Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ТРИЗ в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Применение технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Актуальность

Одной из общественно значимых приоритетов современного общества, является задача развития творческой личности, подготовленной к устойчивому решению неординарных задач в различных областях деятельности и процессе воспитания и обучения. Именно она является приоритетной в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г.:No 273-ФЗ и Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. No1155.

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит не простая задача – модернизировать свою педагогическую работу таким образом, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС и гарантировала сохранение естественности и уникальности дошкольного периода.

Огромную функцию в становлении данных способностей у дошкольников, смело можно отдать театрализованной деятельности, ведь именно она влияет на развитие чувств и эмоционального откровения у детей. Благодаря ей, ребенок раскрепощается, формирует свою творческую инициативу и достигает результата. Раскрывает свой индивидуально личностный ресурс.

Театрализация, это тоже своего рода игра. В ней разыгрываются сказки, рассказы, инсценировки стихотворений. Но театральная игра, это, как правило, готовый сюжет, написанный в литературном произведении, а значит, он не позволяет ребенку выйти за рамки текста произведения и не позволяет ребенку творчески мыслить, придумывать свои оригинальные идеи, нестандартно взглянуть на проблему.

Именно это побудило меня расширить рамки театрализованной деятельности путем включения в нее элементов технологии ТРИЗ. Так как ТРИЗ занимает ведущее место среди инновационных технологий обучения творчески мыслить. Она представляет собой систему занятий, игр, заданий. Технология ТРИЗ, способна разнообразить виды детской деятельности, увеличить эффективность воспитательно - образовательной программы ДОО.

Технология ТРИЗ естественным образом позволяет осуществить личностно – ориентированный подход и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

По мнению основоположника данной технологии Г.С. Альтшуллера «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику и инициативу».

Основные этапы ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.

И все ищут разные варианты решения, то, что является

истиной).

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошоплохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохоможет сжечь

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от

дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.

Решение этого противоречия – складной зонтик.

Методы активизации

перебора вариантов

•Метод фокальных объектов;

• Морфологический анализ;

• Мозговой штурм;

• Системный оператор;

• Метод противоречий.

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)

Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является МФО. Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты. Но для усовершенствования предметов или деталей при помощи МФО нужно придерживаться следующих правил:

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 - 3 объекта) .

2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги. Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.

3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая

5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить:

«Какой он (оно, она, они?)»

4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая

полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко,

смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое

яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое

интересное.

5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено,

необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести»

в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит

рассматриваемый детьми объект. Например: «Летающее яблоко» -

нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри

пустое, осталась одна кожура - оно легкое.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения

данной проблемы, которые при простом переборе могли быть

упущены.

Морфологический анализ основан на построении таблицы, в

которой перечисляются все основные элементы, составляющие

объект и указывается по возможности большее количество

известных вариантов реализации этих элементов.

Алгоритм морфологического анализа:

1. Точно сформулировать проблему.

2. Определить важнейшие элементы.

3. Определить варианты исполнения элементов.

4. Занести их в таблицу.

5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.

6. Выбрать оптимальный вариант.

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную

мебель. Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы

получаем:

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

оперативный метод решения проблемы на основе

стимулирования творческой активности, при котором

участникам обсуждения предлагают высказывать как можно

большее количество вариантов решения, в том числе самых

фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей

отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы

на практике.

Алгоритм проведения « мозгового штурма»:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

3. Обсуждение идей.

4. Принятие решения

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

- Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать

от детей, чтобы каждая их идея была правильной и

рациональной.

- Научить детей смело высказывать свои идеи "на людях".

- Научить детей фантазировать.

- Научить детей говорить по одному, слушать других детей не

перебивая, уважать чужое мнение.

- Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если

она и слабая.

- Оценить общую активность детей.

Методика проведения «мозгового штурма»

1. Разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы

идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или

"Эксперты".

2. Объяснить детям правила игры, рассказать об обязанностях

обеих групп. Подчеркнуть, что высказывать можно любые идеи,

самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый

должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. За

все идеи выдавать фишки, можно разного цвета.

3. Поставить обеим группам задачу.

4. Попросить "генераторов" высказывать свои решения, а

"аналитиков" внимательно слушать, запоминать или записывать

все идеи, но молчать! Если будет гвалт у "генераторов", то это

нормально, даже хорошо. Дети должны выплеснуть свои эмоции

вместе со своими идеями. Через некоторое время дети научатся

нормально говорить по очереди.

7. В следующий раз поменяйте детей ролями. Скоро выявятся

лучшие "генераторы" и "аналитики".

8. Вообще говоря, делить ребят на две группы не обязательно,

обе операции могут выполнять одни и те же дети, но только

операции надо разнести во времени.

9. Великолепным стимулом активности является постановка

детей в ситуацию, когда им надо кого-то спасти, кому-то

помочь, кому-то посоветовать. Только этот "кто-то" должен

быть "хорошим человеком". "Давайте поможем птенчику,

Красной Шапочке, Аленушке..."

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов,

обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам

отдельных элементов. Системный оператор состоит из 9 окошек:

№1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Кто

(что) это? Что делает?

№ 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего

состоит?

№ 3 мы должны сказать, где живет

или находится объект?

№ 4 познакомимся с прошлым объекта.

№ 5 мы узнаем, каким он

был раньше, из чего состоял.

№ 6 – где он жил в прошлом.

№ 7 представим, каким он

может быть в будущем.

№ 8 – из чего он будет

состоять в будущем.

№ 9 – где он может жить

или находиться в будущем.

Методика работы с системным оператором

В младшем дошкольном возрасте работаем с тремя экранами, а в

старшем возрасте начинаем работу с полной версии «системного

оператора» - «девятиэкранника».Составляя «Волшебный экран», мы с

детьми играем. Но выполняя игровые действия, мы обязательно

соблюдаем алгоритм деятельности – «мыслительные шаги»:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и

признаки.

- определяется подсистема природного объекта (дети определяют, из каких

частей он состоит);

- определяется надсистема объекта (его видовая принадлежность по месту

обитания; по классу или группе, к которым он относится);

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом (выясняем

историю возникновения данного объекта);

- рассматривается развитие объекта в будущем (детям предоставляется

возможность представить себе, каким объект станет: его функции,

внешний вид, как он будет называться и т. п.)

Игра «Яблонька»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области