Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Наши истоки

Поделиться опытом использования материалов по истории родного края при проведении экскурсий

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«НАШИ ИСТОКИ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 7-17 лет

Разработчик:

Даминова Мухабад Махмудовна,

учитель географии,

первая квалификационная категория

пос. Санинского ДОКа

2023 г.

Введение

Основой всех человеческих ценностей

служит нравственность.

А. Эйнштейн

Россия живет в условиях информационного общества. ХХI век своей стремительностью в развитии инновационных технологий, экономики и бизнеса внес свои коррективы в духовно-нравственное воспитание подрастающих граждан России, граждан страны с многовековыми православными традициями. Рост бездуховности, потеря жизненных ориентиров, таковы характерные для современности явления в обществе.

Актуализация проблемы нравственного и духовного воспитания молодежи не случайна. Революционные события 1917 года и последующее развитие страны принесло отчуждение человека от подлинной духовной культуры, забвение национальных традиций, основ Православия.

Российская история богата примерами, когда, утратив многие культурные ценности и идеалы прошлого, страна, казалось, стоит на краю пропасти. Но всегда находилась сила, новый толчок к возрождению нравственности. В этом немалая заслуга музеев, сумевших сохранить исконно русский дух нашей Родины, заслуга энтузиастов, без устали открывающих забытые страницы истории, наконец, возрождаемые традиции прошлого.

В процессе перехода на обновленные государственные образовательные стандарты воспитательная система МБОУ «Санинская СОШ» опирается на концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В настоящее время во Владимирской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Перед учительским сообществом поставлен широкий круг задач, среди которых развитие многовековых духовных традиций Отечества, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, сохранение и приумножение национального культурного, духовного наследия. Поэтому особую актуальность приобретает изучение истории родного края как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах. Сохранение духовно-нравственного потенциала страны через возрождение традиций нашего народа, духовное и патриотическое воспитание должны стать главными приоритетами в воспитании подрастающего поколения.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью и некоторые другие. На фоне пропаганды СМИ насилия и жестокости, широкой рекламы табачных изделий и алкогольной продукции ситуация ещё более осложняется. Представления детей о главных человеческих духовных ценностях зачастую вытесняются материальными, и, соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, формируются вредные привычки у подростков. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника с опорой на традиционные источники нравственности: Россия, гражданское общество, семья, труд, наука, природа, человечество.

Актуальность. В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях родного края в науке, культуре, производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им. Надо, прежде всего, глубоко знать его историю. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В связи с этим разработана программа дополнительного образования «Наши истоки».

Данная дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом актуализированной Программы воспитания МБОУ «Санинская средняя общеобразовательная школа» и опыта воспитательной работы педагогического коллектива.

Основания для разработки программы:

– Конституция Российской Федерации;

− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

− Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Федеральный проект «Патриотическое воспитание» нацпроекта «Образование»;

- Примерная программа воспитания, одобренная решением ФУМО по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20);

− Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года»;

− Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;

− Распоряжение Правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года»;

− Распоряжение Правительства от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования;

- Стандарт православного компонента начального, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ, утвержденный решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 г.

- Устав МБОУ «Санинская СОШ» Петушинского района Владимирской области.

Цель:

создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подростков на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование знаний подростков в области исторического духовного развития России, патриотического прошлого страны;

- расширениекругозора обучающихсячерезразвитие

духовно-нравственных ориентиров в процессе познания современного мира, оценки культурных и исторических событий.

Воспитательные:

- воспитание подрастающего поколения в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим достижениям;

- формирование духовно-нравственных качеств: честь, совесть, вера, добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей и государством;

- формирование патриотических ценностей, основанных на убеждении в необходимости сохранения исторической памяти и любви к Отечеству;

- формирование базовых национальных ценностей многонационального народа РФ: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, искусство, наука, природа, традиционные русские религии, человечество.

Развивающие:

-формировать ключевые компетенции по усвоению научных знаний, необходимых для организации собственной деятельности;

- развивать интеллектуальные способности в области поисково-исследовательской работы;

- развивать мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать информацию по истории родного края.

Приоритетные направления программы: воспитание гражданственности, патриотизма, воспитание нравственных чувств и эстетического сознания, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Исполнители программы: педагоги, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, гражданском воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Данная программа реализуется МБОУ «Санинская СОШ» на базе школьного этнографического музея, в тесном взаимодействии и сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы: СДК поселка Санинского ДОКа, краеведческими музеями района и области и успешно прошла апробацию, что подтверждается результатами. [1]

Содержание программы

Вводное занятие.

Раздел 1. История села Санино, поселка Санинского ДОКа и окрестностей. Улицы и достопримечательности Санино. (8 ч.)

Раздел 2. Наши знаменитые земляки. Биографии Героев Советского Союза, уроженцев земли Владимирской. (8 ч.).

Краеведы малой родины и их вклад в изучение истории Владимирской губернии (4 ч.)

Раздел 3. Обычаи и традиции малой родины. Декоративно-прикладное искусство, культура, традиции и быт населения края. Мастера-аргуны (8 ч.)

Празднества, обычаи и традиции Владимирского края (8 ч.)

Народные промыслы края. Промышленные предприятия края (8 ч.)

Раздел 4. Облик Владимирского края в 1941-1945 г.г. Трудовые подвиги и быт земляков в годы Великой Отечественной войны. Школьники в 1940-е годы. Санинцы-ветераны Вов и труженики тыла. (6 ч.)

Раздел 5. Проектно-исследовательская работа. Подготовка творческих работ, проектов, презентаций, их публичная защита. (10 ч.)

Раздел 6.Участие в акциях «Бессмертный полк», «Салют, Победа» и др.(10 ч.)

Раздел 7. Анализ результатов реализации программы. Диагностика (4 ч.)

Программа «Наши истоки» ориентирована на учащихся в возрасте от 7-17 лет (без ОВЗ). С учетом возрастных особенностей обучающихся отбирается теоретический материал, выбираются формы и методы проведения занятий, осуществляется контроль результатов. Занятия носят регулярный и упорядоченный характер и проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Для учащихся в возрасте 7-10 лет предусмотрены занятия продолжительностью 40 минут. Часть времени занятия используется на проведение физкультминуток (3-5 минут).

0,5 часа в неделю выделяется для индивидуальных занятий с обучающимися при подготовке творческих и конкурсных работ по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому направлениям.

Продолжительность реализации программы: 1 год обучения. На полное освоение программы требуется 80 академических часов.

Занятия проходят в кабинете, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы для осуществления образовательного процесса. Часть практических занятий проводится в этнографическом музее «Светозары» МБОУ «Санинская СОШ».

Планируемые результаты

Предполагаемые результаты по освоению программы учащимися выражаются в системе усвоенных знаний и сформированных умений и навыков. Ожидаемый результат соответствует поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

- усвоение специальных теоретических знаний по изучению содержания образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин духовно-нравственного, туристско-краеведческого характера;

- приобретение умений и навыков практической деятельности;

- развитие личностных качеств учащихся.

Характеристика образовательного минимума включает результаты:

Предметные:

Обучающийся должен

Знать:

- правила работы с музейными экспонатами, с документами;

- правила подготовки и проведения экскурсии, этической беседы;

Уметь:

- уметь работать в паре, в группе;

- демонстрировать (при необходимости) артефакты, музейные экспонаты;

Владеть:

- навыками грамотной, правильной речи;

- культурой общения с участниками мероприятий.

Результаты воспитывающей деятельности

Учащиеся будут знать: основы моральных качеств;

владеть способами уверенности и самореализации в коллективе;

понимать главную ценность музея как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

осознавать значимость изучения традиций и культуры русского народа для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности.

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.

Результаты развивающей деятельности

Учащиеся будут

Знать

- правила работы с фондами музея, архивными материалами;

- основные требования к подготовке и проведению экскурсий, уроков на базе школьного музея;

уметь

- работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного края;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- анализировать и систематизировать информацию по истории родного края;

- учитывать разные мнения и интересы.

Обучающиеся смогут использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕЛАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации Программы:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 6 штук;

3. Стулья – 14 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкаф для хранения наглядных пособий, оборудования;

6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты, таблицы, схемы, видеопрезентации по темам; тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

7. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, Интернет, фотоаппарат.

8. Фонд этнографического музея «Светозары».

На занятиях используются такие словесные, традиционные методы, как рассказ, лекция, беседа. На их основе главным образом и создаются теоретические занятия.

Используются также традиционные наглядные методы, с широким использованием дидактического материала, методических наработок (слайд - и видео фильмы, карты, схемы, музейные предметы, учебные пособия). Данный метод развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемому материалу.

На занятиях используется метод создания проблемных ситуаций. Главнейшей задачей курса является развитие творческой активности детей.

При освещении различных тем программы используются информативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический (частично-поисковый), проблемный, опытническо-исследовательский методы. Они применяются в различных комбинациях в зависимости от построения занятия и сложности рассматриваемой темы.

Формы аттестации и контроля

Формы аттестации

Деятельность по изучению родных истоков, обычаев и традиций нашего народа – универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся в начале учебного года.

Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся - осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе (тест).

Формы контроля:педагогическоенаблюдение,выполнение практических заданий педагога, выполнение тестовых заданий, зачет, творческая работа на выставку или конкурс, участие в фестивалях, соревнованиях, сдача нормативов ГТО, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.

Формы фиксации результатов: портфолио учащегося.

Диагностика показателей воспитанности проводится методом наблюдения, путем тестирования, опроса, анкетирования. Для оценки уровня обученности и воспитанности обучающихся используется методики определения уровня воспитанности М.И. Шиловой.

Подведение итогов (итоговый контроль) после окончания курса обучения и реализации дополнительной образовательной программы осуществляется на основании выполнения тематического плана, учебных часов и усвоения детьми в достаточно полном объеме знаний по краеведению.

Требования к оценке творческой работы (проекта)

Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:

- определены и четко сформулированы цель и задачи работы;

- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;

- содержание работы (проекта) изложено логично;

- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения, практическая направленность;

- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности исследования;

Формы защиты творческой работы (проекта):

- очная презентация;

- участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, во Всероссийском движении «Отечество».

Оценочные материалы

Для оценки знаний обучающихся используются следующие формы контроля: собеседование, устный и письменный опрос, написание рефератов, сообщений, сочинений, рассказов, тестирование и др.

При полной или частичной реализации дополнительной образовательной программы «Наши истоки», при подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога используются следующие формы работы: организация классных и общешкольных мероприятий, выставки рисунков, плакатов, конкурсы стенгазет, кроссвордов, викторины, игровые, конкурсные программы, тестирование, опрос.

Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю.

Мы рассчитываем на заметное опережение образовательного уровня у подростков по сравнению с их сверстниками, не включенными в систему дополнительного образования.

Реализация программы будет способствовать повышению степени обучаемости детей в общеобразовательной школе, формированию ориентации учащихся на выбор в будущем ими в числе других - профессий гуманитарной направленности, профессий связанных с географией, естествознанием, краеведением, историей, туризмом.

Мы также ожидаем и такие позитивные результаты, как возрастание у участников программы интереса к изучению истории родного края, окружающему их предметному миру.

Отслеживание эффективности исследовательской подготовки школьников может быть зафиксирована при помощи следующих индикаторов.

Первый индикатор: ориентированность реализуемых дополнительных образовательных программ на осуществление миссии учреждения, что предполагает:

- наличие в дополнительных программах соответствующих разделов, описывающих деятельность по обеспечению этнокультурного воспитания, формирование межкультурной толерантности;

- наличие программы отслеживания результатов этнокультурного воспитания школьников, формирования межкультурной толерантности;

- планы совершенствования педагогического обеспечения по решению задач этнокультурного воспитания и формирования межкультурной толерантности.

Второй индикатор: наличие, факт реализации и качество организации социальных проб школьников в различных видах деятельности, содействия в самоопределения в досуговых и в профессиональных предпочтения, что предполагает:

- наличие специальных дополнительных программ или соответствующих разделов в дополнительных образовательных программах первых двух лет обучения и/ или группы творческой ориентации;

- качество программы с регулярным самоанализом и коррекцией (1 раз в 3 года);

- наличие программы мониторинга эффективности и положительная динамика результатов педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях;

- планы совершенствования педагогического обеспечения самоопределения школьников в досуговых и профессиональных предпочтениях.

Третий индикатор: наличие, факт реализации и качество дополнительной программы подготовки школьников к исследовательской деятельности:

- участие в программе от 15 школьников до 20% от общего числа участников программы;

- положительная динамика результатов по итогам диагностики уровня сформированности исследовательских компетенций;

- активность и успешность участия школьников в конкурсах различных уровней.

Процедуры отслеживания: работа с документами (дополнительные образовательные программы, списки школьников – участников конкурсов и соревнований, результаты отслеживания результатов школьников в физическом, коммуникативном, духовно-нравственном развитии, результативность участия школьников в конкурсах и соревнованиях).

Выводы об уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся, как показатели уровня духовно-нравственного развития и воспитания оформляются в соответствии с критериями.

Оценочные материалы

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»);

Диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П.Капустиной)

Итоговый опросник «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ» (Степанов П.В, к.п.н.)

Опрос проводится не чаще 1 раза в год.

Список литературы

1. Большакова Н.В. Аргуновское наследие. М., 2002 г.

2 Ванслова Е.Г. Музей и культура в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие. - М., 1995.-176 с.

3. Ген Г.Я. Игра, творчество, развитие. Выпуск 1. Сказочные путешествия (сборник разработок развивающих занятий для дошкольников и младших школьников), Обнинск.,1997.-60 с.

4. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие для слушателей. М., 1985.-256 с.

5. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры" – М.: Владос, 2000 – 158 с.

6. Салахетдинова В.А. Одаренные дети (концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования). М., 1998.-53 с.

7. Юхневич М.Ю. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993.-160 с.

Приложение. Маршрут выходного дня. Автор Шилкин Андрей, 9 класс.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области