Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»

Статья На тему: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Мухлыгина Елена Валерьевна.

Бийск, 2023 г.

Проблемам развития речи детей уделялось большое внимание в работах психологов и педагогов - Г.М Ляминой, В.В. Гербовой, И.М. Кононовой, Л.Н.Павловой, М.И. Поповой, Г.Г. Григорьевой, Г.В. Груба и др. Они отмечают, что определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речи детей младшего дошкольного возраста является развитие мелкой моторики рук.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики [4].

Е.А. Янушко также отмечает, что уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка [5, с. 3].

Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы тем самым активизируем и соседние зоны, которые отвечают за речь. Слаженная и умелая работа всех пальчиков малыша помогает развиваться его речи, интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму [1].

К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Развивать ручки малыша, а следовательно его речь можно с самого его рождения. Сжимая крошечными пальчиками наши пальцы, захватывая и удерживая погремушки, ребенок уже находится в процессе развития. Наша задача сделать игры с ручками более эффективными. Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, взрослый должен ему помочь загибать пальчики. Для лучшего воздействия, их стоит не просто загибать, а слегка массировать. Начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. Играть необходимо то- с правой, то с левой рукой.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. [1].

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь [2, с. 3].

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи [2].

Таким образом, для полноценного развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности; работу по развитию тонкой моторики следует проводить в системе различных видов занятий; в процессе обучения и развития – формировать положительную мотивацию. Развитию мелкой моторики также содействует включение в работу с детьми приёмов самомассажа, упражнений-игр с различными предметами, включение речевых действий в проведение физкультминуток, развитие графических навыков.

Список использованных источников:

Приложение

Пальчиковые игры

Выполнение упражнений левой рукой

Выполнение упражнений правой рукой

Выполнение упражнений двумя руками

«ДЕРЕВЬЯ»

Расположить кисть правой руки перед собой, ладонью к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистью руки.

Расположить кисть левой руки перед собой, ладонью к себе.

Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистью руки.

У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета

1-В, Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

После выполнения упражнения встряхнуть кистями рук.

2-В. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы разведены в стороны и подняты вверх.

Удерживать напряженные пальцы под счет пять-десять.

После выполнения упражнения встряхнуть кистями рук.

«КОРНИ»

Ладонь правой руки опущена вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руку в таком положении на счет до пяти-десяти. После упражнения расслабить кисть руки, встряхнуть ею.

Ладонь левой руки опущена вниз.

Пальцы разведены в стороны и напряжены.

Удерживать руку в таком положении на счет до пяти-десяти.

После упражнения расслабить кисть руки,

l-В. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти-десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

2-В. Ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной. Пальцы разведены в стороны и напряжены.

Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть ими.

«ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Пальцы правой руки выпрямить. Прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти. После упражнения - встряхнуть кистью руки.

Пальцы левой руки выпрямить. Прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти. После упражнения - встряхнуть рукой.

Пальцы очень крепко дружат – Мне помощниками служат.

Пальцы рук выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти.

После упражнения - встряхнуть руками.

«ФЛАЖКИ»

Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижаты друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть рукой.

Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег.

Четыре прямых пальца левой руки (кроме большого) плотно прижаты друг к другу. Отвести левую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Удерживать пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть рукой.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре прямых пальца правой и левой руки (кроме больших) плотно прижаты друг к другу. Отвести руки в стороны. Развернуть их так, чтобы большие пальцы, оттянутые до отказа, оказались внизу.

Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками.

«ЛОДОЧКА»

Ладонь правой руки обращена вверх. Сложить пальцы «лодочкой». Удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти, затем встряхнуть рукой.

Ладонь левой руки обращена вверх. Сложить пальцы «лодочкой». Удерживать напряженньrе пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком». Большие пальцы прижаты к ладоням. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Маленькая лодочка по реке плывет.

На прогулку лодочка малышей везет.

«ПАРОХОД»

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками

Пароход плывет по речке

И труба дымит, как печка.

«ВОРОТА»

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены - это «труба». Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладонь левой руки поставить на ребро.

Пальцы прижать друг к другу - «ворота закрыты.

Пальцы выпрямлены и напряжены, удерживать напряжение на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладони поставить на ребро. Пальцы прижать друг к другу - «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены, удерживать напряжение на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Ворота крепко мы запрем –

Не сможет волк проникнуть в дом!

«ЩУКА»

Правая ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные на счет до пяти - затем встряхнуть рукой.

Левая ладонь выставлена вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные на счет до пяти - затем встряхнуть рукой.

Одновременно правая и левая ладони выставлены вперед горизонтально полу. Большие пальцы под ладонями, пальцы прижаты друг к другу.

Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

В пруд купаться не пойду.

Щука плавает в пруду.

«ГУСЬ»

Правое предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указа, тельный палец опирается

на большой. Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные

пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками,

Левое предплечье вертикально.

Ладонь под прямым углом,

указательный палец опирается на большой.

Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Правое и левое предплечья вертикально. Ладони под прямым углом. Указательные пальцы обеих рук опираются на большие. Все пальцы прижаты друг к другу. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками. I

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

«САРАЙ»

Пальцы рук соединить под углом - «крыша». Большие пальцы спрятать под «крышу» И прижать к ладоням. Удерживать напряженные пальцы на счет пяти-десяти, за

тем встряхнуть руками.

Этот домик называется сарай,

Кто живет в сарае?

Ну-ка угадай!

«ВЕЕР»

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обдает лицо ветерком.

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало :жарко.

Достаем красивый веер

Пусть прохладою повеет.

«КОГОТКИ»

Правую ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Левую ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Правую и левую ладони поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руки.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

«ЗАМОК»

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

- Потянули! Покрутили!

- Постучали! И – открыли1

«ВОЛК И ЛИСА»

«Волк»

Сделать «пароходик». Большие пальцы развести в стороны. Указательные пальцы согнуть внутрь ладоней (образуется лоб). Остальные в виде «лодочки» (верхняя и нижняя челюсть).

«Лиса»

Выполняем те же самые движения, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Удерживать напряженные пальцы на счет до пятидесяти, затем встряхнуть руками.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

«ПТИЧКА»

Ладони повернуты к себе. Большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку). Большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Пальчики - головка, Крылышки - ладошка.

«ТРУБА»

Правую руку сжать в кулак, оставляя круглые отверстия внутри. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Левую руку сжать в кулак, оставляя круглые отверстия внутри. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок. Удерживать напряженные пальцы на счет пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

«КУРОЧКА»

Ладонь правой руки немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладонь левой руки немного согнуть. Указательный палец упирается в большой. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Ладони обеих рук одновременно немного согнуть. Указательные пальцы упираются в большие. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении. Удерживать напряженные пальцы на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

Зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деточкам

зернышко несет.

«КОЛЕЧКО»

Соединить большой и указательный пальцы правой руки вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать их в таком положении на счет до пяти-десяти.

Соединить большой и указательный пальцы левой руки вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать их в таком положении на счет до пяти-десяти.

Соединить большой и указательный пальцы правой и левой рук одновременно вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении на счет до пяти-десяти.

На узорное крылечко

Кто-то выронил колечко

И оно с крыльца скатилось,

за ступеньку закатилось.

Дети смотрят там и тут,

Но колечка не найдут.

«ОЧКИ»

Соединить большой и указательный пальцы правой и левой рук одновременно вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Поднести к глазам, имитируя очки. Удерживать в таком положении на счет до пяти-десяти.

Вот колечки - посмотри!

Превращаются в очки.

«ЗАЙЧИК»

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть вверх. Мизинец и безымянный палец прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти.

Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть вверх. Мизинец и безымянный палец прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти.

Указательный и средний пальцы правой и левой рук одновременно вытянуть вверх, мизинцы и безымянные прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Зайка серый скачет ловко.

В лапке у него морковка.

«ЗАЙКА ПРЯЧЕТСЯ ПОД СОСНОЙ»

Левая рука - «зайчик». Выпрямленная ладонь правой руки накрывает сверху «зайку» - это «сосна». Поменять положение рук. Правая рука _. «зайчик», левая рука «сосна». Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Этот зайка - под сосной

Этот зайчик - под другой.

«ВИЛКА»

Указательный, средний и безымянный пальцы правой руки вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Указательный, средний и безымянный пальцы левой руки вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Указательный, средний и безымянный пальцы правой и левой руки одновременно вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть рукой.

Вилкой мы едим сосиску, Макароны и редиску.

«ОСА»

Выставить средний палец правой руки, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Выставить средний палец левой руки, зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

Одновременно выставить средние пальцы правой и левой руки, зажать их между указательными и безымянными, вращать ими в разные стороны.

Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти.

«СТУЛ»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз-два.

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

«СТОЛ»

Сжать левую руку в кулачок.

Сверху на кулачок опустить ладошку. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху. Можно делать попеременно на счет раз-два.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

«ДОМИК»

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом. Удерживать пальцы в таком положении на счет до пяти-десяти, затем встряхнуть руками.

«ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ»

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Удерживать пальцы в таком положении на счет до пятидесяти, затем встряхнуть руками.

Улетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области