Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры с логопедическими кубиками, как средство развития речи у дошкольников с ОНР

Цель применения данного пособия развитие речи дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с ОНР.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих коррекционных технологий и методов. Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Детям с общим недоразвитием речи свойственны аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса. Решая задачи по активизации познавательной деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.

Цель применения данного пособия: развитие речи дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий для активного его использования в коррекции речевых нарушений.

Задачи:

- активизировать основные движения артикуляционного аппарата;

-развивать фонематический слух;

-развивать внимание, память, мышление;

- формировать лексико-грамматический строй речи;

-закреплять обобщающие понятий;

-автоматизировать звуки;

- стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;

- обогащать их словарный запас;

-  повышать уровень коммуникабельности детей при совместной работе;

- развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику;

- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.

Данная технология – использование логопедических кубиков – современное и доступное средство обучения, полностью отвечающее требованиям федерального государственного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде логопедического кабинета:

- доступность – обеспечивает детскую активность;

- полифункциональность – технологию можно использовать в различных видах детской деятельности, в работе как со всех группой, так и с подгруппой, так и индивидуально;

- вариативность – периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;

- насыщенность – соответствует возрастным особенностям детей.

Волшебный логопедический кубик «Настроение».

Цель: развитие мимической мускулатуры.

           Вариант игры:

Ребенок бросает кубик и изображает с помощью мимики то настроение, картинка которого ему выпала. После этого передает кубик другому ребенку. Или все дети поочередно бросают кубик и вместе изображают разные настроения. Речевое сопровождение к игре: «мы умеем удивляться, мы умеем огорчаться, мы умеем обижаться, мы умеем улыбаться».

«Кубик ты скорей вращай Настроение передай».

Волшебные артикуляционные логопедические кубики.

Цель: развитие подвижности артикуляционного аппарата как подготовительный этап в постановке деффектных звуков.

Вариант  игры:

Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ-картинка, которого выпал. Для достижения наибольшей эффективности на одном кубике компонуются артикуляционные упражнения на определенную группу звуков – для свистящих, шипящих или сонорных звуков.   Например: «улыбочка», «заборчик», «горочка», «качели», «чистим зубки», «вкусное варенье» - кубик артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков.     Применение логопедических кубиков в коррекционной работе можно сопровождать стихами. Например, озвучить, выпавший на кубике символ-картинку артикуляционного упражнения - «на качелях я качаюсь – вверх, вниз, вверх, вниз. Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз», «язык лопаткой положи, его края приподними, получилась чашечка, почти круглая она; в рот ее ты занеси и края к зубам прижми».  

Волшебные логопедические кубики для построения предложений.

Цель: развитие связной речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование навыков согласования слов в предложении

Вариант  игры:

В данной игре используется несколько кубиков. Игра может сопровождаться наводящими вопросами взрослого. Сначала ребенок выбирает предмет лил объект (- Кто или что это?), о котором будет рассказывать. Затем описывает действие (- Что делает?), которое происходит с данным предметом.  Далее дополняет предложение признаками в зависимости от содержания повествования (- Какой? Какая? Какое?). Ребенок выбирает необходимую картинку-символ на кубике, как бы «записывая» предложение с помощью картинок-символов. Тут же формируется навык ориентировки в пространстве, выкладывания схемы слева направо.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка употребления предлогов в речи.

Цель: развитие грамматически правильной речи, формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания.

Вариант  игры:

Ребенок бросает кубик и составляет словосочетание или предложение с тем предлогом, символ которого выпал на грани кубика. Либо подбирает нужный символ предлога к уже готовому словосочетанию или предложению с предлогом.

Волшебные логопедические кубики для закрепления навыка звукового анализа -  определения места заданного звука в слове.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка звуко-слогового анализа слов.

Вариант  игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к звуко-слоговой схеме, которая выпала на грани кубика. Либо в другом варианте подбирают нужную звуко-слоговую схему к слову-картинке.

Волшебные логопедические кубики для формирования фонематического слуха – навыка подбора слов на заданный звук.

Цель: развитие фонематических процессов, формирование навыка подбора слов на заданный звук.

Вариант  игры:

Ребенок (дети) бросает (бросают поочередно) кубик и подбирает (ют) слова-картинки к символу звука, который выпал на грани кубика. Либо в другом варианте игры подбирают нужный символ к группе картинок на определенный звук.

 Д/и. «Назови одним словом» 

Цель: учить детей классифицировать предметы. Здесь на каждой грани куба подобраны картинки на классификацию предметов. Ребенок бросает куб, затем называет все изображенные предметы, которые находятся на выпавшей стороне и объединяет их одним понятием. 

Д/и «Делим слова на слоги и строим дом»

Задача: упражнять детей в умении делить слова на слоги. Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них различных предметных картинок на определѐнный звук. Ход игры: Дети передают по цепочке куб, произнося считалку: «Встречу слово на дороге – Разобью его на слоги!». Ребѐнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, называет изображѐнный предмет, делит его на слоги. Затем строим дом из кубиков. Первый этаж – слово с одним слогом, второй этаж – два слога, третий - три слога, четвертый – четыре слога.

Д/и «Звуковой кубик»

Цель: автоматизация и дефференциация поставленных звуков.
Описание. Ребенок бросает кубик и произносит слова на закрепление автоматизируемого звука, а также можно задание на дифференциацию звуков. Например, красный куб слова со звуками е, ё, ю, я, а зеленый – звук ль. Разложи картинки по кубикам и назови их.

Д/и «Найди звук»

Цель: тренировать детей в определении первого (последнего) звука в слове.
Ход игры: ребенок подбрасывает кубик и называет слово, затем ребенок определяет первый (последний) звук или показывает букву на втором кубике, которая обозначает этот звук.

Д/и «Подбери слово к схеме»

Цель: тренировать детей в звуковом анализе и синтезе слова.
Ход игры: Ребенок передает кубик по кругу и говорит «Каждый звук мы назовѐм .

И словечко подберѐм»

выпадает схема, ребенок подбирает картинки к заданной звуковой схеме или придумывает слова.

Д/и « Считайка»
Цель: закрепление навыка согласования существительных, прилагательных, числительных в роде, числе и падеже.
Для игры используются два кубика - первый кубик с цветными геометрическими фигурами и кубик с цифрами.

«Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем»


Играющие бросают одновременно оба кубика, по выпавшим граням составляют короткое предложение с использованием числительного, соответствующего выпавшей цифре, прилагательного-цвета выпавшей фигуры (например: три синих квадрата)

Д/и «Подбери слова» на гранях картинки:

1. «Бегущий человечек» - надо подобрать «быстрое слово» (автомобиль, самолет, поезд, ракета, тигр и т. д.)

2. «Торт» - подобрать «сладкое» слово (конфета, зефир, мармелад, сахар и т. д.)

3. «Окно» - подобрать слово, где есть окна (вагон, дом, самолет, теплоход и т. д.)

4. «Смайлик» - подобрать «доброе» слово или вежливое слово.

5. «Ежик» - подобрать «колючие» слова (кактус, швейная игла, дикобраз и т. д.)

6. Задание подобрать «пушистое» слово (кролик, пух, котенок, подушка, снег и т. д.)

Д/и «Времена года»,

на гранях кубика – картинки времен года, а также (например) овощ и фрукт. Такой кубик помогает детям подбирать слова, относящиеся к тому или иному времени года, а также отрабатывать лексическую тему: «Овощи и фрукты» и другие лексические темы.

Д/и «Чей хвост».

Цель: образование притяжательных прилагательных

На гранях одного кубика изображены хвосты животных, на гранях второго кубика изображены животные. Ребенок бросает кубик с изображением хвостов и подбирает животное к выпавшему хвосту.

Д/и « Построй предложение по схеме»

Ребенок на схеме выкладывает кубики с изображением и проговаривает составленное предложение.

Д/и «Подбери кубик по цвету»

Ребенок подбирает буквы к заданному слову (выпадает на грани кубика) и раскладывает по цвету.

Д/и «Назови ласково»

«Кубик ты скорей вращай,

Да словечко приласкай».

Результативность игр с логопедическими кубиками заключается в том, что

яркая, красочная и занимательная игра обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики, коммуникативных способностей.

Основываясь на опыте использования дидактических кубиков, можно сказать, что их систематическое использование оказало положительное влияние на развитие речи детей, мотивируя их к активной речевой деятельности. Пособия построены на наглядной основе и поэтому развивающая работа с детьми с опорой на зрительный образ и активную предметную деятельность стала более эффективной. Помимо речевых задач, пособия оказывают помощь в развитии логического мышления, творчества, воображения, в установлении причинно-следственных связей, волевых качеств, развитии крупной и мелкой моторики; в умении детей договариваться, работать в парах или подгруппах, развивают детскую инициативу и самостоятельность. Дети сами придумывают и предлагают варианты использования кубика, рисуют схемы и карточки. Достоинствами дидактических пособий «Кубики– помощники» можно назвать их многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учѐта индивидуальных особенностей каждого ребѐнка, а также создание эмоционально благоприятной атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций. Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетании с другими, по усмотрению педагога. С помощью речевых кубиков учебный процесс проходил в увлекательной форме. Играя, дети контролируют правильное звукопроизношение, выполняют игровые действия и правила, а при речевых высказываниях подбирают слова, грамматически оформляют речь и выполняют мыслительные операции. Это сказывается на результатах работы. Таким образом, помимо успешного достижения основных целей, игры способствуют совершенствованию разнообразных психических процессов ребѐнка. Их использование позволяет дольше сохранять работоспособность и интерес к занятиям, формировать положительный эмоциональный настрой у воспитанников.

Преимущество использования данных дидактических пособий 1.Доступность для детей дошкольного возраста. 2.Возможность использования нескольких вариантов игр. 3.Прозрачные карманы на кубиках позволяют использовать картинки по любым лексическим темам, их можно дополнять и видоизменять, что ни в коей мере не «перегрузит» пособия, а лишь сделает их еще функциональнее. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. 4. Возможность участия нескольких детей одновременно. 5. Развивают умственные и творческие способности детей. 6. Многоцелевая направленность. 7. Многофункциональность. 8. Возможность учѐта индивидуальных особенностей каждого ребѐнка. 9. Пособия являются ярким элементом предметно-пространственной развивающей среды. 10. Пособия безопасные, практичные, легкие и мобильные в использовании. 11. Создают эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению у детей радостных эмоций.

Оранжевый кубик «Волшебные пальчики» Задача: развивать мелкую моторику, зрительное восприятие, мышление. Описание куба: на гранях куба символические изображения пальчиковой гимнастики: кошка с котятами, девочка, домик, овощи, мальчик с лопаточкой, апельсин. Ход игры: Ребѐнок выбирает грань кубика одним из способов и выполняет пальчиковую гимнастику. В заключение игры воспитатель обращается к детям: «Вот стоит домик. А в нѐм живѐт игра, Вам понравилась она?». 2. Кубики «Грамотейки» Ход игры: Перед началом игры воспитатель подбирает предметные картинки, в зависимости от задачи по развитию речи. Картинки подбираются с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка – участника игры. Варианты для подгрупповых игр с кубиками: 1. Выбранный педагогом ребенок идет по кругу и произносит любую считалку. Тот, на ком закончилась считалка, закрывает глаза и вращает кубик, пока дети говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять, Кубик повернись опять». Ребѐнок показывает грань кубика, на которой остановилось вращение, и сам выполняет задание (или все дети по очереди). 2. Дети стоят кругом или сидят за одним столом. Кубик передают друг другу по цепочке, выполняя задания на гранях кубика. 3. Водящего выбирают дети любой считалкой. Водящий встает в центр круга с закрытыми глазами, в руках у него кубик, который он вращает, пока дети говорят слова: «Раз, два, три, четыре, пять, Будешь кубик ты вращать». Показывает грань кубика, на которой остановилось вращение, и выполняет задание (или все дети вместе). 4. Дети сидят за одним столом, по очереди кидают кубик и выполняют задания. 5. Дети сидят на стульях полукругом, а педагог перед ними. Педагог закрывает глаза и вращает кубик в руках, пока дети говорят слова: «Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Выбирайте нам игру!». Показывает грань кубика, на которой остановилось вращение. Дети выполняют задание по очереди. Варианты для индивидуальных игр с кубиками: 1. Ребенок сидит за столом, закрыв глаза, крутит кубик в руках и проговаривает слова: «Крутись, вертись, На бочок ложись!». Открывает глаза, ставит кубик на стол и выполняет задание. 2. Ребенок бросает кубик на стол и выполняет задание, выпавшее на верхней грани кубика. Жѐлтый кубик 1. Игра «Составь предложение» Задача: развивать умение составлять предложения разной сложности с заданным словом. Задание: ребенок берет картинку, правильно произносит ее название и придумывает предложение с этим словом. Затем можно сосчитать количество слов в предложении. 2. Игра «Каша-малаша» Задачи: развивать умение образовывать существительные в творительном и предложном падежах, учить правильно употреблять предлоги «под», «на». Задание: ребенок берет картинки и складывает их одним из предложенных способов, при этом проговаривает свои действия. 1) складывает картинки одну под другую (например, под цветком бабочка, под помидором стул, под окном скамейка и т.д.). 2) складывает картинки одну на другую (например, на будке петух, на стуле чайник, на сапоге кот и т.д.) 3. Игра «Продолжи цепочку слов» Задача: развивать умение составлять цепочку из слов, относящихся к одной лексической теме. Задание: ребенок выбирает картинку и правильно называет предмет, изображѐнный на ней; определяет, к какой лексической категории он относится и называет еще несколько слов, относящихся к данной теме. (например, яблоко – это фрукт. Еще фрукты – это лимон, груша, абрикосы, сливы, персики). 4. Игра «Большой-маленький» Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Задание: ребенок берет картинку, произносит ее название правильно и называет ее ласково, делает маленькой. (например, дом – домик, ѐж – ѐжик, петух – петушок, ведро - ведѐрко …). 5. Игра «Один-много» Задача: учить образовывать существительные во множественном числе именительного падежа, во множественном числе родительного падежа. Задание: ребенок берет картинку, произносит ее название правильно и говорит так, чтобы предметов стало много. Например, 1) ѐж – ежи, шар – шары, воробей – воробьи, стул – стулья, звезда – звѐзды, шарф - шарфы. 2) один ѐж – много ежей, один зонт – много зонтов, одна шапка – много шапок. 6. Игра «Четвѐртый лишний» Задача: развивать умение детей выделять лишний предмет по заданному признаку, учить обосновывать свой выбор. Задание: перед ребенком разложены 4 карточки с картинками. Ребѐнок должен их назвать и определить, какая карточка лишняя (по позиции звука в слове, живой – неживой, съедобный – несъедобный и т.д.) и объяснить свой выбор. Оранжевый кубик 1. Игра «Цветная игра» Задача: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными. Задание: ребенок выбирает или загадывает любой цвет и «превращает» в него все предметы, изображенные на картинках, четко проговаривая слова. Например, красное яблоко, красный шарик, красное ведро, красные тюльпаны. 2. Игра «Где спрятался звук?» Задача: закреплять умение определять положение звука в слове (в начале, в середине, в конце). Задание: ребенок берет картинку с изображением предмета, правильно его называет и определяет позицию заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце). 3. Игра «Раздели слова на слоги» Задача: развивать умение делить слова на слоги. Задание: ребенок берет картинку с любым изображѐнным предметом, правильно произносит ее название и делит слово на слоги любым известным способом. 4. Игра «Живое-неживое» Задача: развивать умение классифицировать предметы по признаку «Живое-неживое». Задание: нужно выбрать из предложенных картинок те, на которых изображены живые предметы и правильно назвать их, а затем выбрать карточки с изображением неживых предметов и тоже назвать их. 5. Игра «Жадный медвежонок» Задача: учить определять род существительных. Задание. Педагог говорит: «Жил-был на свете жадный медвежонок. Он любил играть с картинками, но ни с кем не хотел ими делиться. Как жадный медвежонок говорил про свои картинки?» Ребенок берет картинку, правильно еѐ называет и говорит, как жадный медвежонок. Например, моя кукла, мои носки, мой жакет, моя тетрадь. 6. Игра «Фокусник» Задача: учить образовывать существительные в единственном числе родительного падежа. Задание. Педагог говорит: «Фокусник спрятал в своем цилиндре картинки. Назови чего (кого) не стало?» Ребенок переворачивает предложенные картинки лицевой стороной на стол и говорит, чего (кого) не стало. Например, не стало куклы, не стало бокала. Синий кубик Задачи: учить согласовывать существительные с числительными, закреплять навык прямого и обратного счета. Задание. Ребенок берет картинку, правильно еѐ называет и считает предмет, изображенный на ней, от 1 до 5 (или от 5 до 1). Например, 1) Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. 2) Пять яблок, четыре груши, три морковки, две лисы, одна кукла. Игра «Съедобное – несъедобное» Цель: уточнить знания детей о съедобных и несъедобных предметах, развивать внимание, моторику. Описание игры: отобрать кубики, на картинках которых нарисованы съедобные и несъедобные предметы. Закрепить названия продуктов питания. Игра «Мой, моя, мои» Цель: учить детей согласовывать местоимения с существительными в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Описание игры: найти кубики с картинками, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать: «Он мой», «Она моя», «Они мои». Могут играть несколько детей. Каждый ребѐнок обязательно проговаривает: «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области