Использование игр для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) на занятиях у учителя-дефектолога
Пырков А.Н., учитель-дефектолог
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №1»
Я радуюсь, грущу, злюсь, удивляюсь, когда…
Учитель-дефектолог называет по имени одного из детей бросает ему мяч и просит, например, сказать, когда он радуется?». Ребенок должен поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда…». Далее учитель-дефектолог бросает мячик следующему ребенку и просит рассказать, когда он грустит и т. д.
Лото настроений
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с эмоциями разных модальностей. Учитель-дефектолог показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Обучающиеся в своем наборе находят животное с такой же эмоцией.
Испорченный телефон
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза ("спят"). Учитель-дефектолог молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, "разбудив" второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Учитель-дефектолог опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что "телефон" был полностью исправен.
Зеркало
Один ребенок "зеркало", другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
Мешочек со злостью
Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной с завязками.
Учитель-дефектолог показывает мешочек ребенку и объясняет, что мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится на душе, можно класть именно в него. После этого ставится обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем.
Снимается кино
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
Говорящие руки
Учитель-дефектолог предлагает передать модальность эмоций через жесты. Примеры ситуаций или эмоций: Гнев – сжатые кулаки. Недовольство кем-то – можно погрозить пальцем. Возбуждение или восторг – аплодисменты. Скука, нетерпение – постукивание пальцами по столу. Испуг – разжатые, напряженные ладони. Лень – расслабленные, опущенные кисти. Нежность, доверие, дружелюбность – руки в замок. Благодарность – сложенные руки.
Волшебный стул
Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
Рассмеши меня
Учитель-дефектолог садится на стул и предлагает детям себя насмешить. Тот, кому это удастся, становится ведущим.
Прогони злость
Учитель-дефектолог показывает детям способы, с помощью которых можно прогнать злость: рвать или комкать газету, громко крикнуть, побить кулаком подушку и т.д. Дети повторяют действия за учителем-дефектологом.
Брось улыбку
Игроки сидят в кругу. Учитель-дефектолог начинает игру - улыбается, потом прикрывает рот ладонью, словно стирая улыбку. Когда он убирает ладонь, улыбка исчезла. Учитель-дефектолог “бросает” улыбку” другому игроку, который “ловит” ее руками, “наносит” ее на лицо, потом “стирает” и “бросает” другому. Тот, кто засмеется или улыбнется не в свою очередь, теряет “жизнь”.
Ноги в руки
Учитель-дефектолог объясняет, что можно всегда поднять себе настроение веселой игрой. Группа становится в линию. Каждый кладет одну руку на плечо стоящего впереди и поднимает одну ногу. Второй рукой задние подхватывают ногу передних. Задача – пропрыгать без разрыва определенное расстояние.
Компот счастья
Учитель-дефектолог берет кастрюлю или изображает ее в руках. Обходит несколько раз всех участников группы. Каждый кладет эмоцию-ингредиент в единицах измерения, чтобы «сварить компот счастья». Когда «компот счастья» готов, все по очереди «зачерпывают и пьют», а потом обсуждают из чего для каждого складывается это прекрасное чувство.