МБУДО “Центр детского творчества” Ново-Савиновского района г. Казани
Методика:
“Проектирование индивидуальных образовательных траекторий развития инновационного потенциала учащихся”.
Теоретический курс к образовательной программе
Танцевально-спортивного клуба ”Свей”
Составила:
Новикова Светлана Леонидовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории.
Казань - 2023
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную индивидуальную образовательную программу, обеспечивающую ученику возможность выбора, изучения и исполнения образовательного стандарта, при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
В основе этого понятия - желание ученика в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных в коллективе. Процесс выявления, реализации и развития индивидуальных способностей учеников происходит в ходе образовательного процесса по индивидуальным траекториям. Ученик, имеющий начальную базовую подготовку способен найти или предложить свой вариант решения поставленной задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик в дальнейшем сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если педагогу будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения учеников; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям; оценивать рефлексивно осознаваемые учениками полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку деятельности учеников.
Как показывает практика, упорство и трудолюбие ученика совместно с творческим и креативным подходом к процессу обучения терпеливого педагога, а также поддержка мудрых родителей уровня интереса ученика к процессу – единственный путь к успеху.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория развития инновационного потенциала учащихся, является продуктом совместного творчества педагога и обучающегося, а также - средством становления личностных достижений обучающегося.
Чем труднее ученик воспринимает информацию, тем меньшим объемом и большим числом повторений нужно осуществлять обучение. Такой подход занимает достаточно много времени и эмоционального напряжения, но позволяет получить хорошие результаты.
Развитие ученика может осуществляться по нескольким образовательным траекториям, которые реализуются одновременно или последовательно, в зависимости от уровня подготовки и самосознания ученика. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся неограниченный спектр возможностей и помочь ему сделать правильный выбор.
Выбор индивидуальной образовательной траектории определяется комплексом факторов:
Педагог проводит индивидуальные занятия или консультации по проектированию образовательной траектории развития инновационного потенциала учащегося, обучению методам выбора и способам разработки индивидуальной образовательной траектории. В ходе этих консультаций необходимо довести до учащихся, а также их родителей или законных представителей, следующую информацию:
Задачи инновационных образовательных учреждений включают в себя:
Логическая структура проектирования индивидуальной образовательной траектории может быть представлена тремя этапами: самоопределение, построение траектории и оформление.
Конечно, в зависимости от возраста и подготовки обучающегося будут меняться его активность и содержательно-организационная компонента процесса проектирования индивидуальной образовательной траектории.
Этап самоопределения включает в себя определение образовательной целей, прогнозирование результатов и выбор вариантов реализации поставленной цели. Одной из задач педагога на данном этапе является включение обучающегося в ситуацию выявления личного потенциала. Результат данного этапа может характеризоваться самоопределением обучающегося в образовательном процессе. (В спортивных танцах для оценки уровня мастерства спортсменов применяется система классов. От Н – начального до М – международного. Е-Д-С-В-А-S-М. От Н до В класса спортсмен обязан изучать и соревноваться по двум программам – европейским танцам и латиноамериканским танцам. В противном случае спортсмену не может быть присвоен следующий класс танцевания. Пары, у которых одна из программ в силу индивидуальных особенностей, не исполняется на конкурентном уровне с получением баллов для перехода на следующий уровень мастерства, соревнуются в двоеборье. Начиная с В класса, можно выбрать одну программу спортивного танца или европейскую или латиноамериканскую, а также есть возможность продолжить соревноваться в двоеборье и изучать обе программы. Именно этот трудный выбор для ученика помогает сделать, и направить на оптимальное направление процесса обучения, педагог.)
Этап построения индивидуальной образовательной траектории включает себя следующие шаги: определение содержания образования, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки собственных достижений. Функция педагога на данном этапе заключается в помощи ученику через разъяснение целей и задач, предложение средств их реализации. Результатом данного этапа, на уровне обучающегося может быть программа конкретных действий. (Для уроков спортивного танца результат - это создание системы занятий индивидуальные, групповые уроки, мастер-классы и самостоятельные занятия.)
Этап оформления индивидуальной образовательной траектории предполагает составление индивидуального плана занятий, индивидуальной образовательной программы. После чего начинается этап реализации индивидуальной образовательной траектории.
Этапы развития:
Тренировка заключается в многоразовом повторении упражнений.
Правила оптимальной тренировки:
Перед каждой тренировкой очень важно разминать стопы. Прием веса между стопами – одна принимает, а другая готовиться. (Как пример бросаем мяч друг другу. Без подготовки нельзя поймать мяч)
Для разминки стоп эффективно использовать из танца Джайв фигуру кики в ритме 8-4-2-1, прыжки на месте в разных вариантах. Реливе. На подготовку работы колен можно использовать упражнение из танца Ча-ча-ча на смену колен в полритма, полный ритм, в синкопе.
На тренировке полная концентрация внимания. Физическое состояние – сила. Энергию беру от своих положительных эмоций.
Мотивация для занятия.
1. Научиться держать позвоночник растянутым. Научиться двигаться свободным телом.
2. Качественное перемещение. Всё перемещение начинается с корпуса. Всё движение ног заранее. Всё движение непрерывно. Вперед и в сторону двигаемся верхним центром, назад – нижним. Всё движение стремится к максимуму.
3. Сила.
4. Музыка. Попадать в удар. Создавать контраст, быстро – медленно, компактно – объемно, сильно – свободно.
Виды поворотов:
1. Поворот.
2. Разворот.
3. Двойной поворот.
4. Поворот с прыжком.
5. Спиральный поворот.
Принцип вращения – сначала верх начинает вращение после замаха, потом быстро низ догоняет. Разделить верх и низ. Скручивание.
Форма. Чтобы создать свою форму перед танцем надо - собрать центр и растянуть позвоночник. Верх – это картинка, он дает направление движения. Стопы – это ритм. Колени – заполнение движения, характер танца. Растяжение колен – объем движения. Бедра – соединение между собой в слитное перемещение, вес.
Упражнение на работу центра в танце Самба – баунс в ритме 8-4-2-1.
Верх – спокойный, низ – работает активно.
Упражнение на создание хорошей рамки – звезда. С растянутым позвоночником, в статике. Сильно. Протанцовываем всё весом. Всё движение через тело. Двигаемся свободным телом на растянутом позвоночнике.
Партнерство:
Постановка в пару:
1. Контакт глазами.
2. Втянуть центр.
3. Растянуть затылок.
4. Открыть грудь.
Ставим позицию междувесия спокойно, не спеша, уверенно. Мужская характеристика танца: сила, форма, размер. Женская стилистика: аккуратность, форма.
Размер перемещения, размер позиций, размер в паре, размер в теле.
Задачи на самоконтроль при выполнении упражнений:
1. Контроль (закрепить верхнюю часть корпуса, затылок назад, создать рамку и вращать, скручивать низ – бедра, поворот в стопе) и направленность движения (партнер телом направлен к партнерше).
2. Перемещать верх непрерывно, слитно. Используя перенаправление тела заранее в новое действие. Использовать для непрерывного действия принцип движения по окружностям. Доходить весом до ноги.
Шаг:
1. Наступание (начинается с движения грудной клетки вперед).
2. Толчок от стопы.
3. Опускаемся в бедро на опорной ноге.
4. Вращение в опорной ноге.
Работа рук в латине: выводим поочередно сторона – локоть – кисть. При ведении партнерши фиксировать кисть, лопатку и плечо, не зажимать локоть.
Состояния движения: легко, тяжело – механика, сильно.
Тренируясь в медленную музыку надо исполнять много действия, а не медленно. Непрерывное перемещение. Теория помогает многократно увеличить эффективность обучения. Если Вы хотите чему-то научиться, применяйте теорию на практике. Каждую теорию надо подкреплять тренировкой. А эффект тренировки закреплять самостоятельной работой.
Принцип развития инновационной среды предполагает формирование норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. Этот принцип требует: расширения сферы инновационной деятельности педагогов; использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность; создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности. (Спортивные соревнования, семинары, видео информация.)
Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность должны приниматься субъектами педагогического процесса как доминирующие качества специалиста. (Конкурентно-способность спортсменов коллектива.)
Принцип развития творческой самостоятельности педагога предполагает создание условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Этот принцип отражает следующие требования: предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности; оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям.
Для современного образования одним из важнейших оценочных параметров деятельности ученика является степень его самостоятельности. Это важное качество ученика формируется, прежде всего, на основе его поисковой активности. Такая активность в учебном процессе проявляется в самостоятельности и интенсивности учебной работы, инициативе, способности самоорганизации учебной деятельности.
Индивидуальные рекомендации по проектированию образовательной траектории и профессиональной деятельности должны основываться на относительных оценках выраженности конкретных поведенческих установок обучаемых (высокие, низкие и средние значения), соотношения выраженности поведенческих установок и динамики изменения поисковой активности в ходе обучения. (Для нашего направления, это результаты спортивных соревнований, на основе которых педагогом выстраивается оценка качественного исполнения построенной индивидуальной траектории обучения.)
Список литературы:
1. Аверкин, В.Н., Цирульников, А.М. Управление вариативными образовательными системами Текст. /В.Н. Аверкин, A.M. Цирульников // Великий Новгород: НРЦРО, 1999.
2. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики Текст. / H.A. Алексеев // Монография. Тюмень: ТГУ, 1996.
3. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В. и др. Образовательные технологии Текст. / Л.В. Байбородова, В.В. Белкина // Учебно-методическое пособие. -Ярославль: ЯГПУ, 2005.
4. Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика Текст. /B.C. Безрукова// Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
5. Вдовина, С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект — субъектных отношений в учебном процессе современной школы Текст. /С.А. Вдовина // дис. . кандидата пед. наук/ С.А. Вдовина. — Тобольск, 2000.
6. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе Текст. /И.М. Осмоловская // М.: Институт практической психологии, 1998. — 144 с.
7. Чмыхова Е. В., Давыдов Д.Г. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий на основе оценки поисковой активности.