Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Поэтические жемчужины малой родины

Проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края, актуальна проблема любви к малой родине.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное общеобразовательное учреждение

Нагорьевская средняя школа

Индивидуальный проект на тему:

«Поэтические жемчужины малой родины»

Автор: Куделькина Мария Владимировна,

обучающийся 10 класса

Руководитель: Забелина Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

с. Нагорье, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………... 3- 4

1. Тема Родины ………………………………..…….……………...……………………. 5

1.1. Что такое Родина в широком и узком смысле слова?................................................ 5

2. Рождение стихов…………………………………………………………………..….... 6

2.1. Что такое стихотворение?………………………………………………………...…… 6

2.2. Тема стихотворения………………………………………………………..…….......... 6

2.3. О чём можно рассказать в стихотворении?……………………………………….….. 7

2.4. Как образуются строфы? Какими они бывают?……………………………………… 7

2.5. Ритм……………………………………………………….......................................... 7-8

2.6. Виды рифм…………………………………………………………………………… 8-9

2.7. Основные виды стихотворных размеров……………………………………… 10-11

3. Жизнь и творчество поэтессы…………………………………………………... 12-13

3.1. Интервью с поэтом-земляком…………………………………………………… 13-14

3.2. Поэтические строки о малой родине…………………………………………….. 14-15

3.3. Тематическое разнообразие поэзии А.С. Тупиковой……………………….……15-16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 12-13

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ……………………………………………………....... 14

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………..…. 15

Введение

«Люблю Ярославскую область.

Её берега ,родники ,

Историю славную ,доблесть ,

Где время и люди –близки …»

Дмитрий1

Среди тем, составляющих основу творчества поэтов, значительное место занимает тема малой родины. Край, в котором родился и вырос, - его природа, люди – не может не волновать, не пробуждая воспоминаний и чувств, выраженных в произведениях изобразительного искусства, в музыке, в поэзии и прозе.

Приходилось ли кому-нибудь наблюдать за летней дорогой, ведущей от дома к реке или стадиону, и видеть, как петляют тропинки, создавая неповторимые дорожные узоры, как на обочине трава-мурава, словно мастерица-вышивальщица, обозначает контуры движения пешеходов? Слушал ли кто-то тишину раннего утра на речном берегу, когда хочется упасть, обнять руками землю, словно прижаться к груди матери и затаить дыхание? Ощущал ли ласковое прикосновение к тебе речной глади воды? Испытывал ли силу «очей очарованья» золотой тамбовской осени? Близка ли слуху зимняя симфония «хрустящих» по снегу шагов, таинственного шёпота лыж и звенящего бега коньков? Случалось ли кому-либо переживать радость пробуждения природы с наступлением весны, когда появляется потребность прижать ладонь к земле и соизмерить ритмы весеннего половодья и пульс собственного сердца? Знакомы ли волнение, трепет, восторг, восхищение перед красотой природы и перед всем тем прекрасным, что составляет нашу гордость родимой землёй?

Увлекала ли кого-то богатая история края, его культура?

Ощущал ли кто-нибудь себя вместе со своим домом частью этого огромного манящего и открытого мира, который мы называем родным краем и который потому любим, бережём и созидаем?

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов двигателем интереса к его жизни и предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.

Актуальность темы: ХХI век компьютеризации, созидательного преобразования действительности, информационных коммуникаций.

И сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края, актуальна проблема любви к малой родине.

Цель моей работы:

1) Собрать материал о творчестве поэтессы-землячки.

2) Создать два сборника со стихами поэтессы.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Продуктом моей работы стал сборник стихов местной поэтессы.

Объектом - стихи поэтессы, проживающей в селе Нагорье, написанные от руки, что, на мой взгляд, является не менее ценным.

Проблемы проекта:чувство любви к малой родине в поэзии Нагорьевской поэтессы Тупиковой Александры Сергеевны.

Гипотезы проекта: является ли любовь к родному краю – мировоззренческим стержнем для Тупиковой Александры Сергеевны?

Теоретическая значимость:

Практическая значимость: материалы проекта можно использовать во внеурочной деятельности, тематических встречах, можно представить в районную и школьную библиотеку.

Структура работы определяется задачами исследования.

Эмпирическую базу проекта составила ученица 10 класса муниципального общеобразовательного учреждения Нагорьевской средней школы.

1.Тема Родины

1.1. Что такое Родина в широком и узком смысле слова?

В широком смысле Родина – это страна, в более узком – город (деревня, село

и так далее). Странно, что большинство словарей трактуют слово «родина»

именно в таком, крайне узком понимании. Получается, что на вопрос «Что

такое родина?» можно с уверенностью сказать, что это именно то

государство, где нам довелось увидеть свет. Так ли это на самом деле?

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что такое

Родина? Нет на свете места роднее, чем то, где он родился, где прошло его

детство. Кто-то родился во Франции, кто-то – в Испании, а я - в России. Это

моя Родина. Я люблю ее и горжусь ею.

За что я люблю свою Родину? За то, что она у меня есть!

А малая родина-это все то, чем живу я и мои близкие. Каждый мой поступок,

каждое движение моей души связано с моей малой родиной. Это руки моей мамы, мой уютный дом, где меня всегда ждут. Есть очень много поводов, чтобы я и мои ровесники могли гордиться своей страной и местом где родились.

Теме Родины посвящали вдохновенные строки А.С. Пушкин, М.Ю.

Лермонтов, Н.А. Некрасов и Ф.И. Тютчев и др. Ни один русский поэт не

обошел стороной эту поистине вечную тему.

В своей работе я остановлюсь на теме родного края, который прославляет моя землячка – Тупикова Александра Сергеевна.

Чтобы решить задачи, представленные передо мной, я должна выполнить план работы. Сначала я вспомнила, что такое стихотворение и его тема, о чем оно может рассказать.

2.Как научиться писать стихи?

2.1. Что такое стихотворение?

Стихотворение - это небольшое художественное произведение,

написанное в поэтической форме по всем законам стихосложения. Поэзия

является одним из самых старинных литературных жанров. Еще не зная

письменности, люди заметили, что любой рассказ легче запомнить, если

изложить его рифмованными стихами. Поэты придают звучанию слова не

меньшее значение, чем его содержанию. Стихи, сложенные поэтами, легко

ложатся на музыку и превращаются в прекрасные песни.

2.2. Тема стихотворения

Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной,

лирической или драматической. В повествовательном стихотворении

рассказывается какая-нибудь история. Лирическое стихотворение передает

мысли и чувства поэта. В драматической поэме имеются действующие

лица. Тема стихотворения - это ситуация, которая описывается в

произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии,

например, «Гроза днём», «Черёмуха», «Весна на дворе».

2.3. О чём можно рассказать в стихотворении?

В стихотворении можно рассказать о чём угодно, например, о родине, о

красоте природы, о временах года, о военном сражении, о человеке, о его

поступке, о животных и птицах, об интересном случае или грустном

происшествии. Стихотворение может быть весёлым или грустным,

торжественным или страшным. Стихотворением можно поздравить с

праздником или с днём рождения, признаться в любви или дружбе.

К правилам стихосложения относится строфа. И для написания

стихотворения мы должны знать, что такое строфа, какими бывают строфы и

как они образуются.

2.4. Как образуются строфы? Какими они бывают?

Соединение стихов посредством рифм является наиболее простым и

распространённым способом соединения стихов в строфу. Система из 2-х и

более строк стихотворного текста, в которой стихи располагаются в заданной

последовательности; каждое повторение такой последовательности является

новой строфой. Комбинирование простых строф создает более сложные

строфы. Парная рифмовка даёт кратчайшую из возможных строф —

двустишие.

2.5. Ритм

Ритм - это звучание, образующееся упорядоченным повторением

слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах - это

сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Многие, кто хоть раз пытался самостоятельно написать стих, не

понаслышке знают о том, сколько времени нужно потратить на поиск

подходящих слов и компоновки произведения. Конечно, для того, чтобы

создать стихотворение, не обязательно разбираться во всех тонкостях

стихосложения. Но знания о том, какие рифмы бывают, помогут

начинающему поэту понять логику создания стихотворения и ее

закономерности.

2.6. Виды рифм

Рифмы в зависимости от своего положения бывают:

1.Смежные.

Когда рифмуется первая строка со второй, третья с четвертой. Если буквами обозначить строки, то одинаковыми будут обозначаться рифмующиеся строки. Записать смежные можно так: ААББ.

2.Перекрестные. Рифмуется первая строка с третьей, вторая - с четвертой. АБАБ.

3.Опоясанные или охватные. Рифмуется первый стих с четвертым, а второй - с третьим. АББА.

4.Сплетенная. Она имеет много разных схем. Так называются сложные виды рифмовки, например, АБВАБВ или АБВВБА и другие варианты.

2.7. Основные виды стихотворных размеров

1.Ямб - один из основных стихотворных размеров. Стопа ямба состоит из двух слогов: безударного и ударного. Чаще всего встречается ямб, в котором ударение падает на каждый второй, четвертый, шестой и восьмой слоги каждой строки.

2.Хорей – еще один распространенный размер. Тоже двусложный, только в стопе хорея сначала идет ударный слог, а за ним – безударный.

3.Дактиль - трехсложный размер стиха, то есть его стопа состоит из трех слогов: первого ударного и двух последующих безударных.

4.Анапест – состоит из трех слогов, первые два не имеют ударения, а ударение падает на последний слог.

5.Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в стопе которого ударный слог с двух сторон окружен безударными. Довольно сложный, и потому нечасто встречающийся размер.


https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/1358-yaroslavskaya-oblast-stikhi-o-rodnom-krae.html

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области