«Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством игр с шариками МАРБЛС - декоративными камешками».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике).
Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.
Основа жизнедеятельности ребенка – это игра. И поэтому процесс развития не может осуществлять вне её. Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми.
У каждого из нас есть своя «педагогическая копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приемы, которые мы используем в своей работе. Хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным нетрадиционным материалом, который я использую в своей работе как одну из форм здоровьесберегающей технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логических связных предложений. Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, потому что процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено, как основная образовательная область. Именно речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности. Итак, как же взаимосвязаны разноцветные камешки и связная речь у детей дошкольного возраста?! Коллеги, как вы думаете?
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков, которые называются Марблс.
МАРБЛС - в переводе с английского означает «мрамор». Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс.
Предлагаю, познакомиться с камешками, с этим прекрасным, и в тоже время простым и доступным материалом. В своей работе я опираюсь на методическую литературы Пляскиной Елены Прокопьевны, Поваляевой Марины Александровны, Кальцовой Марии Михайловны и Исениной Елены Николаевны. Использование «камешков Марблс» возможно при изучении лексических тем, закрепление знаний по изучаемой теме и классификации по цвету, форме, размеру, так же при звуко-буквенном анализе слов, при развитие пространственных представлений, знакомстве с буквой и цифрой, выкладывание из камешков фантазийных узоров и составление описательного рассказа о нем, игры на формирование грамматического строя речи тоже можно применять играя с камешками.
Скажите пожалуйста, а Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками? Именно сами дети и натолкнули меня на мысль об использовании камней в свою педагогической деятельности. Ведь они очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Детей привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, камешки можно применять не только на занятиях по развитию речи, а во всех образовательных областях, как элементы дидактической игры или сюрпризный момент.
Они 3 имеют разнообразные оттенки и цвета и размер. К ним так и хочется прикоснуться, подержать в руках, загадать желание, взять себе на счастье. Они притягивают и завораживают не только детей, но и взрослых. Но главное их предназначение – это множество доступных и полезных игр, которые педагог может сам изобретать и использовать, как в группе, так и на прогулке в игровой деятельности. Ведь процесс обучения не может проводиться без игры. Так же на своих занятиях могут применять логопеды и психологи. Как на индивидуальных так и на групповых занятиях. Одним из важных условий в работе является соблюдение техники безопасности и возрастные особенности детей. А сейчас я предлагаю, Вам увидитесь, многообразие различных игр при использовании «камешков Марблс», для этого мне нужно 5 человек подойдите, пожалуйста, ко мне.
ИГРА «Волшебная шкатулка»
Как вы думаете, что находится в моем волшебной шкатулке? Давайте проверим. (По очереди, каждый участник достает камешек, а теперь используя одно слово опиши свой камешек, какой он?) Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Давайте вспомним с вами правила при работе с камешками. (нельзя брать в рот, засовывать в нос, ухо, бросать, нужно аккуратно работать с ними и быть внимательными).
Видео обращение от КАРАНДАША Я предлагаю вам превратиться в волшебников и разгадать все задания, которые я для вас приготовила. И только когда все задания будут позади мы сможем вместе открыть и узнать что же хранится в этой волшебной коробке.
Как и чем мы сможем помочь Карандашу.
1 Задание: «Сухой бассейн»
Представим, что мы на улице возле песочницы . Каждой из вас предстоит разгадать загадку и выложить из камней ответ.
1. Гори, гори ярче, Чтобы было жарче. Что это? (Солнце).
2. Беленькие гуси по небу летят. Беленькие гуси Солнце скрыть хотят…(Облака).
3. С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые …(снежинки).
4. Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду…(Лужи)
5.Поклюёт с твоей ладошки. Приготовленные крошки - Малый, серый, всех смелей - Это кто же? (Воробей)
А теперь глядя на эти изображения, придумайте рассказ. Каждый из вас составляет предложение со словом из отгадки. Так как я говорила ранее, что этот материал можно использовать и на улице, например после наблюдения дети могут составлять рассказ и выкладывать с помощью камней увиденное, как на снегу так и на песке в любое время года. Камешки очень удобны в своем использовании, после чего нужно лишь хорошо промыть их водой и просушить. Теперь предлагаю перейти к следующему заданию.
2 Задание: «Собери по схеме дом»
С помощью схемы на бумаге выложить изображение. Что за изображение получилось? Для кого можно построить дом? Из каких частей состоит он? В каких сказках встречается дом?
3 Задание: Сейчас самостоятельно разделитесь на 3 возрастные группы: -для средней группы Игра «Заполни шаблон»
Что изображено на твоей картинке? Какой формы? Какого цвета? Что это овощ или фрукт? Где растет? Что можно приготовить? Какое на вкус?
-для старшей группы Игра ««Вокруг да около»» Укрась картинку камешками. Расскажи где находится солнышко? Высокая ель? низкая ель? облако? пень? гусеница? что между высокой и низкой елью? где бабочка?
-для подготовительной к школе группе Игра «Приключения гусеницы» Жила – была гусеница и вот, однажды пошел сильный дождь. Нужно придумать окончание сказки и выложить ее из камней. Гусеница может передвигаться. Вашему вниманию были представлены «Дидактические игры», с каждым разом, где задания подбираются на усложнение. По принципу от простого к сложному. Все игры могут варьироваться в зависимости от возраста детей, его способностей, а так же заинтересованности в игре. При работе с камешками важно давать четкую инструкцию для выполнения.
Задание: « Изготовь открытку из камне.
Сейчас предлагаю вам пофантазировать. Подумайте, что будет изображено на вашей открытке. Договоритесь между собой кто и что будет выкладывать с помощью камней. И опираясь на открытку составьте поздравление для своих близких. Вначале давала более легкий вариант, где на листе бумаги с помощью цвета были указаны ориентиры, например небо и луг, а затем уже дети самостоятельно стали создавать картины на разную тематику и составлять при этом описательные рассказы и сказки.
Обращение от КАРАНДАША. Огромное спасибо за плодотворную работу! Коллеги, скажите, что развивают камешки Марблс? Что больше всего запомнилось? Какое задание вызвало затруднение? Что бы вы взяли в свою работу? Благодарю за сотрудничество! Для меня самой эта технология является очень интересной и в перспективе я планирую так же продолжать работу по ней.
«Сочинялки».
Выложить камешки в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.
«Звуко - буквенный анализ слов».
Выложить схему слова, каждый звук - определенным цветом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки.
Составление предложений.
Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.
Обращение от КАРАНДАША. Огромное спасибо за плодотворную работу! Коллеги, скажите, что развивают камешки Марблс? Что больше всего запомнилось? Какое задание вызвало затруднение? Что бы вы взяли в свою работу? Благодарю за сотрудничество! Для меня самой эта технология является очень интересной и в перспективе я планирую так же продолжать работу по ней.
ИТОГ: Чудесный сад
Я расскажу тебе историю про маленького Мышонка, который жил в Чудесном саду. Мышонок очень любил свой сад. В нем росли раскидистые яблони с наливными яблочками, цвели прекрасные яркие цветы.
Однажды в Чудесный сад залетел ветер - добрый друг маленького Мышонка. Обрадовались друзья встрече. Стали они резвиться, играть и бегать по чудесному саду. Друзья так развеселились, что, что не заметили, как во время их игр опали с яблонь все яблочки, облетели с цветов лепесточки. И стал сад некрасивым и скучным.
Сидят Мышонок и Ветер, смотрят вокруг и не узнают своего Чудесного сада. «Ох, Мышонок, - говорит Ветер. – Что же мы с тобой наделали? Как же теперь нам быть? Как нам Чудесному саду помочь?»
Не печальтесь, Ветер и Мышонок! Я думаю, что вам помогут волшебные камешки. Только на будущее помните - играйте осторожнее!
Не забывайте про свой чудесный сад.