Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.)
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Воспитание и обучение – процесс двусторонний, построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка. Современный образовательный процесс с дошкольниками требует такого взаимодействия педагога с воспитанниками, которое обеспечивало бы детям свободу действий и содействовало бы гармоничному развитию. От характера педагогического взаимодействия зависит эффективность образовательного процесса.
Общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.
В МБДОУ ЦРР –д/с № 47 «Искорка» созданы условия, повышающие эффективность педагогического взаимодействия взрослых и детей:
- организация личностно- развивающей среды (зонирование групповых помещений: «Центр исследования, опытов и экспериментов», «Мое творчество», мини-музей «Ставрополье- край Казачий» и д.р.)
-создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
-введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности (участие во Всероссийском субботнике «Зеленая Россия», в акции «Наследники Победы», «Бессмертный полк» и д.р.)
-организация совместной деятельности (участие в мероприятиях, посвященных празднованию «Дня России», «Дня здоровья», «Дня семьи, любви и верности», «Дня Государственного флага РФ» и д.р)
-оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;
-организация коллективных игр;
Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия– организация совместной деятельности детей.
Это даёт возможность перейти от монологического стиля общения («педагог - дети») к диалогическому, от авторитарной формы – к демократической.
При этом меняется позиция воспитанника: из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.
Педагогами МБДОУ ЦРР - д/с №47 «Искорка» используется подход к образовательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка.
В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества.
В основе взаимодействия педагогов с детьми в нашем детском саду лежит личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности.
Наш педагог:
1. Уделяет ребенку как можно больше времени. Всегда находит время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживает ребенка во всех начинаниях.
3. Не предъявляет ребенку завышенных требований.
4. Не наказывает ребенка, а хвалит и поощряет.
5. Служит для ребенка примером для подражания.
6. Спокойно реагирует на шалости или плохое поведение.
7. Последователен в воспитании. Устанавливает границы дозволенного и придерживается их. Дети чувствую себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупает, а вознаграждает! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением любимой сказки.
9. Является для ребенка советником, но не диктует, что ему делать. Уважает его право на собственное мнение.
10. Поддерживает с ребенком теплые и доверительные отношения.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия педагогами преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого используются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком.
Потребность в личностном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни играет решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуальное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.
Следующая особенность работы с детьми раннего возраста — опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения - инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т.п. - чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны ему. Эта особенность маленьких детей предъявляет особые требования к деятельности воспитателя, которые заключаются в том, что речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизни, главное место в которой занимают действия с предметами.
В работе педагогами ДОУ учитывается такая характерная особенность психической организации маленьких детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя не просто включены в контекст реальных действий, а имеют яркую интонационную окраску, сопровождаются соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.
Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое значение в жизни детей, взаимодействие между ними и взрослыми не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Взрослые принимают участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это означает, что воспитатель не занимает позицию «над ребенком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию «глаза на одном уровне», например, садится на маленький стульчик или на ковер рядом с ним, и вместе они собирают пирамидку, рисуют, играют. Голос взрослого не доминирует, подавляя естественный шум в группе. Дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства.
Принимая участие в совместной деятельности с детьми в качестве равноправного партнера, педагог выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их за старание и настойчивость тогда, когда они с гордостью демонстрируют результат своей работы или совершают хороший поступок.
В ходе взаимодействия педагогов с детьми происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы социально- нравственных ценностей, норм общественной культуры. В процессе общения ребенок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизни, кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В МБДОУ ЦРР-д/с № 47 «Искорка» социальным педагогом и педагогом- психологом в рамках дополнительного образования проводится кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста: «Академия дошкольных наук» и «Мир внутри и вокруг нас». Цель работы – формирование «позитивного отношения к своему «Я», к социальному окружению, развитие социальных умений коммуникативной гибкости, профилактика нарушений поведения, успешной социализации детей дошкольного возраста. С детьми проводятся беседы, викторины, игры-путешествия на темы: « Где живет добро?», «Путешествие на корабле комплиментов», «Умеем ли мы дружить», «Секреты волшебных слов», «Я глазами других»и др. Педагоги ведут кружки эмоционально и непринужденно. К каждому ребенку находят индивидуальный подход и учитывают его личностные особенности. Специалисты обладают профессиональными качествами, используют музыкальное сопровождение релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение воспитанников. Благодаря этой работе решается одна из важнейших задач дошкольного образования- социализация ребенка и важнейшая ее часть- развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.