Современные технологии, формы и методы работы постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает", говорил П. Ф. Лесгафт, выдающийся русский ученый и педагог
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.
Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
-ведут иждивенческий образ жизни;
-страдают от алкогольной зависимости;
-совершают правонарушения,
-оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Развитие технологий, форм и методов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на этапе постинтернатного сопровождения является приоритетной задачей. Это обуславливает применение на практике не только традиционных, но и инновационных методов, форм и технологий работы.
В системе постинтернатного сопровождения метод - это способ профессионального взаимодействия специалиста и ребёнка с целью решения определенных задач. В работе с лицами из числа детей-сирот специалистам рекомендуется использовать универсальные методы работы: -методы социальной диагностики; -методы социальной адаптации и реабилитации; -методы социального контроля; а также традиционные группы педагогических методов: -методы формирования сознания; -методы организации деятельности и общения; -методы стимулирования и мотивации деятельности; -методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности. В число инновационных методов постинтернатного сопровождения можно включить: -метод социального контракта; -метод ролевой и имитационной игры; -метод профессиональных проб. Так, например, метод профессиональных проб заключается во включении детей-сирот в различные виды профессиональной деятельности до получения ими профессионального образования. Такие профессиональные пробы позволяют им более осознанно подходить к выбору будущей профессии, опробовать свои силы, понять, что такое рабочий день, почувствовать ответственность за выполняемую им работу. Форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В системе постинтернатного сопровождения формы можно классифицировать на простые, составные и комплексные в зависимости от степени их сложности. К простым формам постинтернатного сопровождения детей-сирот следует отнести такие традиционные формы работы, как лекция, обучающий семинар, тренинг, экскурсия, встречи со значимыми людьми и другие. В число составных форм входят собрание, круглый стол, клуб, кружок (студия), трудовые мастерские, трудовой лагерь, туристический поход, группы взаимопомощи и другие. Комплексные формы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот представляют собой многоуровневые организационные структуры, при реализации которых присутствуют простые и составные формы, различные методы постинтернатного сопровождения данной категории молодежи. К комплексным формам относятся социальное общежитие (гостиница), отделение постинтернатной адаптации в детских интернатных учреждениях, семейный центр, ресурсный трудовой центр, биржа труда и другие. Отделение постинтернатной адаптации является структурным подразделением интернатного учреждения и предназначено для проживания выпускников интерната в течение первых лет после выпуска. В отделении чаще всего проживают выпускники, у которых нерешенным остался жилищный вопрос - отсутствует закрепленная жилая площадь или по каким-либо причинам проживание в ней затруднено, отсутствует общежитие в учебном заведении, обеспечивающем профессиональное образование. Создаются условия для самостоятельного проживания выпускников, но за отделением закрепляется педагогический работник интерната, который осуществляет постинтернатное сопровождение, контролирует течение социальной адаптации выпускников к новым жизненным условиям. Социальное общежитие (гостиница) предназначено для временного проживания и оказания комплексной помощи выпускникам интернатов, приютов, не имеющим жилья и состоящим на учете по улучшению жилищных условий, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в сложной жизненной ситуации (рождение ребенка, отсутствие рабочего места, регистрации и т.п.). В соответствии с направлениями и задачами деятельности специалисты данного учреждения занимаются такими вопросами, как восстановление утраченной регистрации и жилья; контролирование расхода денежных средств; трудоустройство выпускников; помощь в решении хозяйственно-бытовых и личных проблем. Между сиротами и администрацией социального общежития (гостиницы) заключается договор, позволяющий строго контролировать правила распорядка, определяющий права и обязанности проживающих и работников гостиницы. Период пребывания сироты определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации и имеющихся проблем. Технологии социальной работы - это система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Однако в системе постинтернатного сопровождения следует с осторожностью говорить о технологиях данной работы, поскольку постинтернатная адаптация - это уникальный и неповторимый процесс. К каждому сироте необходим индивидуальный подход, особое выстраивание и использование форм, методов, приемов, тактик взаимодействия, способов решения его проблем. В то же время отдельные направления постинтернатного сопровождения можно представить в виде технологии. Инновационные технологии постинтернатного сопровождения детей-сирот в большинстве своем находятся в стадии разработки и апробации. В настоящее время к ним относятся работа с сетью социальных контактов, технология наставничества, технология вовлечения в социально значимую деятельность, технология «социального лифта», технология постепенного вхождения в социум и другие. |
Выпускники чаще всего находятся в состоянии психологического стресса. Желанная свобода для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеосуществления. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе.
Новой тенденцией в деятельности интернатных учреждений стало создание служб сопровождения выпускников как структурных подразделений, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка во время проживания его в интернатах и после выпуска в самостоятельную жизнь. Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение полноценной адаптации, компенсации и развития воспитанников.
Современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения представляют собой многовариантные способы поддержки на этапе его подготовки к переходу к самостоятельной жизни. Изучение опыта позволяет выделить доминирующие практики постин- тернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
1. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома). В настоящее время данная модель является наиболее распространенной и реализуется в различных формах. Кроме того, в детском доме может быть организовано структурное подразделение (постинтернатная группа, центр социальной адаптации) для выпускников, на базе которого выпускникам может предоставляться временное проживание в детском доме до момента создания благоприятных условий проживания в ином месте
2. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных (региональных) учреждений центров социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты населения. Выпускникам предоставляется соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение. Также на базе учреждений могут образовываться структурные подразделения, предоставляющие возможность временного проживания.
3. Социальные гостиницы. В рамках данной модели в регионе создаются специализированные учреждения, основным направлением деятельности которых является непосредственно организация социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам интернатных учреждений в целях обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление возможности проживания в помещениях учреждений.
4. Программы индивидуальной постинтернатной адаптации. Осуществление индивидуальной постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.). Наиболее распространенной формой является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций- работодателей к трудоустройству выпускников интернатных учреждений и предоставлению им жилых помещений на определенный период
5. Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. Например, институт крестных родителей и опекунов, которые помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.
6. Сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству могут и должны привлекаться различные структуры: здравоохранение, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения
Таким образом, важной отличительной особенностью настоящего этапа развития системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является большой объем со- временных эффективных практик, накопленных в разных регионах страны. В связи с этим стоит задача детального исследования лучших практик, выявления инструментов их реализации и фактов, способствующих повышению успешности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, для обобщения практического опыта и его диссеминации во всех регионах страны.