Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект по экологии во второй младшей группе «Волшебница - вода»

Цель проекта 1. Развивать у детей представление о природном объекте - воде, формировать наблюдательность через игры с водой. 2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. 3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний. 4. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т.д. Задачи проекта 1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. 2. Развивать умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы. 3. Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире. 4. Развивать творческую активность, художественный вкус у детей. 5. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость. 6. Познакомить с составом воды кислород.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект по экологии во второй младшей группе «Волшебница - вода»

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Пояснительная записка:

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Для малышей игры с водой позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста. Вода – это источник жизни. Очень важно, чтобы дети с ранних лет знали о пользе воды, что ее надо беречь. Объяснить детям, что без воды не было бы жизни на земле. Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

1. Развивать у детей представление о природном объекте - воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

4. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т.д.)

Задачи проекта:

1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

2. Развивать умение наблюдать анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки явлений природы.

3. Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире.

4. Развивать творческую активность, художественный вкус у детей.

5. Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность,

усидчивость.

6. Познакомить с составом воды (кислород).

Ожидаемый результат:

1. В процессе бесед, интегрированных тематических занятий расширить знания и представления детей о воде, ее значении и свойствах;

2. Формирование познавательного интереса;

3. Обогащение словарного запаса;

4. Сформированность некоторых обследовательских действий;

5. Привнесение результатов работы в группе в домашние условия.

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Проблема: природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети раннего возраста с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Узнают, о значении воды в жизни человека, узнают об её значимости в жизни растений, её свойствах.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели второй младшей группы. Родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный ( с сентября 2022 г – по май 2023 года)

Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта:

1. Развивать у детей представление о природном объекте - воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.

3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

4. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой (свойства, агрегатные состояния, явления природы – иней, снег, лед, гололед, наст и т.д.)

Задачи проекта:

признаки явлений природы.

окружающем мире.

усидчивость.

Форма обучения: Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей. Новизна проекта заключается в использовании компьютерных технологий.

Формы работы по реализации проекта: Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.  Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Этапы реализации проекта:

- Обсуждение цели , задачи проекта с детьми и родителями.

- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

- Обогатить эколого- развивающую среду в группе , центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.

- Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

- Подобрать дидактический материал , наглядные пособия ( альбомы для рассматривания , картины , иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,

- Составить примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.

- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

Деятельность детей

1)Чтение художественной литературы о воде, потешки, отгадывание загадок.

2)Рассматривание иллюстраций «Вода в природе», «Природные явления».

3)Проведение опытов с водой.

4)Художественно-продуктивная деятельность: в рисование «Дождливый день», «Радуга», «Снег идёт», «Вот зима кругом бело..», «Кораблик»

в аппликации, оригами «Рыбки в аквариуме», «Лебёдушка», «Плывёт по реке лодочка», «Аквариум» в лепке «Красивые камешки для аквариума», «Улитка», «Снеговик»

5)Пальчиковая гимнастика. тап – основной( практический )

Деятельность родителей:

1. Проведение опытов дома: «Водичка, водичка».

растворяется в воде?

иней)

5. Рисование на тему «Чудо - вода».

6. Помощь в пополнение уголка экспериментирования.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Содержание работы в процессе реализации проекта

Познавательно – речевое развитие:

Беседы : «Вода и её превращения», «Есть ли у воды цвет», «Вы помните, как выглядят снежинки?», «Что случиться со снегом, если пригреет солнышко?», «Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды?». Поисковая деятельность: «У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода» Работа в лаборатории (Эксперименты и опыты): «Окрашивание воды», «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет», «Ветер по морю гуляет», «Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной», «Буря в стакане», «У воды нет запаха»,

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

3 этап – заключительный

Подведение итогов. Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе работы над проектом.

Литература

Месяц

Тема

Октябрь

1.

Беседа

«Вода и её превращения»

2.

Наблюдение

«Тонет – не тонет».

3.

Опыт

«Как вытолкнуть воду?»

Ноябрь

1.

Беседа

«Есть ли у воды цвет? А запах?».

2.

Опыт

У воды нет запаха.

3.

Консультация "Памятка для родителей

«Экспериментирование с водой». 
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома. 

Декабрь

1.

Беседа

«Что случиться со снегом, если пригреет солнышко?». Рассказать детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают

Наблюдение

За тающими цветными льдинками. Почему они тают? Какого цвета капельки?

2.

Опыт

«Тает снег в тепле».

Январь

1.

Беседа

Возможно ли использовать лёд для украшения площадки? Каким образом?

2.

Опыт

«Окрашивание воды». Изготовление цветных льдинок.

3.

Консультация для родителей

"Организация детского экспериментирования в домашних условиях". 
Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях

Февраль

1.

Наблюдение

Наблюдение за образованием сосулек, капели.

2.

Опыт

«Капель».

3.

Опыт

«Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Март

1.

Беседа

«Как вы думаете, смогли бы люди жить без воды»?

2.

Опыт

«Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

3.

Анкетирование для родителей

«Исследовательская активность вашего ребенка в семье». 
Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента. 

Апрель

1.

Наблюдение

«Л «Луковая грядка»

2.

Опыт

«Налил – вылил»

3.

Игры

«Шарики в воде»

Май

1.

Опыт

«Свойства солёной воды»

2.

Рекомендации

«Проведите с детьми дома»

3.

Памятка

«Чего нельзя и что нужно делать для

поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию»

под землёй, где бегут подземные реки и ручейки. Тучи и облака, туманы и дожди, снежинки и сосульки, льды и сугробы, роса, иней, зимние узоры на стёклах – это тоже вода!

Без воды не могут жить люди, животные и растения.

Вода прозрачная, бесцветная, у неё нет запаха. Давайте представим осеннюю пору. Моросит мелкий, холодный дождь. Землю укрывает сырой, побуревший лист, на дорожках блестят лужи, деревья и кустарники грустно шуршат голыми, тёмными ветвями. А на следующее утро всё преобразилось, стало светлым и праздничным! Ночью выпал первый снег, морозец застеклил лужи тонким, хрупким льдом. Снег и лёд – это тоже вода, только в твердом состоянии. Когда столбик термометра опускается до отметки ноль или ниже, вода превращается в лёд. Совсем маленькие льдинки образуются и высоко в облаках, там они увеличиваются и, превращаясь в снежинки, падают на землю.

детям, что весной солнце греет сильнее, снег и лёд тают

Зимой и ранней весной с солнечной стороны крыш свисает длинная ледяная бахрома сосулек. Днём, когда пригревает солнышко, сосульки тают, звенит капель. А к вечеру сосульки замерзают вновь.

Весной воздух становится теплее и снег тает. По дорогам бегут, журчат весенние ручейки. Начинается движение льда на реках и каналах. Большие льдины с треском ломаются и отправляются и плавание, талая вода заливает луга и низины.

образом?

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым.

Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать

форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная)

Вода нужна нам для питья, даже несколько часов человеку сложно прожить без неё.

Давайте вместе вспомним, для чего люди используют воду. Проснувшись утром, мы, прежде всего, умываемся и чистим зубы. Значит, нам нужна чистая вода. Без воды не сваришь обед, не выстираешь бельё, не наведёшь порядок в доме. Без воды не уберёшь городские улицы, не вымоешь машины. А сколько воды потребляют заводы и фабрики, выпускающие нужную продукцию! Вы можете сказать: « На земле много воды. Её хватит всем! » Так – то оно так, но ведь и людям, животным, и растениям нужна чистая вода. От грязной воды страдает всё живое: засыхают растения на берегах рек и озёр, погибают птицы, болеют звери и люди. Нужно беречь деревья и кустарники, растущие по берегам рек и озёр, потому – что они защищают водоёмы от пересыхания, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду, не лить её зря.

Обходя участок с детьми, отмечать, с какой стороны дома образуются сосульки. Почему? Прочитать детям стихотворение С.Маршака: «Солнце в марте ходит выше, горячи его лучи...».

цвета капельки?

Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин. Обходя участок с детьми, отмечать, где снег и лед тают быстрее - на солнце или в тени, почему?

Опыт:

Ознакомление с природным явлением.

Цель: 1) Формировать у детей интерес к явлениям природы.

2) Активизировать словарь детей.

3) Развивать наблюдательность.

4) Воспитывать любовь к родной природе.

Предварительная работа: Наблюдения за сосульками. Заучивание стихов, загадок.

Ход беседы

Воспитатель: Дети, посмотрите что стало со льдом? – Он растаял.

А утром у нас в чашке был лёд. Мы внесли его в группу, у нас тепло вот он и растаял. А если я чашку с водой вынесу опять на мороз, что будет? – Она замёрзнет и будет лёд. Проверим. ( Унести чашку на улицу.)

Сейчас весна. Солнышко пригревает сильнее, снег на крыше тает, получаются сосульки. C них в солнечный день капают капельки – капель называется.

Я вам прочитаю стихотворение «Капель» (З. Александровой.)

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идёт апрель, звенит капель.

В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:

«Подснежник, хватит спать!»

А шубки белок и зайчат

С утра мокры опять.

Но всё же март, а не апрель

Чуть солнышко зайдёт,

Смолкает звонкая капель

И вновь на ветках лёд.

На солнышке капель вспыхивает синими, жёлтыми, красными красками. Когда выйдем на улицу мы с вами посмотрим на солнечные капельки. Все радуются капели, и воробей, и петушок, и мы с вами

В конце занятия предложить нарисовать сосульки и капель. На прогулке дети смотрят, что в чашке опять лёд, наблюдают капель.

Программное содержание: познакомить детей с некоторыми

свойствами воды с помощью опытов: вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд - твёрдая вода, пар-это тоже вода в газообразном виде, вода бывает тёплой и холодной. Познакомить с явлениями испарения. Подвести к пониманию что водоёмы - это сообщества растении и живой природы. Воспитывать у детей бережное отношение к водоёмам, рекам, озёрам и т. д.

Предложит детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть убедятся, что запаха нет. Подчеркните, что вода из крана имеет запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Цель: Формировать у детей навык наблюдения, называть предметы и явления окружающего мира (вода, снег, сосулька и т. д.); развивать тактильное восприятие; воспитывать аккуратность и трудолюбие, подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Задачи: Формировать знания детей о явлениях природы весной. Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы. Развивать логическое мышление, речь, кругозор. Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.

Образовательная деятельность:

Воспитатель вместе с детьми наблюдает за погодой на улице через окно: светит солнце, тает снег, бегут ручейки, наступает весна.

Раздается стук в дверь – входит кукла Таня, дети приветствуют ее. Педагог предлагает детям рассказать Тане, что наступила весна, солнышко светит, снег постепенно тает, бегут ручейки. Кукла Таня качает головой и говорит, что не знает, как тает снег.

Воспитатель: ребята, давайте кукле Таня покажем, как тает снег, но с начало оденем варежки. Теперь возьмите немного снега, посмотрите какой снег? (белый, хрупкий) Ребята, а какой руке вам холодно? (в которой держат снег, почему? снег какой теплый или холодный? (ответы детей). Воспитатель ставить настольную лампу на стол (имитация солнца) и тазик со снегом, направляя свет лампы на снег.

Воспитатель: Посмотрите, какое у нас солнышко - яркое, теплое, давайте погреем наши ладошки (держат ладошки под лампой, ребята вашим ладошкам тепло или холодно? (ответы детей)

Воспитатель: ребята наше солнышко пригревает, снег тает и уже потекли ручейки.

Дети и кукла Таня наблюдают, как тает снег. Когда растает снег, кукла Таня спрашивает у детей:

Был снег, солнышко пригрело, он растаял и появилась? Что?

Вода (воспитатель если дети затрудняются ответить, помогает). Затем кукла предлагает пустить по воде в путешествие лодочку.

Итог: Лучи солнца (настольной лампы) - теплые, пригревают и дают тепло. Снег под воздействием тепла тает и образуется вода.

Беседа с детьми по следующим вопросам:

- И так ребята, какое время года на улице? (весна, тает снег, и т. д.)

- Вам понравилось играть с куклой Таней? А как вы думаете, почему снег растаял.

-Какое солнышко у нас было теплое или холодное?

-Кукле Тане, тоже понравилось играть с нами и она вам дарит волшебные лодочки, вы пойдете домой, и пустите их в плавание по ручейку.

4. «Окрашивание воды». Изготовление цветных льдинок.

Программное содержание. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска, закрепить знания основных цветов; вызвать у детей желание оказать помощь.

Материалы и оборудование. Стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки – для каждого ребенка.

Рассмотрим воду в стаканчиках. Какая вода? (прозрачная, бесцветная) Через нее можно увидеть разные предметы. (Воспитатель с детьми рассматривают баночки с краской сквозь воду.) Что вы видите? (Воспитатель помогает детям сделать вывод, что вода бесцветная) Предлагаю вам размешать краску в воде. Какая стала вода? (красная, желтая, зеленая, синяя) (с помощью наводящих вопросов воспитатель подводит детей к выводу, что в воде растворяются вещества).

Теперь зальем эту воду в наши формочки. (После проделанной работы, воспитатель опускает в формочки веревочки, ставит их на поднос и после занятия выносит на улицу).

Во время прогулки воспитатель следит за промерзанием содержимого формочек. Затем дети достают льдинки и с помощью взрослого приходят к выводу, что вода льется, растворяет в себе краску и замерзает на холоде.

5. «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники, например, сачок. Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: О чем мы сегодня узнали? (Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.)

6. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)

7. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)

8. «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды.)
Материал: две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда).
9. «Откуда берётся вода?»
Цель: познакомить с процессом конденсации.
Материал: ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Воспитатель накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода. (Это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

10. «Вода – наша помощница»
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая.
– Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно.
– Что же делать? (Помыть.)
– Чем? (Водой и тряпочкой.)
– А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались.
– Что же делать? (Салфетку надо намочить водой и хорошо потереть.)
Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой.)
11. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.)

12. «Руки станут чище, если помыть их водой»

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой.) Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой.)
13. «Какая лужа высохнет быстрее?»

– Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи.)

– Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя какие лужи бывают? (Маленькие.)

Воспитатель предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее: большая или маленькая? (Воспитатель разливает воду на асфальте, делая разные по размеру лужи.)


– Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше.)

Воспитатель: А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее: большая или маленькая? (Маленькая лужа высыхает быстрее.)

14. «Влажные салфетки быстрее высыхают на солнце, чем в тени»
Намочить салфетки в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные.) Почему они стали такими? (Их намочили в воде.) К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить.) Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки – на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке. Одну салфетку нужно повесить на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохла быстрее: та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени? (На солнце.)

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени.)

15. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая.) Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило.) В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная.) А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.)

16. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда»

Посадить за стол кукол.

– Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.
Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть, пролилась вода или нет.

– Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки.)

– Почему это произошло? (Стакан был слишком полный.)

– Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая.)

– Мы налили слишком полные стаканы, жидкая вода в них плещется и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разливалась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая.) Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться.)
17. «Прозрачная вода может стать мутной»

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.)

Занятие 1. Тема: «Прятки» - игры с водой.

Цель:способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная;

Материал: краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, дидактическая игрушка мышонок-Почемучка, игрушки из киндер - сюрприза.

Предварительная работа: рассматривание воды после рисования красками, дидактическая игра «Разноцветные капельки».

Ход занятия.

В группу приходит мышонок - Почемучка и предлагает детям поиграть.

- Раз, два, три, четыре, пять - будем в прятки мы играть. Сейчас моя подружка водичка спрячет от вас игрушку, попробуйте её найти. Раз-два, раз-два - начинается игра. Раз, два, три, четыре, пять - пора глазки закрывать.

Почемучка опускает игрушку в баночку с прозрачной водой. - Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.

Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней игрушка хорошо видна).

Почемучка: Почему вы так быстро нашли мою игрушку? Воспитатель: А как можно спрятать игрушку в воде? Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?

Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем менее видна игрушка, и говорит: «Раз, два, три, четыре, пять - можно Почемучке глазки открывать. Раз, два, три - игрушки отыщи!»

Почемучка ищет игрушки и выясняет у детей, почему их не видно.

Выводы:

Занятие 2. Тема: «Тёплая капелька, или поможем колобку умыться».

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных

представлений о свойствах воды; познакомить со способом

получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной;

Материал: тазики с горячей и холодной водой, ёмкости для смешивания воды по количеству детей, ковшики для набирания воды, тряпочки дидактическая игрушка Колобок.

Предварительная работа: экспериментирование с водой, умывание, мытьё игрушек, стирка кукольного белья, игра «Холодное - горячее».

Ход занятия.

Приход в группу Колобка с грязными руками и щёчками. Дети предлагают ему умыться, но в тазиках только горячая и холодная вода.

Игра с горячими и холодными капельками. Воспитатель выясняет ощущение детей и Колобка: приятнее им умываться холодной или горячей водой и почему.

Дети объясняют, почему плохо умываться холодной водой (можно простудиться, неприятно, замёрзнут руки, плохо отмывается грязь) и горячей (можно обжечься, даже получить ожог).

Воспитатель: Можно ли помочь Колобку? Дети выдвигают и анализируют гипотезы:

Воспитатель выясняет у детей, чем и для чего они будут заниматься: получать тёплую капельку путём смешивания горячей и холодной воды.

Что, для этого необходимо взять? (Уточняется, для чего необходим каждый предмет.)

Ребята планируют свою деятельность: необходимо взять емкость, чтобы смешивать воду; ковшик, чтобы набирать воду; тряпочки, чтобы вытирать воду, когда она прольётся. Дети рассказывают Колобку о правилах при работе с водой.

В процессе самостоятельной деятельности они получают тёплую воду путём смешивания холодной и горячей воды и предлагают Колобку умыться:

Водичка, водичка, умой Колобку личико! Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

В конце экспериментирования дети делают выводы:

После занятия дети инсценируют сказку «Колобок» на новый лад: Колобок, встречаясь с героями сказки, спрашивает у них, каким образом можно получить тёплую воду. Дети в образах герое сказки отвечают Колобку. Таким образом, закрепляется умение формулировать выводы

3. Тема: Необычные кораблики.

Цель. Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Воспитатель: Ты плыви, кораблик, по речке, по ручейку.

Ты вези, кораблик, песенку мою.

Перед вами бутылочки из стекла. Посмотрите, в них что-нибудь есть? (Можно предложить подуть в них – получится «песенка»).

Дети. Они пустые.

Воспитатель. Хотите, чтобы бутылочки стали корабликами?

Дети. Да.

Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой – тяжелее воды – и утонет).

Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?

Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты, подводят итоги: первая бутылка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.

4. Тема: Играем с красками.

Цель. Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Материал. Две баночки с прозрачной водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Воспитатель. Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые – разные.

Первый эксперимент. В баночку с водой добавить немного красной краски. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется).

Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).

Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Дети делают зарисовки и подводят итоги: капля краски, если ее не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно

Друзья.

Цель. Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Материал. Стакан с водой, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Первый эксперимент. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? На стенках стакана образуются пузырьки – это кислород.

Второй эксперимент. Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? Образовалось большое количество пузырьков.

Дети делают зарисовки и подводят итоги. В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

5. Секрет сосновой шишки.

Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Две сосновые шишки, ванночка с тёплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель.

Белка шишку сорвала –

А орешки не нашла.

Лежит шишка под сосной,

Очень скучно ей одной.

Возьми её и поиграй.

А во что? Сам угадай!

Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей).

Воспитатель. Почему шишка стала такой?

Дети. Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.

Воспитатель. Хотите увидеть, какая она была раньше?

Дети. Да!

Первый этап. Дети рассматривают шишку, нюхают её, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? Они высохли и стали твёрдыми.

Второй этап. Опустить шишку в тёплую воду. Что происходит? Она плавает на поверхности, потому что лёгкая. Оставить шишку в воде на сутки.

Третий этап ( проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему?Пропиталась водой, пластинки приняли прежний вид. А ещё она опустилась на дно. Почему? Стала тяжёлой, воды в ванночке стало меньше.

Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги. Сухая шишка лёгкая, жёсткая – не тонет в воде; шишка, погружённая в воду, поглощает её, становится тяжёлой и мягкой – опускается на дно; объём влажной шишки уменьшается наполовину,

6. Мыло – фокусник. Цель. Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Материал. Ванночка, кусочек мыла (туалетного или хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?

Дети. Да!

Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. Оно гладкое, душистое. Обследуют воду. Тёплая, прозрачная. Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? В воде появляются пузырьки воздуха.

Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? Скользким.Натирают мокрую губку мылом, погружают её в воду, отжимают. Что происходит? Вода изменяет цвет, в ней появляется пена. Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? В ней появляются большие пузыри.

Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в неё дуют. Что происходит? Из трубочки появляется мыльный пузырь, он лёгкий, переливается на свету. Погружают конец трубочки в воду и дуют в неё. Что появляется на поверхности воды? Много мыльных пузырей.

Дети делают зарисовки и подводят итоги. Сухое мыло гладкое; мыло, смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намылить влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они лёгкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь.

7. В какую бутылку быстрее нальётся вода?

Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, любознательность, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Какую песенку поёт вода?

Дети. Буль-буль-буль…

Воспитатель. Послушаем сразу две песенки. Какая их них лучше?

Первый эксперимент. Дети сравнивают бутылки по величине, рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком; глядя на песочные часы, отмечают, за какое время она заполнится водой и какую песенку будет исполнять; погружают в воду бутылку с узким горлышком; отмечают, за сколько минут она заполнится водой, какую песенку будет петь.

Второй эксперимент. С помощью песочных часов определить, из какой бутылки быстрее выльется вода – из большой или маленькой? Почему? Какую песенку поют бутылки, когда вытекает вода?

Третий эксперимент. Дети погружают в воду сразу обе бутылки. Что происходит? Вода в бутылки набирается неравномерно и песенки они поют разные.

Дети играют в игру «Пролезь в трубу». Проползают в широкую и узкую трубу. Из какой они появятся быстрее? Почему? Широкая труба просторнее, чем узкая.

Дети делают зарисовки и подводят итоги. В бутылку с широким горлышком вода поступает быстро и издаёт громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно и издаёт мелодичный звук; вода из бутылки с широким горлышком вытекает быстро – звука почти не слышно; из бутылки с узким горлышком вода выходит медленно и издаёт громкие звуки.

8. Когда льётся, когда капает.

Цель. Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал. Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, губка из поролона, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребёнка).

Ход занятия.

Воспитатель. Давайте поиграем с водой!

Первый эксперимент. Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки. Накапать несколько капель из пипетки. Какая вода быстрее капает: из пакетика или из пипетки? Почему?

Второй эксперимент. Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают: когда вода быстрее наливается – когда капает или когда льётся?

Третий эксперимент. Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её, что происходит? Вода сначала вытекает, затем капает.

Дети делают зарисовки и подводят итоги. Вода льётся при переливании из одного сосуда в другой, из крана, в водопаде; вода капает их пипетки, с крыши домов, с листьев после и во время дождя; звуки льющейся воды положительно влияют на психологическое самочувствие человек

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области