МДОУ «Детский сад № 55»
Конспект итогового занятия
по подготовке к обучению грамоте
детей группы комбинированной направленности с ТНР
для детей
(6 -7лет)
на тему:
«Путешествие в страну грамотной речи».
Составила конспект
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №55»
Белова Е. А.
Цель: закрепить практические навыки овладения звуко - буквенным анализом и синтезом у детей по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
1. Развивать и совершенствовать у детей навыки буквенного гнозиса .
звукового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры,
2. Способствовать привитию у детей интереса к чтению.
3. Продолжать учить детей пользоваться некоторыми изученными правилами
орфографии, пунктуации:
(ЖИ, ШИ – пиши с буквой И. Границы предложения. Знаки препинания. Ударение ).
4. Закрепить умение дифференцировать гласные и согласные звуки по
артикуляционным и акустическим признакам.
5. Познакомить детей со словом АЛФАВИТ, его значением.
6. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков и навык самоконтроля за
собственной речью.
Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:
1. Рабочие листы с заданиями на каждого ребёнка.
2. Подставки с цветными и простыми карандашами.
3. Письмо от Пиши – Читая.
4. Алфавит на каждого ребёнка. (Подарок по окончанию занятия)
5. Демонстрационный лист гласных букв первого и второго ряда.
6. Короли твёрдого и мягкого государства, схема характеристики согласных звуков.
7. Дорожки для развития зрительно – моторной координации: ветер, ёжик.
8. Таблица со словом лень.
9. Демонстрационный лист «Горы» для зрительной гимнастики с буквой Л.
10. Полубуковки.
11. Схема шифра слова ( Доброта). (ШЫФР – ШИФР).
12. Коробка «кит» с заданиями для кроссворда (Дружба).
13. Кроссворд на ватмане КИТ. (ДРУЖБА).
14. Замок Опечатки.
15. Схема слова АЛФАВИТ.
16. Надпись: ВХОДИТЬ ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ СВОРАЧИВАТЬ!
17. Кто много читает, тот много знает!
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, поздоровайтесь с ними.
Мне ответьте без ошибки:
Приветствие начинается с …(улыбки).
Упражнение на развитие эмпатии:
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом.
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
2. Письмо от Пиши – Читая.
Ребята, я пригласила вас сегодня в музыкальный зал для того, чтобы мы помогли нашему старому знакомому. Послушайте его письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Злодейка – Опечатка пробралась в мою страну «Читайку» и заперла меня в своём замке. Хозяйничает, везде наследила: поссорила, разъединила, поменяла местами и заколдовала буквы, слоги, слова и предложения. Я знаю, что вы уже умеете читать и надеюсь, что вы мне поможете справиться с Опечаткой.
Для этого вам нужно преодолеть много испытаний. За каждое правильно
выполненное задание, вы должны получить букву. Из полученных букв вы должны собрать волшебное слово, с помощью него вы попадёте в замок
и освободите меня!
Ваш друг Пиши - Читай.
ЛОГОПЕД: Ребята, вы готовы помочь Пиши – Читаю победить Опечатку?
Дети: Да.
ЛОГОПЕД: Что нам нужно для этого сделать?
Дети: Нам нужно помочь освободить Пиши – Читая из замка Опечатки.
ЛОГОПЕД: Что нам нужно собрать из букв?
Дети: Нам нужно собрать слово.
ЛОГОПЕД: Кто такая Опечатка?
Дети: (Это печать.) Это ошибка.
ЛОГОПЕД: Итак,
Нам нужно преодолеть много разных трудностей и выполнить задания, чтобы исправить ошибки, которые сделала Опечатка. После каждого испытания мы будем получать буквы, которые помогут нам навести порядок.
В помощь Пиши – Читай передал нам умные книги.
Возьмите ваши маршруты (рабочие листы), подпишите их своим именем:
Наш путь начинается с замка …
1) Перед нами замок. Кто в нём живёт? (гласные буквы).
Замок Гласных: Вспомните, после каких согласных пишутся: А,О, Э, У,Ы?
А О Э У Ы После каких согласных: Я,Ё,Е, Ю, И
(Какую первую букву мы с вами научились читать?)
Я Ё Е Ю И ( Получаем букву А).
2) Вставь гласные буквы.
На карте задание №1: Вставьте в слова вместо точек гласные буквы и
мы узнаем, что лежит в ранце у ученика:
РУЧК . КНИГ .
(Получаем ещё букву А).
3) Замок Согласных
(с королями синего и зелёного цвета)
+ схема ХАРАКТЕРИСТИКИ СОГЛАСНЫХ
Мы знаем согласные.
Из слов пропали согласные буквы. Поможем их найти.
Одна буква обозначает звук ВЬЮГИ: А другая фырканье ЁЖИКА:
Вьюга воет, зывывает А под елью ёж сидит.
Громко песню напевает. Тихо фыркает: «Ф- Ф –Ф».
[В] – кричу, а [Ф] – шепчу
Путать звуки не хочу!
СО . А СО . А
Вставьте буквы В, Ф – прочитайте слова.
Составьте с ними предложения:
У нас новая …
На суку сидит …
(Получаем две буквы Ф, В).
4) Заколдованная буква Л.
ЛОГОПЕД: « Встали горы на пути. Как же нам их перейти?
Одолела Лень – дремота и идти нам не охота!
Дети предлагают, что нужно сделать.
(Потереть ушки, как обезьянки- хохотушки )
ЛОГОПЕД:
Впишите в таблицу первую букву и прочитайте новое слово.
Л | Е | Н | Ь |
Е | Н | Ь | |
Е | Н | Ь | |
Е | Н | Ь |
Как нам лень преодолеть?
Через горы перелезть?
Нужно рифму подобрать
И превращением с дороги лень убрать.
Одолела всех нас ЛЕНЬ.
Хочется присесть на …
От жары и солнца спрячемся мы в …
Трудиться будет нам не лень.
Дружить мы будем каждый ДЕНЬ.
(Получаем букву Л.)
5) А сейчас мы по порядку сделаем для глаз зарядку:
Встаньте и не поворачивая головы одними глазами поднимитесь и спуститесь с гор.
6) « Составь слова из слогов».
Как только в горы мы поднялись, слогов мы много там нашли.
По стрелкам смело ты шагай, слова из слогов составляй:
МА ШИ СА
ЛА ЛЫ ЛИ
( Найдите слог, где буква Л обозначает мягкий звук, обозначьте его нужным цветом)
Напечатай любое получившееся слово на строчке: _____________________________________________________________________________
6) Трудное задание! Трудно!
(В этом слове первый звук Т, получим букву Т). Помоги починить буквы.
Буквы плавают в реке, поломались только все.
Нужно буковку назвать – элементы дописать.
Обрати внимание на цвет буквы. (красного цвета – гласные, синего цвета - согласные).
Спасённую букву обведи в спасательный круг.
(Получаем букву Т.)
7)Игра « Шифр». Первый звук в слове игра – …[И] ? ШЫФР – ШИФР.
(Опечатка забралась в это слово! Найдите её!)
Чтобы букву получить нужно по шифру слово нам найти:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | О | Д | Б | К | Р | Т | Ы | И | М |
Слово:
9 | 8 | 5 |
М | И | Р |
Слово:
2 | 1 | 3 | 5 | 1 | 6 | 0 |
(Получаем букву И.)
8) Букв мы спасли достаточно и собрали волшебное слово.
Можно соединить буквы и построить мостик.
(Дети складывали буквы в той последовательности, в которой получали буквы).
Получилось ААВФЛТИ. Ничего не понятно.
Подсказку проглотил КИТ.
Чудо Юдо - рыба Кит опечаленный лежит .
Проглотил он много слов. Кто найти их все готов?
Дети встают и достают из кита загадки.
Читают, отгадывают слово и вписывают в кроссворд:
1. Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся кошкин … (дом).
2. Конь бежит, земля дрожит ... (гром).
3. Разноцветное коромысло над рекой повисло. … (радуга).
4. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. … (ёжик).
5. Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает … (буквы).
6. Солнце ярче светит, дует тёплый ветер. Вот и кончилась зима, к нам опять пришла … (весна)
9. Подружи буквы в слове: А А В Ф Л Т И
ААВФЛТИ - Буквы в слове важно не только соединить, а ещё и подружить!
Дружба – это когда люди доверяют, помогают друг другу, поддерживают, выручают из беды, дают мудрые советы.
Но на друга надейся и сам не плошай! Дружба должна быть взаимной!
Мы поняли, что такое дружба. Мы поделимся ей с буквами.
Опечатка очень боится ДРУЖБЫ.
А сами вспомним: как дружат буквы в словах?
Слова появляются, если сложить слоги.
А что такое слог? Это дружба …(гласного и согласного).
10) Подружи буквы в слове:
Кит подарил нам схему слова, по ней мы легко подружим буквы А А В Ф Л Т И
А что же такое АЛФАВИТ? Это порядок, букв, который их организует.
Мы с вами волшебное слово нашли и навели порядок в ЧИТАЙКЕ.
( Дети встают в круг и танцуют под песню Артёма Колпакова «Весёлый алфавит».
11) Мост со словом перекинули и на остров мы попали :
ЗАМОК Опечатки увидали, только у неё вместо замка большой замок. Что не так?
/ /
ЗАМОК – ЗАМОК. Нужно поставить правильно …(ударение).
Только надпись на пути: Кто готов её прочти? Как войти в ЗАМОК?
ВХОДИТЬ ЗДЕСЬ НЕЛЬЗЯ СВОРАЧИВАТЬ!
Надо здесь что – то поставить, чтобы смысл высказывания исправить.
(Что мы знаем о предложении?)
Пиши – Читай дал нам в помощь книгу о буквах. Давайте в неё заглянем.
. ! ? Если точку мы поставим, сможем войти в замок Опечатки!
Входить здесь. Нельзя сворачивать!
Мы нашли сундук с сокровищами.
12) Сундук открывается, и дети достают из него слова.
Нужно договориться: слов 6, а нас… кому - то нужно встать в пару.
А теперь выложим слова по мере от самого маленького по – размеру, к самому большому и прочитаем пословицу:
Кто много читает, тот много знает!
13) Итог. Обратная связь.
(Из сундука появляется демонстрационное изображение Пиши – Читая. Он благодарит детей за помощь).
С помощью чего мы победили Опечатку? (С помощью дружбы, знаний, доброты).
Что вам понравилось в нашем путешествии?
Литература:
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика. – М.: Дрофа,
2001. – 80с.: ил.
2.Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб: Питер Пресс, 1996. –
224с. – (Серия «Мой первый учебник).
3. Ковригина Т. Е., Шеремет Р. Е. Занимательное обучение чтению: комплексные
занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6 -7 лет. – Волгоград: Учитель,
2009. – 268 с.
4. Неусыпова Н.М.
Толковый словарик русского языка: Пособие для учащихся нач. классов/
Под ред. Т. Г. Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989. – 80 с.
5. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению. Занятия с детьми 5 – 7 лет:
Пособие для воспитателей и родителей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006. – 56 с.
6. Цуканова С.П. Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по
развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста. I – III период обучения/ С.П. Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 112с.
7. Шибаев А. Волшебный язык. М.: «Мартин», 1996. – 111с.
« Путешествие в страну грамотной речи».
1. Замок Гласных:
А О Э У Ы - после каких согласных пишутся эти гласные буквы?
Раскрась кружок соответствующим цветом.
Я Ё Е Ю И - после каких согласных пишутся эти гласные буквы?
Раскрась кружок соответствующим цветом .
2. Вставь гласные буквы.
Вставь в слова вместо точек гласные буквы и ты узнаешь, что лежит в портфеле .
Р * ЧК * КН * Г *
3. Прочитай и вставь соответствующие буквы:
Вьюга воет: Ёжик фыркает:
[В] – кричу, а [Ф] – шепчу
Путать звуки не хочу!
СО * А СО * А
Вставьте буквы В, Ф – прочитайте слова. Составьте с ними предложения:
У нас новая … __________ .
На суку сидит … ___________ .
4. Заколдованная буква Л.
Впишите в таблицу первую букву и прочитайте новое слово.
Л | Е | Н | Ь |
Е | Н | Ь | |
Е | Н | Ь | |
Е | Н | Ь |
5. Горы.
Горы легко мы перейдём, из слогов слова с буквой Л прочтём:
По стрелкам смело ты шагай, слова из слогов составляй:
МА ШИ СА
ЛА ЛЫ ЛИ
Напечатай любое получившееся слово на строчке:
6. Помоги починить буквы. Буквы плавают в реке, поломались только все.
Нужно буковку назвать – элементы дописать.
Спасённую букву обведи в спасательный круг .
7. Игра « Шифр».
Чтобы букву И получить нужно по шифру слово нам найти:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | О | Д | Б | К | Р | Т | Ы | И | М |
Слово:
2 | 1 | 3 | 5 | 1 | 6 | 0 |
8.Найди слово, которое проглотил КИТ.
Чудо Юдо - рыба Кит опечаленный лежит.
Проглотил он много слов. Кто найти их все готов?
1. Тили – бом! Тили –бом!
Загорелся кошкин …
2. Конь бежит, земля дрожит. ….
3. Разноцветное коромысло над рекой повисло. ……
4. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками……..
5. Чёрные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает …….
6. Солнце ярче светит, дует тёплый ветер. Вот и кончилась зима, к нам опять пришла …
9. Подружи буквы в слове: А А В Ф Л Т И
10. Расставь слова по размеру по мере возрастания и правильно прочитай пословицу: Кто много тот много читает, знает !