Конспект индивидуального занятия по теме:
«Постановка звука Л».
Цель:постановка звука Л
Задачи:
1.Коррекционные: закрепление правильного произношения звука Л в словах и предложениях,развитие фонематического слуха,закрепление понятия о звуковом составе слова.
2.Образовательные: развитие словаря.
3.Воспитательная: учебное умение , развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование: картинка Лунтика,мультфильм про Лунтика,зеркало
Ход занятия:
Этапы занятия, цель | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
Организационный момент. Цель:настроить ребенка на занятие Тема занятия Цель:познакомить ребенка с темой занятия Подготовительные упражнения цель: формирование арт. аппарата Постановка звука Л | Здравствуй,…... Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма. Чтобы ты его узнала, мы посмотрим отрывок из мультфильма (логопед демонстрирует отрывок из мультфильма про Лунтика). - Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Юля, покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).Молодец! Правильно, это буква “Л”. Буква “Л” обозначает звук “Л”, который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л. Сегодня мы будем учиться произносить звук “Л”. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали,для этого мы с тобой сделаем упражнения для губ и языка. «Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме. «Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…». «Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше. «Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!). Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна! Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается. Логопед вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). А чтобы тебе было легко научиться произносить звук Л ,я тебе сейчас расскажу сказку ,а ты повторяй за мной: «Как маленький пароходик научился гудеть» «Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».давай погудим-ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ.молодец. Встанем, повторяй за мной, (игра пальчиковая. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу — ал, ол, ул, ыл) Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе. Развитие плавного длительного выдоха. А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнулись, набрали носом воздух, и подули на широкий кончик языка — ффф, щек не раздувать. Молодец игра «Поймай звук». Слушай меня внимательно, если услышишь звук Л, хлопни в ладоши. Готова? л д ж л в у п р л т м л а теперь слоги: ла па ри ил ит ин ен ел ул ув а теперь слова: лапа, доска, самосвал, пила, стол, стог, факел, крыло, книга, Золушка Мне понравилось играть с тобой. | Здравствуйте. Смотрит мультфильм. выбирает из предложенных букв букву “Л” повторяет упражнения. Повторяет перед зеркалом арт.упражнения Слушает сказку и повторяет звуки-У,О,Ы,Л Повторяет за учителем игру. Хлопает в ладоши когда слышит звук Л |
Физминутка Цель:дать ребенку время для отдыха | А сейчас мы отдохнём И опять играть начнём. Руки в стороны ---- наклоны в стороны ---- повороты вправо – влево ---- наклон вниз ---- подняться, потянуться на цыпочках ---- опустились. | |
Работа с табличками Цель:показать графическое изображение звука Л | Посмотри-это буква Л.она дружит со звуками-А,О,Е,И,Ы,Я,Ь,Уи получаются слоги-ЛА,ЛЯ,ЛИ,ЛО,ЛУ,ЛЕ,ЛЫ,ЛЬ | повторяет слоги |
Итог занятия: Цель:дать оценку работе ребенка. | Итак, наше занятие подошло к концу. Какой звук мы научились произносить? - А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться На этом наше занятие окончено, до свидания! | Мы сегодня научились произносить звук Л. До свидания ,Лунтик. До свидания. |