Тема опыта: Традиционные и инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации российского образования.
Модернизация российского образования выдвигает новые задачи для создания условий качественного дошкольного образования. Педагог является ведущей фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Как отмечают педагоги Виталий Александрович Сластенин, Людмила Степановна Подымова способность создавать и реализовывать новое, - это инновационный потенциал педагогического коллектива. В инновационном режиме содержание педагогической деятельности претерпевает изменения и требуют дополнительных знаний и умений от педагога. Здесь на помощь приходят новые формы работы с педагогическими кадрами.
Современные реалии таковы, что педагоги должны постоянно совершенствовать свою деятельность, развивать свои творческие способности, ибо только творческий подход дает возможность эффективно и интересно организовать педагогический процесс.
Ведущая педагогическая идея моего опыта работы заключается в определении наиболее эффективных методов работы с педагогами в повышении их профессиональной компетентности.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2021 года по май 2022 года.
На констатирующем этапе проведено диагностическое обследование для выявления уровня профессиональной компетентности педагогов.
На основном этапе разработана система работы с педагогами с применением инновационных методов.
На заключительном этапе была доказана эффективность разработанной системы.
В качестве основных требований к современному педагогу выступает не только его профессиональная компетентность, но и креативность, а также готовность к использованию и созданию инноваций.
Стоит отметить, что традиционные формы работы при использовании инновационных дополняются новым содержанием и отказываться от них с внедрением новых форм нецелесообразно.
Для организации эффективной деятельности педагогов ДОУ и оказания им эффективной методической помощи я активно использую такие традиционные формы, как
семинары-практикумы;
консультации;
творческие микрогруппы;
повышение квалификации;
работа в едином образовательном пространстве;
Методическое сопровождение педагогов ДОУ осуществлялось в следующих направлениях:
№ | направление | содержание |
1 | Диагностика компетентности | Наблюдение за деятельностью педагогов; Тестирование и анкетирование; Коллективные наблюдения; Экспресс-опросники педагогов и родителей; Самоанализ деятельности |
2 | Практическое | Индивидуальная консультативная помощь начинающим педагогам; Проведение методических мероприятий (семинары, практикумы, мастер-классы) |
3 | Координационное | Контроль и оценка работы по обеспечению образовательного процесса и освоение воспитанниками программы, утвержденной в ДОУ |
4 | Организационное | Организация самообразования педагогов по выбранной методической теме; Организация курсовой переподготовки; Организация и подготовка педагогов к выступлениям на методических мероприятиях разного уровня с целью распространения педагогического опыта; Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в вопросах участи в образовательном процессе |
5 | Мотивирующее | Стимулирование деятельности педагогов, поощрение за профессиональные успехи (грамоты, благодарности, премирование из стимулирующего фонда) |
Результатом диагностического обследования выступило создание диагностических карт возможностей и затруднений педагогов.
Педагогическое наблюдение позволило определить уровень дидактической и методической подготовленности педагогов, их целеполагания в профессиональной деятельности, стиля общения с воспитанниками, умение организовывать образовательный процесс.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, а сами инновационные методы имеют практико-ориентированный характер, позволяют интегрировать в образовательный процесс результаты инновационного опыта.
Инновационные методы работы с педагогами обладают отличительными особенностями:
носят опережающий характер;
обеспечивают педагогов информацией об инновационных фактах;
оснащают педагогов способами и средствами педагогической деятельности.
Для создания мотивации к профессиональному росту и саморазвитию педагогов ДОУ работа велась по следующим направлениям:
1) работа с начинающими педагогами - педагогическое сопровождение, регулярные занятия с целью формирования педагогической рефлексии и самоанализа;
2) организация курсовой подготовки, посещение мероприятий по обмену опытом;
3) использование интерактивных методов в коллективной работе с педагогами, например мастер классы, проектная деятельность. Работа в этом направлении способствовала обновлению образовательного процесса, задала благоприятные условия для самореализации большинства педагогов.
В качестве основных инновационных методов и форм работы я использую следующие:
№ | Форма | характеристика |
1 | «Квик– настройка» | одна из новейших интерактивных форм работы с педагогическим коллективом, которая предполагает активность всех участников. Для положительной настройки используется такая форма как аффирмации -убеждающие высказывания, которые закрепляют в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни, способствуя улучшению его психоэмоционального фона, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т. д. |
2 | «Ярмарка педагогических идей» | Представление образцов педагогической деятельности для публичной оценки и обсуждения, установление творческих контактов с коллегами |
3 | «Открытый микрофон» | способствует развитию навыков, искусства выступать перед аудиторией, формирует умение высказывать своё отношение к реально существующим проявлениям жизни коллектива. |
4 | «Методический ринг», «Мозговой штурм» | Развитие педагогического потенциала в свете современных инноваций, деловые игры в форме мозгового штурма. С их помощью совершенствуются профессиональные знания, развиваются знания и умения по анализу собственной деятельности, приобретается опыт коллективной работы. |
5 | Педагогический мост | это массовая форма методической работы, которая используется с целью взаимоознакомления с опытом работы двух и более педагогических коллективов. Учебные заведения, в которых работают эти коллективы, могут находиться в разных концах области. |
6 | «Коуч-сессия» | это развивающее консультирование. Коуч стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Коуч-сессия представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. |
На сегодняшний день могу сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты. По сравнению с началом года в конце года мы видим положительную динамику:
повысилась мотивация педагогов к профессиональному росту (отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах) (на 30%);
рост активности в подготовке различных методических мероприятий (35%);
увеличились совместные разработки и реализации проектов с участниками образовательных отношений (30%);
мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;
удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась (97% удовлетворены деятельностью).
Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.