Педагогическая мастерская «Работаем, следуя инструкции»
Мозги есть у всех, просто не все разобрались с инструкцией (Хью Лори)
Добрый день, уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в педагогическую мастерскую «Работаем, следуя …» (тема на слайде). Уверена, что каждый из вас неоднократно обращался к групповым формам работы. С одной стороны, этому можно только порадоваться. Учебная группа – великая сила. Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления и адекватной самооценки, развивают самостоятельность и ответственность, способность к кооперации и сотрудничеству. Всё это справедливо с одним маленьким «но»: сами ученики и их педагоги должны быть готовы к работе в группе и к организации работы групп. Что означает последняя фраза? (мнение) Как много составляющих мы назвали. Нам этому надо учиться самим и этому учить наших детей. Естественно, в рамках нашей мастерской все вопросы мы охватить не сможем, но маленький шаг вперёд мы вполне способны сделать.
Сегодня вам предстоит работа в группах. Группы получились случайные, поэтому, чтобы вам было комфортно работать друг с другом, предлагаю небольшое групповое задание. На выполнение задания 1 минута.
Каждой группе даётся листочек с заданием.
1 группа
чибпонвасовтпрчвбпуокцабаичя
2 группа
- Разгадайте ребус
о л 4 = ц ,,,
3 группа
- Расшифруйте слово
И Я У Н О Ц Р К С П Т
- Какое слово у вас получилось? (инструкция) добавить слово в тему на слайде
- Начнём с понятия. Что такое инструкция? Обсудите в группах. 1 минута времени
- Сравните ваше определение с определением, взятым из толкового словаря Ожегова. (на слайде)
Инструкция – указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
- Как часто и где мы с вами встречаемся с этим понятием? (в повседневной жизни). Приведите примеры.
- Как много примеров вы привели. А дети наши встречаются с инструкциями? Где? (настольные игры, на уроках)
Работа в группах
- Приведите пример инструкции из учебника. (Группы получают разные учебники) На работу 3 минуты.
- Какие инструкции вы нашли? (Каждая группа озвучивает)
- В учебниках по каждому предмету есть инструкции, а всегда ли у наших детей получается правильно выполнить задание, следуя инструкции? Почему так происходит, попытаемся сегодня разобраться вместе.
- Обсудите в группе причины, по которым на ваш взгляд ученики испытывают трудности при работе с инструкцией.( каждому выдаётся инструкция)
1. Подумай, что может быть причиной того, что дети испытывают трудности при работе с инструкцией.
2. Выскажи своё мнение участникам группы.
3. Обсудите в группе предложенные варианты.
4. Выберите 2 наиболее важные причины.
5. Озвучьте свой ответ.
- Обратимся к практике.
К уроку окружающего мира во 2 классе я приготовила инструкцию к выполнению задания в группе. Работа в группе у меня не получилась. Почему? Обсудите в группе.
Инструкция
Прочитайте текст. Определите, о какой семейной традиции идёт речь в тексте. Выберите картинку и название, соответствующие этой семейной традиции, наклейте их в нижнем левом углу ватмана. Приготовьте устный ответ по следующему алгоритму:
Мы решили, что в тексте говорится о такой традиции, как … .
Ценность (важность) этой традиции в том, что …. .
(Мелкий шрифт, сплошным текстом прописано, длинные предложения).
Используя все минусы данной инструкции, составьте требования к оформлению инструкции.
4. Каждое задание прописывать отдельно
- Мы сделали небольшой шаг к успеху при работе с инструкцией.
- Согласно этим требованиям, отредактируйте предложенную вам инструкцию. (если возможно – на компьютере)
- Попробуйте сами составить инструкцию к следующему заданию.
Дан некоторый небольшой отрезок. Необходимо измерить его длину, но в вашем распоряжении имеется только сломанная линейка. Как с её помощью измерить длину отрезка?
Инструкция
Проверка
- Предлагаю сравнить 2 инструкции: ту, которую вы составили сейчас, с инструкцией, по которой вы выявляли причины затруднения детей при работе с инструкцией.
- Чем они отличаются? (в инструкции для групповой формы работы должны быть прописаны задания, рассчитанные на каждого участника группы в отдельности и для совместного обсуждения)
- Можно предложить ещё ряд вопросов и заданий: (слайд)
- Выберите из предложенных вариантов наиболее ( самый)………….
- Составьте два-три вопроса к тексту……………………………….
- Сочините свой финал сказки (рассказа)
-Составьте групповой рассказ с помощью (ключевых слов, ….)
-Приведите 1-2 аргумента (примера)………..
-Представьте живую модель……….
- Распределите обязанности (роли ) в группе
- Составьте план ответа……..
- Озаглавьте текст. Обсудите и выберите самый интересный (правильный) вариант
- Составьте кластер……..
- Разработайте мини- проект по теме………….
- Составьте коллаж по теме……….
- Нарисуйте иллюстрацию к…….
- Составьте групповую характеристику героя ( явления…..)
- Решите задачу (пример) оптимальным способом……..
- Можно на этом поставить точку?
- Всегда ли правильно составленная инструкция это залог успешной работы в группе?
- Нужно ребёнка обучать работать с инструкцией. Когда и как нужно начинать это делать?
- Практика работы показывает, что в 1-2 классе такая работа должна проводиться коллективно и поэтапно. В 3-4 классах увеличивать долю самостоятельности.
- Вам нужно в группе выполнить творческое задание «Цветик – семицветик», следуя инструкции.
- Определите в группе, кто будет читать. Один читает, все остальные внимательно слушают.
- Прочитайте задание под номером 1. (Возьмите лепесток красного цвета).
- Прочитайте задание под номером 2. (Прочитайте вопрос).
- Прочитайте задание под номером 3. (Обсудите в группе варианты ответа)
- Прочитайте задание под номером 4. (Выберите 1-2 варианта ответа)
- Прочитайте задание под номером 5. (Напишите на обратной стороне лепестка свой ответ).
- Прочитайте задание под номером 6. (Наклейте лепесток на цветок)
- Прочитайте задание под номером 7. (Продолжите выполнение задания, следуя инструкции с номера 1, меняя цвет лепестка)
Вопросы:
- красный: что узнали нового, полезного?
- голубой: какие пожелания хотите высказать?
- розовый: что вызвало сомнения?
- зеленый: какой вид деятельности показался наиболее сложным?
- оранжевый: какой вид деятельности оказался наиболее интересным?
- синий: каковы впечатления от работы в группе?
- фиолетовый: какие новые мысли, чувства у вас появились?
Инструкция
- Какие красивые цветики – семицветики у вас получились. Согласно сказки, этот цветок выполняет желания. Хочу, чтобы 1 группа озвучила ответ на вопрос красного лепестка, 2 группа – синего лепестка, 3 группа - фиолетового лепестка.
В заключении хочется сказать, что потенциал групповой работы велик. Но это серьёзный, профессиональный приём работы. И чем чаще все мы будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, правильно ли мы подготовили групповые задания и инструкции к ним, тем профессиональнее будет наша деятельность. Спасибо вам за совместную продуктивную работу и приятное общение. Приглашаю вас на рефлексивный ринг.