Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные технологии, формы и методы работы постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Современные технологии, формы и методы работы постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

"Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает", говорил П. Ф. Лесгафт, выдающийся русский ученый и педагог

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

-ведут иждивенческий образ жизни;

-страдают от алкогольной зависимости;

-совершают правонарушения,

-оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Развитие технологий, форм и методов работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на этапе постинтернатного сопровождения является приоритетной задачей. Это обуславливает применение на практике не только традиционных, но и инновационных методов, форм и технологий работы.

В системе постинтернатного сопровождения метод - это способ профессионального взаимодействия специалиста и ребёнка с целью решения определенных задач. В работе с лицами из числа детей-сирот специалистам рекомендуется использовать универсальные методы работы:

-методы социальной диагностики;

-методы социальной адаптации и реабилитации;

-методы социального контроля;

а также традиционные группы педагогических методов:

-методы формирования сознания;

-методы организации деятельности и общения;

-методы стимулирования и мотивации деятельности;

-методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности.

В число инновационных методов постинтернатного сопровождения можно включить:

-метод социального контракта;

-метод ролевой и имитационной игры;

-метод профессиональных проб.

Так, например, метод профессиональных проб заключается во включении детей-сирот в различные виды профессиональной деятельности до получения ими профессионального образования. Такие профессиональные пробы позволяют им более осознанно подходить к выбору будущей профессии, опробовать свои силы, понять, что такое рабочий день, почувствовать ответственность за выполняемую им работу.

Форма - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В системе постинтернатного сопровождения формы можно классифицировать на простые, составные и комплексные в зависимости от степени их сложности.

К простым формам постинтернатного сопровождения детей-сирот следует отнести такие традиционные формы работы, как лекция, обучающий семинар, тренинг, экскурсия, встречи со значимыми людьми и другие.

В число составных форм входят собрание, круглый стол, клуб, кружок (студия), трудовые мастерские, трудовой лагерь, туристический поход, группы взаимопомощи и другие.

Комплексные формы постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот представляют собой многоуровневые организационные структуры, при реализации которых присутствуют простые и составные формы, различные методы постинтернатного сопровождения данной категории молодежи. К комплексным формам относятся социальное общежитие (гостиница), отделение постинтернатной адаптации в детских интернатных учреждениях, семейный центр, ресурсный трудовой центр, биржа труда и другие.

Отделение постинтернатной адаптации является структурным подразделением интернатного учреждения и предназначено для проживания выпускников интерната в течение первых лет после выпуска. В отделении чаще всего проживают выпускники, у которых нерешенным остался жилищный вопрос - отсутствует закрепленная жилая площадь или по каким-либо причинам проживание в ней затруднено, отсутствует общежитие в учебном заведении, обеспечивающем профессиональное образование. Создаются условия для самостоятельного проживания выпускников, но за отделением закрепляется педагогический работник интерната, который осуществляет постинтернатное сопровождение, контролирует течение социальной адаптации выпускников к новым жизненным условиям.

Социальное общежитие (гостиница) предназначено для временного проживания и оказания комплексной помощи выпускникам интернатов, приютов, не имеющим жилья и состоящим на учете по улучшению жилищных условий, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в сложной жизненной ситуации (рождение ребенка, отсутствие рабочего места, регистрации и т.п.).

В соответствии с направлениями и задачами деятельности специалисты данного учреждения занимаются такими вопросами, как восстановление утраченной регистрации и жилья; контролирование расхода денежных средств; трудоустройство выпускников; помощь в решении хозяйственно-бытовых и личных проблем. Между сиротами и администрацией социального общежития (гостиницы) заключается договор, позволяющий строго контролировать правила распорядка, определяющий права и обязанности проживающих и работников гостиницы. Период пребывания сироты определяется индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации и имеющихся проблем.

Технологии социальной работы - это система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Однако в системе постинтернатного сопровождения следует с осторожностью говорить о технологиях данной работы, поскольку постинтернатная адаптация - это уникальный и неповторимый процесс. К каждому сироте необходим индивидуальный подход, особое выстраивание и использование форм, методов, приемов, тактик взаимодействия, способов решения его проблем. В то же время отдельные направления постинтернатного сопровождения можно представить в виде технологии.

Инновационные технологии постинтернатного сопровождения детей-сирот в большинстве своем находятся в стадии разработки и апробации. В настоящее время к ним относятся работа с сетью социальных контактов, технология наставничества, технология вовлечения в социально значимую деятельность, технология «социального лифта», технология постепенного вхождения в социум и другие.

  Выпускники чаще всего находятся в состоянии психологического стресса. Желанная свобода для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеосуществления. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Новой тенденцией в деятельности интернатных учреждений стало создание служб сопровождения выпускников как структурных подразделений, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка во время проживания его в интернатах и после выпуска в самостоятельную жизнь. Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение полноценной адаптации, компенсации и развития воспитанников.

Современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения представляют собой многовариантные способы поддержки на этапе его подготовки к переходу к самостоятельной жизни. Изучение опыта позволяет выделить доминирующие практики постин- тернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома). В настоящее время данная модель является наиболее распространенной и реализуется в различных формах. Кроме того, в детском доме может быть организовано структурное подразделение (постинтернатная группа, центр социальной адаптации) для выпускников, на базе которого выпускникам может предоставляться временное проживание в детском доме до момента создания благоприятных условий проживания в ином месте

2. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных (региональных) учреждений центров социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты населения. Выпускникам предоставляется соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение. Также на базе учреждений могут образовываться структурные подразделения, предоставляющие возможность временного проживания.

3. Социальные гостиницы. В рамках данной модели в регионе создаются специализированные учреждения, основным направлением деятельности которых является непосредственно организация социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам интернатных учреждений в целях обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление возможности проживания в помещениях учреждений.

4. Программы индивидуальной постинтернатной адаптации. Осуществление индивидуальной постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.). Наиболее распространенной формой является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций- работодателей к трудоустройству выпускников интернатных учреждений и предоставлению им жилых помещений на определенный период

5. Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. Например, институт крестных родителей и опекунов, которые помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.

6. Сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству могут и должны привлекаться различные структуры: здравоохранение, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения

Таким образом, важной отличительной особенностью настоящего этапа развития системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является большой объем со- временных эффективных практик, накопленных в разных регионах страны. В связи с этим стоит задача детального исследования лучших практик, выявления инструментов их реализации и фактов, способствующих повышению успешности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, для обобщения практического опыта и его диссеминации во всех регионах страны.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области