет знать правила соревнований;

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- историю развития лыжного спорта в России, крае, округе;

- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;

- расширит представления о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене, правильном питании, закаливание, как оказать первую медицинскую помощь при травме.

Обучающийся будет уметь:

- передвигаться ступающим и скользящим шагами; попеременным двушажным ходом, свободным ходом; подниматься по склону «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», выполнять торможение «плугом;

- преодолевать расстояние в медленном темпе до800м/,1000м/,1,500м,2000м/3000м, 5000м/,10000м;

- уметь передвигаться на лыжах по пересечённой местности;

- участвовать в соревнованиях школы, округа, края и помогать судить;

- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям

Учебный план 5 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с объединением

1

1

-

1.1

Введение в программу. Инструкция

по технике безопасности

1

1

-

беседа

2

Теоретические занятия

9

9

-

2.1

Гигиенические знания и навыки.

Режим и питание. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

3

3

-

Беседа, опрос

2.2

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по

лыжным гонкам

3

3

-

Беседа, опрос

2.3

Правила, организация и проведение

соревнований

3

3

-

Беседа, опрос

3

Общая физическая и специальная физическая подготовка (ОФП)

102

12

104

Беседа, практическое

занятие

4

Специальная физическая подготовка (СФП)

109

12

97

Устный опрос, практическое

выполнение задания.

5

Техническая и тактическая

подготовка

50

-

50

5.1

Основные базовые техники в лыжных гонках

20

-

20

Устный опрос, практическое

выполнение

задания.

5.2

Обучение основам тактических действий в лыжных гонках

30

-

30

Устный опрос, практическое

выполнение задания.

6

Выполнение контрольных

упражнений и соревнований

10

4

6

6.1

Зачет базовой техники

10

4

6

Зачетное практическое

занятие

7

Учебно-тренировочные игры,

подвижные игры, эстафеты, судейская практика

36

-

36

7.1

Соревнования внутри секции

36

-

36

Зачетное практическое

занятие

ИТОГО

324

31

293

Содержание учебного плана 5 года обучения

1.Раздел: Знакомство с объединением

1.1 Тема: Ведению в программу. Инструкция по технике безопасности

Теория: Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире. Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России, округе, крае. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Форма и одежда обучающихся, состояния их здоровья и самочувствия.

Теория: Личная гигиена. Здоровое питание. Последствия неправильного питания.

Питьевой режим, оказание первой медицинской помощи при травмах.

Теория: Роль «ОФП» и «СФП» в тренировочном процессе.

Теория: Правила соревнований по лыжным гонкам.

Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на организм.

Практика /Общеразвивающие упражнения:

координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки) выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 200-400 метров в режиме большой интенсивности/400м/500м/ 600-800метров скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 м/400м/600м/800м/1000м/2000м/3000м/5000м/10000м.

Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.

Практика: Ходьба широким шагом.

Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.

В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двушажного хода, то же имитация движений бесшажного одновременного хода.

Шаговая имитация с учебной целью.

Практика: Передвижение ступающим и скользящим шагами; Попеременный двушажный ход, свободным ходом; Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках; Подъемы «елочкой», «полу ёлочкой», «лесенкой»;

Практика: Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м./3000м/5000м/10000м.

Практика: Контрольные проверки, соревнования.

Практика: Изучение положений о соревнованиях. Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности.

Планируемые результаты.

В результате освоения содержания программы 5-го года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

Обучающийся будет иметь:

- ориентацию на понимание причин успеха в соревнованиях;

У обучающегося будет;

- сформирована дисциплинированность, внимание, волевые качества, стремление к здоровому образу жизни;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные результаты:

-обучающийся будет знать наиболее эффективные способы достижения результата;

- обучающийся приобретёт умение находить ошибки при выполнении заданий и научится их исправлять; объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- обучающийся будет знать правила соревнований;

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

- историю развития лыжного спорта в России, крае, округе;

- терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;

- расширит представления о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном режиме, о гигиене, правильном питании, закаливание, как оказать первую медицинскую помощь при травме.

Обучающийся будет уметь:

- передвигаться ступающим и скользящим шагами; попеременным двушажным ходом, свободным ходом; подниматься по склону «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», выполнять торможение «плугом;

- преодолевать расстояние в медленном темпе до800м/,1000м/,1,500м,2000м/3000м, 5000м/,10000м;

- уметь передвигаться на лыжах по пересечённой местности;

- участвовать в соревнованиях школы, округа, края и помогать судить;

- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

- спортивный зал , лыжные трассы.

Спортивное оборудование и инвентарь:

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Дидактическое обеспечение образовательного процесса:

Информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по лыжной подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению лыжных мазей, подбору лыжного инвентаря.

Карточки-задания для развития двигательных качеств;

Карточки-задания для выполнения и запоминания элементов лыжной техники; Подборка журналов о лыжном спорте.

2.2.Оценочные материалы и формы аттестации

Для определения уровня развития обучающихся проводятся:

Вид контроля

Форма и содержание

Дата проведения

Входной (вводный) контроль

Собеседование, тренировочные занятия (тестирование общей физической подготовленности обучающихся на начало учебного года)

Сентябрь-октябрь

Текущий контроль

Теоретические занятия (тематический опрос), тренировочные занятия (зачёт), соревнования ( показательное выступление или открытое занятие)

В течении года

Итоговое испытание

Контрольные испытания (тесты по ОФП)

Апрель - май

Проведение входного контроля и итогового испытания (тестирования) осуществляется тренером-преподавателем, данные по каждому обучающемуся заносятся в протокол по каждой учебной группе и сдаются комиссии по аттестации образовательной организации. Протоколы тестирования хранятся в образовательной организации в течение всего срока действия образовательной программы, и еще три года после этого.

В качестве аттестации используется тестирование. Критерии оценки результативности определяются по уровням и не должны противоречить следующим показателям:

- высокий уровень - успешное освоение обучающимся более 70% содержания образовательной программы;

- средний уровень - успешное освоение обучающимся от 50% до 70% содержания образовательной программы;

- низкий уровень - успешное освоение обучающимся менее 50% содержания образовательной программы.

Выполнение нормативов является требованием к результатам реализации настоящей Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося, проходящего подготовку, на следующий уровень подготовки.

Для успешного освоения программы обучающимся необходимо выполнение всех нормативов.

Основные показатели оценки: освоение теоретического материала программы, объёмов специальной и технической подготовок, регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов.

Система контроля и зачетные требования для учащихся 13-18 лет.

№ п/п

Разделы, темы

Формы занятий

Методы

Дидактический

материал,

ТСО

Форма

контроля

1.1

Техника безопасности и правила поведения на стадионе и в спортивном зале, на учебных занятиях.

Здоровье и развитие человека.

Строение тела человека. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Основные формы движения, напряжение и

расслабление мышц, изменение веса, роста и силы мышц.

Беседа

Словесный, демонстрационн ый

Памятки

Опрос

2.1

Лёгкая атлетика. Закрепление навыка и совершенствование техники бега, прыжков, метания мяча. Преодоление полосы препятствий.

Практич еское занятие.

Словесный, наглядный, упражнения

Школьный стадион, теннисные мячи, свисток, секундомер

Практические занятия.

Наблюдение

Объяснение ошибок, упражнения для

исправления.

2.2

Гимнастика с основами акробатики. Различные висы, упоры, перелазание через препятствия, опорные прыжки, элементы акробатических упражнений. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Практич еское занятие.

Словесный, наглядный, упражнения

Гимнастические скамейки, маты, бревно, шведская стенка, скакалки, канат, перекладина

2.3

Подвижные игры, эстафеты, соревнования.

Игра

Соревновательн ый

Мячи, кегли, обручи, свисток, гимнастические

палки, барьеры.

Наблюдение, оценки

3.1

Баскетбол: Обучение приёмам техники. Броски и ловля мяча. Стойки и перемещения. Передачи, броски одной и двумя руками, финты (в парах и индивидуально).

Практич еское занятие. Трениро вка.

Словесный, наглядный, упражнения, тренировка.

Спортивный зал, баскетбольные щиты, мячи, свисток, секундомер

Практические занятия.

Наблюдение

Объяснение ошибок, упражнения

для исправления.

3.2

Футбол: Элементы футбольной техники. Передвижения игроков по площадке. Удары по мячу. Остановка мяча ногой. Ведение мяча ногой.

Практич еское занятие, трениро вка.

Словесный, наглядный, упражнения, тренировка.

Спортивный зал, школьный стадион, футбольное поле, мячи, свисток, секундомер

4.1

Обучение передвижения лыжными ходами( классическими и свободный стиль).

Практическое занятие

Словесный, наглядные упражнения, тренировка.

Стадион, лыжные трассы,секундамер.

Практические занятия,объяснение,исправление ошибок.

5.1

Контрольные нормативы по ОФП, СФП

Соревно вание,

Зачёт.

Соревнование, индивидуальный зачёт.

Спортивный зал, стадион, свисток, секундомер, мячи для метания,

Перекладина, линейка, лыжная трасса

Наблюдения, протокол.

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

для перевода в группы.

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

юноши

девушки

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Скоростные качества

Бег на 60 м (с)

10,8

10,7

10,6

10,5

10,2

Бег на 100 м (с)

15,30

15,2

15,1

15,0

14,5

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

190

192

195

196

197

167

168

169

170

171

Выносливость

Бег 800 м

3,35

3,30

3,25

3,20

3,15

Бег 1000 м

3,45

3,40

3,35

3,30

3,25

Лыжи, классический стиль 1 км

4:48,09

4:13,32

5:24,65

4:49,95

Лыжи, классический стиль 3 км

16:00

17:30

15:20

Лыжи, свободный стиль 1 км

4:52,12

4:12,89

5:26,4

4:43,52

Лыжи, свободный стиль 3км

14:40

16:50

14:30

Лыжи, классический стиль 5 км

21:00

24:00

Лыжи, классический стиль 10 км

44:00

Лыжи, свободный стиль 5 км

20:00

23:30

Лыжи, свободный стиль 10 км

42:00

Техническое

Мастерство

Обязатель-ная техническая программа

Техническая программа разрабатывается, утверждается локальными актами учреждения, осуществляющего спортивную подготовку

Спортивный разряд

2-3ю

3

2

1

2-3ю

3

2

1

2.3.Методические материалы

В процессе реализации программы используются следующие методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса:

- словесный, объяснение, рассказ, беседа, объяснение нового материала применяются при изучении теоретических разделов программы;

- наглядный показ, упражнения в парах, тренировки при общефизической подготовке лыжников;

- словесный, беседа, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом применяются при специальной подготовке, учебная игра используется при технической подготовке учащихся;

- практические занятия, упражнения в парах, тренировки, учебная игра применяются при игровой подготовке.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Тестирование, карточки судьи, протоколы, зачет, промежуточный тест, учебная игра, промежуточный отбор, соревнование.

Форма организации и проведения занятия.

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты, таблицы, карточки, справочные материалы, терминология. Конспекты занятий для педагога.

2.4.Календарный учебный график

Календарный учебный график - это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования, и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, дата начала и окончания учебных периодов.

Этапы образовательного

процесса

1 год

2 год

3 год

4год

5 год

Продолжительностьучебного

года, неделя

36

36

36

36

36

Количество учебных дней

108

108

108

108

108

Продолжительность учебных периодов

1

полугодие

01.09.2022-

31.12.2022

01.09.2022-

31.12.2022

01.09.2022-

31.12.2022

01.09.2022-

31.12.2022

01.09.2022- 31.12.2022

2

полугодие

12.01.2023-

31.05.2023

12.01.2023-

31.05.2023

12.01.2023-

31.05.2023

12.01.2023-

31.05.2023

12.01.2023-31.05.2023

Возраст детей, лет

13

14

15

16

17-18

Продолжительность занятия, час

3

3

3

3

3

Режим занятия

3 раза/нед

3 раза/нед

3 раза/нед

3 раза/нед

3 раза / нед

Годовая учебная нагрузка, час

324

324

324

324

324

2.5.Календарный план воспитательной работы

№\

п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Дата

1

Туристический поход на сопку

3

12.09.2022

2

Викторина «День народного единства»

2

02.11.2022

3

Новогодняя математическая эстафета

2

26.12.2022

4

Праздничная программа к Дню Защитника Отечества

2

19.02.23

5

А ну-ка, девочки!!!

2

06.03.2023

6

Конкурс рисунков «Безопасность на дороге»

-

01.05.2023

7

Участие в кроссе, посвященный Дню Победы

2

07.05.23

Список использованной литературы

1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник. Москва: КноРус, 2018. 288 c.

2. Торочкова Т.Ю. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: Учебник. Москва: Academia, 2019. 192 c.

3. Фёдорова Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник. Москва: Экзамен, 2016. 80 с.

4. Питерских Г. Т. Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах. Москва: Русское слово – учебник, 2018.216 с.

5. Громова О.Е. Подвижные игры для детей. Москва: Сфера, 2018. 128 с

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области