Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте детей группы комбинированной направленности с ТНР для детей 6 -7лет на тему «Путешествие в страну грамотной речи».

Цель закрепить практические навыки овладения звуко - буквенным анализом и синтезом у детей по подготовке к обучению грамоте. Задачи 1. Развивать и совершенствовать у детей навыки буквенного гнозиса . звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры, 2. Способствовать привитию у детей интереса к чтению. 3. Продолжать учить детей пользоваться некоторыми изученными правилами орфографии, пунктуации ЖИ, ШИ – пиши с буквой И. Границы предложения. Знаки препинания. Ударение . 4. Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляционным и акустическим признакам. 5. Познакомить детей со словом АЛФАВИТ, его значением. 6. Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков и навык самоконтроля за собственной речью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОУ «Детский сад № 55»

Конспект итогового занятия

по подготовке к обучению грамоте

детей группы комбинированной направленности с ТНР

для детей

(6 -7лет)

на тему:

«Путешествие в страну грамотной речи».

Составила конспект

учитель – логопед

МДОУ «Детский сад №55»

Белова Е. А.

Цель: закрепить практические навыки овладения звуко - буквенным анализом и синтезом у детей по подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать у детей навыки буквенного гнозиса .

звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры,

2. Способствовать привитию у детей интереса к чтению.

3. Продолжать учить детей пользоваться некоторыми изученными правилами

орфографии, пунктуации:

(ЖИ, ШИ – пиши с буквой И. Границы предложения. Знаки препинания. Ударение ).

4. Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки по

артикуляционным и акустическим признакам.

5. Познакомить детей со словом АЛФАВИТ, его значением.

6. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков и навык самоконтроля за

собственной речью.

Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

1. Рабочие листы с заданиями на каждого ребёнка.

2. Подставки с цветными и простыми карандашами.

3. Письмо от Пиши – Читая.

4. Алфавит на каждого ребёнка. (Подарок по окончанию занятия)

5. Демонстрационный лист гласных букв первого и второго ряда.

6. Короли твёрдого и мягкого государства, схема характеристики согласных звуков.

7. Дорожки для развития зрительно – моторной координации: ветер, ёжик.

8. Таблица со словом лень.

9. Демонстрационный лист «Горы» для зрительной гимнастики с буквой Л.

10. Полубуковки.

11. Схема шифра слова ( Доброта). (ШЫФР – ШИФР).

12. Коробка «кит» с заданиями для кроссворда (Дружба).

13. Кроссворд на ватмане КИТ. (ДРУЖБА).

14. Замок Опечатки.

15. Схема слова АЛФАВИТ.

16. Надпись: ВХОДИТЬ ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ СВОРАЧИВАТЬ!

17. Кто много читает, тот много знает!

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поздоровайтесь с ними.

Мне ответьте без ошибки:

Приветствие начинается с …(улыбки).

Упражнение на развитие эмпатии:

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом.

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром.

2. Письмо от Пиши – Читая.

Ребята, я пригласила вас сегодня в музыкальный зал для того, чтобы мы помогли нашему старому знакомому. Послушайте его письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Злодейка – Опечатка пробралась в мою страну «Читайку» и заперла меня в своём замке. Хозяйничает, везде наследила: поссорила, разъединила, поменяла местами и заколдовала буквы, слоги, слова и предложения. Я знаю, что вы уже умеете читать и надеюсь, что вы мне поможете справиться с Опечаткой.

Для этого вам нужно преодолеть много испытаний. За каждое правильно

выполненное задание, вы должны получить букву. Из полученных букв вы должны собрать волшебное слово, с помощью него вы попадёте в замок

и освободите меня!

Ваш друг Пиши - Читай.

ЛОГОПЕД: Ребята, вы готовы помочь Пиши – Читаю победить Опечатку?

Дети: Да.

ЛОГОПЕД: Что нам нужно для этого сделать?

Дети: Нам нужно помочь освободить Пиши – Читая из замка Опечатки.

ЛОГОПЕД: Что нам нужно собрать из букв?

Дети: Нам нужно собрать слово.

ЛОГОПЕД: Кто такая Опечатка?

Дети: (Это печать.) Это ошибка.

ЛОГОПЕД: Итак,

Нам нужно преодолеть много разных трудностей и выполнить задания, чтобы исправить ошибки, которые сделала Опечатка. После каждого испытания мы будем получать буквы, которые помогут нам навести порядок.

В помощь Пиши – Читай передал нам умные книги.

Возьмите ваши маршруты (рабочие листы), подпишите их своим именем:

Наш путь начинается с замка …

1) Перед нами замок. Кто в нём живёт? (гласные буквы).

Замок Гласных: Вспомните, после каких согласных пишутся: А,О, Э, У,Ы?

А О Э У Ы После каких согласных: Я,Ё,Е, Ю, И

(Какую первую букву мы с вами научились читать?)

Я Ё Е Ю И ( Получаем букву А).

2) Вставь гласные буквы.

На карте задание №1: Вставьте в слова вместо точек гласные буквы и

мы узнаем, что лежит в ранце у ученика:

РУЧК . КНИГ .

(Получаем ещё букву А).

3) Замок Согласных

(с королями синего и зелёного цвета)

+ схема ХАРАКТЕРИСТИКИ СОГЛАСНЫХ

Мы знаем согласные.

Из слов пропали согласные буквы. Поможем их найти.

Одна буква обозначает звук ВЬЮГИ: А другая фырканье ЁЖИКА:

Вьюга воет, зывывает А под елью ёж сидит.

Громко песню напевает. Тихо фыркает: «Ф- Ф –Ф».

[В] – кричу, а [Ф] – шепчу

Путать звуки не хочу!

СО . А СО . А

Вставьте буквы В, Ф – прочитайте слова.

Составьте с ними предложения:

У нас новая …

На суку сидит …

(Получаем две буквы Ф, В).

4) Заколдованная буква Л.

ЛОГОПЕД: « Встали горы на пути. Как же нам их перейти?

Одолела Лень – дремота и идти нам не охота!

Дети предлагают, что нужно сделать.

(Потереть ушки, как обезьянки- хохотушки )

ЛОГОПЕД:

Впишите в таблицу первую букву и прочитайте новое слово.

Л

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

Как нам лень преодолеть?

Через горы перелезть?

Нужно рифму подобрать

И превращением с дороги лень убрать.

Одолела всех нас ЛЕНЬ.

Хочется присесть на …

От жары и солнца спрячемся мы в …

Трудиться будет нам не лень.

Дружить мы будем каждый ДЕНЬ.

(Получаем букву Л.)

5) А сейчас мы по порядку сделаем для глаз зарядку:

Встаньте и не поворачивая головы одними глазами поднимитесь и спуститесь с гор.

6) « Составь слова из слогов».

Как только в горы мы поднялись, слогов мы много там нашли.

По стрелкам смело ты шагай, слова из слогов составляй:

МА ШИ СА

ЛА ЛЫ ЛИ

( Найдите слог, где буква Л обозначает мягкий звук, обозначьте его нужным цветом)

Напечатай любое получившееся слово на строчке: _____________________________________________________________________________

6) Трудное задание! Трудно!

(В этом слове первый звук Т, получим букву Т). Помоги починить буквы.

Буквы плавают в реке, поломались только все.

Нужно буковку назвать – элементы дописать.

Обрати внимание на цвет буквы. (красного цвета – гласные, синего цвета - согласные).

Спасённую букву обведи в спасательный круг.

(Получаем букву Т.)

7)Игра « Шифр». Первый звук в слове игра – …[И] ? ШЫФР – ШИФР.

(Опечатка забралась в это слово! Найдите её!)

Чтобы букву получить нужно по шифру слово нам найти:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

О

Д

Б

К

Р

Т

Ы

И

М

Слово:

9

8

5

М

И

Р

Слово:

2

1

3

5

1

6

0

(Получаем букву И.)

8) Букв мы спасли достаточно и собрали волшебное слово.

Можно соединить буквы и построить мостик.

(Дети складывали буквы в той последовательности, в которой получали буквы).

Получилось ААВФЛТИ. Ничего не понятно.

Подсказку проглотил КИТ.

Чудо Юдо - рыба Кит опечаленный лежит .

Проглотил он много слов. Кто найти их все готов?

Дети встают и достают из кита загадки.

Читают, отгадывают слово и вписывают в кроссворд:

1. Тили – бом! Тили – бом!

Загорелся кошкин … (дом).

2. Конь бежит, земля дрожит ... (гром).

3. Разноцветное коромысло над рекой повисло. … (радуга).

4. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. … (ёжик).

5. Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает … (буквы).

6. Солнце ярче светит, дует тёплый ветер. Вот и кончилась зима, к нам опять пришла … (весна)

9. Подружи буквы в слове: А А В Ф Л Т И

ААВФЛТИ - Буквы в слове важно не только соединить, а ещё и подружить!

Дружба – это когда люди доверяют, помогают друг другу, поддерживают, выручают из беды, дают мудрые советы.

Но на друга надейся и сам не плошай! Дружба должна быть взаимной!

Мы поняли, что такое дружба. Мы поделимся ей с буквами.

Опечатка очень боится ДРУЖБЫ.

А сами вспомним: как дружат буквы в словах?

Слова появляются, если сложить слоги.

А что такое слог? Это дружба …(гласного и согласного).

10) Подружи буквы в слове:

Кит подарил нам схему слова, по ней мы легко подружим буквы А А В Ф Л Т И

А что же такое АЛФАВИТ? Это порядок, букв, который их организует.

Мы с вами волшебное слово нашли и навели порядок в ЧИТАЙКЕ.

( Дети встают в круг и танцуют под песню Артёма Колпакова «Весёлый алфавит».

11) Мост со словом перекинули и на остров мы попали :

ЗАМОК Опечатки увидали, только у неё вместо замка большой замок. Что не так?

/ /

ЗАМОК – ЗАМОК. Нужно поставить правильно …(ударение).

Только надпись на пути: Кто готов её прочти? Как войти в ЗАМОК?

ВХОДИТЬ ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ СВОРАЧИВАТЬ!

Надо здесь что – то поставить, чтобы смысл высказывания исправить.

(Что мы знаем о предложении?)

Пиши – Читай дал нам в помощь книгу о буквах. Давайте в неё заглянем.

. ! ? Если точку мы поставим, сможем войти в замок Опечатки!

Входить здесь. Нельзя сворачивать!

Мы нашли сундук с сокровищами.

12) Сундук открывается, и дети достают из него слова.

Нужно договориться: слов 6, а нас… кому - то нужно встать в пару.

А теперь выложим слова по мере от самого маленького по – размеру, к самому большому и прочитаем пословицу:

Кто много читает, тот много знает!

13) Итог. Обратная связь.

(Из сундука появляется демонстрационное изображение Пиши – Читая. Он благодарит детей за помощь).

С помощью чего мы победили Опечатку? (С помощью дружбы, знаний, доброты).

Что вам понравилось в нашем путешествии?

Литература:

1.Волина В.В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика. – М.: Дрофа,

2001. – 80с.: ил.

2.Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб: Питер Пресс, 1996. –

224с. – (Серия «Мой первый учебник).

3. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению: комплексные

занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 -7 лет. – Волгоград: Учитель,

2009. – 268 с.

4. Неусыпова Н.М.

Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач. классов/

Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.

5. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5 – 7 лет:

Пособие для воспитателей и родителей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006. – 56 с.

6. Цуканова С.П. Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по

развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего

дошкольного возраста. I – III период обучения/ С.П. Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 112с.

7. Шибаев А. Волшебный язык. М.: «Мартин», 1996. – 111с.

« Путешествие в страну грамотной речи».

1. Замок Гласных:

А О Э У Ы - после каких согласных пишутся эти гласные буквы?

Раскрась кружок соответствующим цветом.

Я Ё Е Ю И - после каких согласных пишутся эти гласные буквы?

Раскрась кружок соответствующим цветом .

2. Вставь гласные буквы.

Вставь в слова вместо точек гласные буквы и ты узнаешь, что лежит в портфеле .

Р * ЧК * КН * Г *

3. Прочитай и вставь соответствующие буквы:

Вьюга воет: Ёжик фыркает:

[В] – кричу, а [Ф] – шепчу

Путать звуки не хочу!

СО * А СО * А

Вставьте буквы В, Ф – прочитайте слова. Составьте с ними предложения:

У нас новая … __________ .

На суку сидит … ___________ .

4. Заколдованная буква Л.

Впишите в таблицу первую букву и прочитайте новое слово.

Л

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

Е

Н

Ь

5. Горы.

Горы легко мы перейдём, из слогов слова с буквой Л прочтём:

По стрелкам смело ты шагай, слова из слогов составляй:

МА ШИ СА

ЛА ЛЫ ЛИ

Напечатай любое получившееся слово на строчке:

6. Помоги починить буквы. Буквы плавают в реке, поломались только все.

Нужно буковку назвать – элементы дописать.

Спасённую букву обведи в спасательный круг .

7. Игра « Шифр».

Чтобы букву И получить нужно по шифру слово нам найти:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

О

Д

Б

К

Р

Т

Ы

И

М

Слово:

2

1

3

5

1

6

0

8.Найди слово, которое проглотил КИТ.

Чудо Юдо - рыба Кит опечаленный лежит.

Проглотил он много слов. Кто найти их все готов?

1. Тили – бом! Тили –бом!

Загорелся кошкин …

2. Конь бежит, земля дрожит. ….

3. Разноцветное коромысло над рекой повисло. ……

4. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками……..

5. Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает …….

6. Солнце ярче светит, дует тёплый ветер. Вот и кончилась зима, к нам опять пришла …

9. Подружи буквы в слове: А А В Ф Л Т И

10. Расставь слова по размеру по мере возрастания и правильно прочитай пословицу: Кто много тот много читает, знает !

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области