Областное государственное бюджетное образовательное учреждение.
«Шегарская школа интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Открытое занятие
«Мы друзья природы»!
Воспитатель: Орлова Ольга
Владимировна
Победа 2023г.
Слайд 1,2
Цель: формирование представлений и элементарных знаний о природе.
Задачи:
Образовательные:
-расширять знания детей о природе;
закреплять представления о правилах поведения в лесу;
- развивать индивидуальные способности учащихся;
- развивать память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес к миру природы;
Воспитывающие:
-воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе;
- воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.
Коррекционные: развивать индивидуальные способности учащихся; способствовать развитию мелкой моторики
Ход занятия.
Добрый день, ребята. Я очень рада всех вас видеть на нашем занятии.
Есть такое высказывание: «Встал утром, умылся, приведи в порядок себя и свою планету».
Ребята, как вы понимаете это высказывание? (отв детей) Нужно бережно относиться к природе.
Словарная работа : Как вы понимаете, что такое планета? (отв детей)
Это Наша Земля, это наш дом.(правильно).
А знаете ли вы, что на земле исчезло и исчезает очень много видов растений и животных;
И поэтому нужно бережно относиться к природе, (Ребята, а что значит бережно относиться к природе?) к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь, защищать и содержать в чистоте. Ведь природа - это общий дом для животных, растений и человека. Мы люди, должны собирать урожай, очищать воздух, не загрязнять реки и озера и нужно бережно относиться к природе…
Представьте, что мы сейчас с вами оказались в лесу. Давайте мы с вами Сядем по удобнее, закроем глаза и отправимся в путешествие(звучит шум леса, поют птички и журчит ручей). Ребята, открываем глазки и кто мне скажет, что вы сейчас услышали? (отв детей) (пение птиц, журчание ручейка и шум леса) . Молодцы.
И сейчас я хочу предложить вам послушать историю о лесе.
(на слайде картина леса)
Слайд3
– Жил был лес. (на слайде картины птиц) У него были друзья.
Птицы пели задорно и весело. (звучит аудиозапись голосов птиц, кукушки, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (отв детей) (кукушку, соловья)
(на слайде звери) Молодцы!
Слайд 4
– А так же в лесу жили и звери. (отв детей) Резвились на полянах, охотились. (на слайде звери) (зашумление картинки диких животных)
Посмотрите на слайд и скажите, какие же это звери?
Каких зверей вы узнали? ( белка, заяц, волк)
Слайд 5
Давайте рассмотрим вторую картинку, (что вы видите на слайде) ? каких зверей вы видите?(лось, лиса, волк, заяц, белка, ежик, медведь, песец и олень). Молодцы!
Слайд 6
(И) пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги, появились села, города.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, в лесные озера и загрязняли воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравляли воздух.
Ребята, а как вы думаете, изменилась ли жизнь леса? (отв детей) .да
Слайд 7.
Человек стал чаще выбираться на природу, на отдых (на слайде пожар)
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. А как вы думаете, находясь на природе с огнем баловаться можно? (отв детей). (костер погубил лес)
Слайд 8
На отдыхе в лесу есть непорядочные люди, которые после себя оставляют мусор. Ребята, какой мусор (Пустые бутылки, пакеты, консервные банки и отходы от еды). И как мы с вами знаем, что мусор, который оставляют люди после себя загрязняет нашу планету. Остатки пищи на берегу и мусор попадают в воду, вода загрязняется и рыбки погибают, также в лесу любое животное проглотив целлофановый мешок, погибает.
Опыт (вода….)
А как вы думаете? Как должны люди поступать в этой ситуации. (отв детей) Люди должны устанавливать мусорные контейнеры, если нет контейнеров, то что надо делать с мусором? (собрать в мусорный мешок и довести до контейнера).. Молодцы!
Может ли человек жить без леса? (отв детей) Без леса человек не проживет, он собирает ягоды, грибы, травы, орехи, а так же лес очищает наш воздух (отв детей).
Давайте сейчас мы с вами разберем ситуации и как бы вы поступили.
Ситуации: оцени поступок человека.
А правильно ли ребята поступили? Кто в этой ситуации правильно поступил? (отв детей).
(Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.)
Следующая ситуация.
Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
(Что Петя сделал неправильно, а как бы вы поступили правильно?
И так вывод, что мы с вами видим?
И так ребята возвращаемся к нашему лесу.
Для того чтобы строить дома, люди стали вырубать лес.
– И негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
Ни стало животных, птиц, ни стало грибов, ягод.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
(Читают дети)
" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!
Ребята, как вы думаете, услышал человек крик о помощи. (отв детей). Да услышал. Человек понял, что много принес вреда растениям и животным.
Лес просит о помощи.
Ну, что ребята, поможем вернуть красоту лесу. (отв детей)
Ведь Лес - это большой дом, где по соседству живут не только самые разные растения, но и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Если понаблюдать за ними, то можно увидеть много интересного и забавного.
Как вы думаете, что стал делать человек, что бы исправить свои ошибки? (отв детей) (Человек стал садить лес, строить очистительные сооружения разводить и беречь животных, для этого человек стал строить заповедники и заказники. Ребята, а вы знаете, что такое заповедники и заказники (отв детей)
Слайд 9
Заповедники - это охраняемая территория. На этой территории произрастают растения, которые находятся на грани исчезновения. Также на территории заповедника обитают животные, которые занесены в красную книгу, либо численность таких животных под угрозой.
Слайд 10
Заказники - называют часть природной зоны, защищенной от агрессивных действий человека или негативного воздействия природных факторов
Красная книга - список редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов.
И так ребята, давайте подумаем
– Почему в лесу никто не живет? (отв детей)
Чтобы нам с вами помочь лесу, для этого, мы с вами должны выполнить задание и исправить ошибки человека.
Ребята, у вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья нашего края. Переверни картинку, прочитай загадку. И давайте отгадаем и узнаем название деревьев. Эти деревья мы и посадим в нашем лесу (на доске плакат на котором мы с вами будем возрождать лес и его обитателей с помощью загадок).
Слушаем внимательно.
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ (Дуб)
А Сережа Д., Вера Г. и Ваня Кузнецов подойдут к учительскому столу и посмотрят есть еще «Ель и Береза»? И прикрепят к плакату.
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
– Кого ещё не хватает в нашем лесу? (отв детей)
– Не хватает птиц и зверей.
Чтобы нам с вами возродить лес, мы должны
отгадать загадки.
Кто из ребят отгадает загадку, подходит к учительскому столу, берет свою птичку и прикрепляет на дерево.
2. И так слушаем загадку.
Вот и прилетели в наш лес птички, приятно слышать их пение, но у нас не хватает зверей.
А для того, чтобы звери к нам вернулись. Мы с вами разберем задание, и вы мне ответите.
«Покажи и отгадай» ……….
На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов картинки. Посмотрите внимательно животное и вы должны показать в движении это животное не называя вслух его, что бы ребята могли догадаться, какой это зверь, а затем вы расположите зверей на плакат. ( фотографии: медведя, лисы, волка, белки, зайца и лося, ) Молодцы! Давайте посмотрим, что у нас получилось? (отв детей), Вырос лес, вернулись птички и звери. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием)
– Ребята, посмотрите, как Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарки. Что же там такое мы с вами узнаем попозже, а занятие наше продолжается.
Подарок (клюква, шишки и орехи или рябина или калина).
Игра «Можно - нельзя, докажи»
Давайте представим:
- Мы нашли в лесу непотушенный костер и затушили его.(правильно мы поступили)? (отв детей).
-Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать (правильно мы поступили)? (отв детей)
Мы нашли в лесу муравейник и разворотили его (правильно ли мы поступили)? (Отв детей)
Мы нашли в лесу мусор и выбросили в озеро (правильно ли мы поступили) (отв детей).
Мы нашли в лесу ежика, но не стали его забирать домой. (правильно ли мы поступили? (отв детей).
Слайд 11
-Ребята, а как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (участвуем в операции «Птичья столовая»?) (отв детей) Молодцы!
Как вы уже знаете, существуют определенные правила поведения в лесу. Давайте эти правила вспомним. Ваня прочитает нам эти правила.
Слайд 12
Правила поведения в лесу
1. Не обижайте лесных жителей.
2.Не ломайте ветки деревьев.
3. Не разоряйте птичьи гнезда.
4.Не разводите в лесу костры.
5. Не вырывайте грибы и цветы.
6. Не оставляйте мусор в лесу.
7. Не разоряйте муравейники.
8.Подкармливайте зимой птиц. Читает Ваня
Ребята, все знают эти правила? (отв детей). А соблюдаете ли вы их на природе? (отв детей)
- Молодцы ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить ей.
Вот и подошло к концу наше занятие «Мы друзья природы»!
Вы старательно выполняли все задания. Спасибо.
А вам понравилось занятие? (отв детей) (да)
Настроение у нас хорошее, что даже к нам заглянуло солнышко. Если вам наше занятие понравилось, то прикрепите лучики, а кто остался равнодушным, то не трогайте лучики.
И сейчас мы с вами оформим плакат «Будь природе другом»! Сейчас каждый выходит и прикрепляет свой рисунок. Посмотрите ребята, что у нас получилось. Вам нравиться? Мы с вами будем друзьями природе? (Да)
А сейчас мы с вами посмотрим подарки, что же нам подарили лесные друзья? Что мы видим? Это дары природы!
А закончим мы наше занятие песней «Мы хотим, чтобы птицы пели».
Занятие наше подошло к концу. Всем спасибо!