Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья на тему " Школьный театр моды – инновационная форма социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Цель – приобщение к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды. Актуальные задачи программы • создание коррекционно-развивающей платформы для развития социальной адаптивности детей с нарушением интеллекта, эстетических и творческих способностей, эмоциональной и личностной сферы • формирование, совершенствование знаний, умений и навыков сценического искусства, швейного мастерства • помощь в овладении навыками общения посредством театрального искусства • активизация познавательного интереса, гармонизация взаимоотношений ребенка с внешним миром • поддержка физического и психического здоровья на основе соблюдения правил здорового образа жизни • учить видеть красоту родного края в национальном колорите костюмов и коллекций • воспитание качеств, потребностей и способностей личности, которые превращают в активного творца, созидателя эстетических ценностей и позволяют ему наслаждаться красотой мира и преобразовать его • создание условий для становления духовно-нравственной сферы с целью осознанного усвоения знаний о традициях русского народа, уважения его культурно-исторической памяти, любви к Отечеству, гордости за свой народ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК.376.1

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

Хрипкова Елена Юрьевна

учитель швейного дела

E-mail: elenaxripkova1977@icloud.com

Россия, Курская область, ОКОУ «Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Курчатовского района Курской области

В статье представлен опыт работы школьного театра мод по программе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), рассматриваются современные стратегии реализации компетентного подхода в вариативных формах образования, инновационные механизмы взаимодействия участников образовательного процесса. В работе затронута проблема приобщения обучающихся с особыми образовательными потребностями к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды.

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), театр моды, дополнительное образование, адаптация, социализация.

SCHOOL FASHION THEATER IS AN INNOVATIVE FORM OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Khripkova Elena Yuryevna

sewing teacher

E-mail: elenaxripkova1977@icloud.com

Russia, Kursk region, OKOU "Penza boarding school for children with disabilities" of the Kurchatov district of the Kursk region

The article presents the experience of working in the fashion theater according to the author's program of additional education for children with disabilities (intellectual disabilities), discusses modern strategies for implementing the competence approach in variable forms of education, innovative mechanisms of interaction of participants in the educational process. The paper touches upon the problem of introducing students with special educational needs to the world of costume culture through the creation and staging of theatrical performances of collections of clothing models.

Keywords: students with mental retardation (intellectual disabilities), fashion theater, additional education, adaptation, socialization.

В начале 21 века проблема детской инвалидности приобрела общенародный характер. Наблюдается постоянный рост количества детей-инвалидов, среди которых превалируют дети с интеллектуальными нарушениями, обучение и воспитание которых в структуре образования требуют специального подхода педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность. Необходимо создать такие условия в образовательной среде, которые обеспечат успешное развитие «особенных» детей, будут способствовать обретению уверенности в себе и достаточную социализацию в обществе. Именно творческая деятельность оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка с умственной отсталостью и его общественной активности.

Главная проблема детей с недостаточностью интеллекта заключается в нарушении мобильности с внешним миром, недоступности нравственных ценностей, бедности контактов в социуме. Следовательно, социализация крайне затруднена. Огромное значение имеет вовлечение их в разнообразные деятельные формы сотрудничества, использование специальных коррекционно-развивающих образовательных технологий, которые позволяют достигать продуктивной динамики в учебном и воспитательном процессах. Нарушение познавательной деятельности, низкая мотивация к процессу обучения диктуют необходимость формирования положительного отношения к познанию, интереса к приобретению знаний, умений и навыков.

Я работаю в школе для детей с нарушениями интеллекта различной степени сложности. Для продуктивного обучения и воспитания ребенка с особенностями в развитии важно активизировать их деятельность и творческий потенциал, вызвать интерес к учебным занятиям. Эффективным средством пробуждения познавательного интереса является создание школьного театра мод, о деятельности и значении которого пойдет речь в данной статье.

Театр моды «Креатив» был создан на базе нашей школы в 2016 году в рамках внеурочной деятельности. Программа кружка имеет художественно-эстетическую направленность. Весь процесс обучения носит информативный и исследовательский, творческий и практически ориентированный, культурный и воспитательный характер, который нацелен на формирование желания изучать театральное мастерство, стремление видеть вокруг себя прекрасное, создавать красивые вещи.

Актуальность данной программы в том, что посредством приобщения обучающихся к миру моды, созданию авторских костюмов формируется художественно-эстетический вкус, созидательная фантазия, осуществляются мечты об участии в различных дефиле с коллекциями моды на различных праздниках и конкурсах.

Деятельность театра предполагает углубленное изучение предмета «швейное дело», являясь при этом средством повышения учебной мотивации и развития речи, формирования правильной картины мира и снятие чувства ущербности, закомплексованности, средство повышения уровня собственной оценки (самооценки), умения общаться в социуме. Обучение создаёт положительные условия для знакомства детей с главными вопросами теории моды, правилами художественной формы, цветовых решений и спецификой различных текстильных материалов, технологией производства швейных изделий и костюмов для сценической деятельности.

Программа дополнительного образования по данному виду деятельности имеет главную цель – приобщение к миру культуры костюма через создание и постановку театрализованных представлений коллекций моделей одежды. Актуальные задачи программы:

Ведущее направление в работе театрального детского объединения – формирование познавательного интереса обучающихся к личному внутреннему миру. Каждый из участников осознает собственные переживания в познании и освоении художественной культуры одежды, современных форм самореализации через создание внешнего индивидуального облика, на основе усвоения навыков дизайна, как вида искусства.

Школьный театр моды – относительно новая форма деятельности, это сочетание театра и хореографии, сценического искусства, режиссуры с модой, особым своеобразным восприятием, осмыслением направлений в стиле одежды.

Мною создан творческий коллектив, который объединяет школьников от 12 до 18 лет. Все дети непохожие по характеру и мировоззрению, имеют различные интересы и увлечения, но каждый из участников находит здесь занятие по душе. Школьный театр мод характеризуется и неформальными отношениями сотрудничества между взрослыми и детьми, возможностью ребенка не зависеть от шаблонного мнения привычного окружения и выступать в новой социальной роли. Участники вовлекаются в разнообразные творческие виды деятельности: рисование и подготовка эскизов моделей одежды, выбор тканей для пошива, моделирование и конструирование, изготовление макетов и пошив изделий, создание индивидуальных моделей и коллекции одежды в целом, разработка композиций для демонстрации моделей, просмотр и анализ показа моделей, работа с «модной» литературой и журналами мод.

Учащиеся в личностном развитии приобретают общий интеллектуальный кругозор, развивают природные задатки, творческий потенциал, фантазию, индивидуальность, самостоятельное мышление, творческую инициативу, хорошую осанку и умение держаться на публике, художественный вкус  и эстетическое восприятие. Все это способствует жизненному и профессиональному самоопределению учащихся.

В практике нашего Театра мод применяются инновационные методы и приёмы: метод исследовательских и творческих проектов, художественные мастерские, эвристический метод, культурная практика, занятия по актёрскому мастерству, информационные технологии при использовании электронных программ по конструированию и пошиву одежды.

В Театре мод ставятся инсценировки, мини-спектакли с использованием музыки, песен, танцевальных движений, дефиле. В танцы привлекаю и тех детей, у которых есть нарушение в координации движений с целью коррекции дефектов и приобщения к театральной деятельности. Спектакли ставятся на различные актуальные темы. Одни из них приурочены к важным праздникам - «А завтра была война!», «Сказочное дефиле», «Лоскутная мозаика», «Проводы подруженьки», «Девка по саду ходила», другие созданы с использованием русских народных мотивов - «Русские традиции», «Славянский калейдоскоп», «Русские узоры», «Русские красавицы». Гордостью нашего творческого арсенала является коллекция одежды - «Лоскутная фантазия соловьиного края», которая учит видеть красоту родного края в национальном колорите костюмов. Коллекция одежды ежегодно обновляется: придумываем новые образы, шьем новые костюмы с учетом фантазий и пожеланий всех участников. За время работы театра моды было создано 10 коллекций.

Костюмы для постановок и спектаклей шьются детьми на уроках швейного дела и занятиях по дополнительному образованию под моим руководством. Коллекции моделей, которые мы создаем разнообразные, но все они воплощение фантазии и грез участниц коллектива. В процессе работы рассказываю детям о правилах мастерства изготовления швейных изделий от начальных навыков до умения самостоятельно изготовлять сложные изделия, выполненные в разной технике и из различных материалов. Обучающиеся знакомятся с основными рабочими инструментами и приспособлениями (пяльцы, крючки, иголки, напёрстки, ножницы и т.д.), со вспомогательными материалами (булавки, маркеры, швейные аксессуары), а также с правильными и безопасными способами ухода за готовыми изделиями. Вырабатывается ответственность за порученное дело, аккуратность, целеустремленность, а это важные качества в школе, нацеленные на социализацию наших воспитанников.

Взаимодействуя сообща, каждый из нас приобретает огромный положительный опыт в общении и коллективной деятельности, мы учимся друг у друга и растем творчески, профессионально. С каждым годом наблюдается благоприятная динамика и творческий рост всех участников коллектива, они становятся коммуникабельными, культурными людьми, мастерицами швейного дела и дизайна, успешными моделями. В нашем творческом коллективе есть и мальчики, которых стараемся также приобщить к эстетическому воспитанию, умению красиво и чисто одеваться, создавать в одежде собственный стиль. Вместе с девочками учим их быть элегантными кавалерами, работаем над пластикой, координацией, сценическим умением, артистизмом, способствуем формированию активной гражданской позиции, воспитываем чувство патриотизма.

Театр моды «Креатив» из года в год успешно и динамично развивается. Основная форма подведения итогов деятельности – подготовительная работа и участие в конкурсах юных модельеров. Наш театр ежегодно принимает активное участие в творческих мероприятиях районного и областного уровней («Мир творчества», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Я вхожу в мир искусств», «Увидеть мир солнцем», «Наследники традиций»), занимая достойные места призеров и лауреатов. Ежегодно обучающиеся показывают высокие результаты в российских и международных конкурсах-фестивалях, таких как: «Призвание», «Отражение», «Жар-птица» и т.д.. Участвовали и стали призерами Большого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества с международным участием, организатором которого является Министерство просвещения Российской Федерации. В 2021 году четыре коллекции театра «Креатив» стали Лауреатами регионального отборочного тура Всероссийского культурно-благотворительного фестиваля детского творчества «Добрая волна» при поддержке фонда президентских грантов. Это важные показатели качества обучения, нашего кропотливого труда и заслуженные награды.

Приобретенные в работе школьного кружка умения и навыки дети успешно используют, участвуя в областных конкурсах профессионального мастерства обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью «Поверь в себя!» «Абилимпикс» в компетенции «Швея». Наши девочки неоднократно становились призерами и победителями регионального этапа.

Не могу не привести один из конкретных примеров, как занятость в школьном детском объединении кардинально повлияла на положительное становление личности и социализацию в обществе одной из воспитанниц нашей школы. У нее было трудное детство: родителей лишили прав и ребенок, вместе со своими братьями, попала в детский дом. Поступив на обучение в нашу школу, девочка смотрела на окружающих с недоверием, в ее глазах была злоба и обида на весь мир. Внешний вид ребенка был неухоженный, одевалась как мальчишка, юбки и платья были не для нее. Навыки общения со сверстниками и взрослыми были ограничены, на контакт «девочка-пацанка» шла с трудом. Постепенно от занятия к занятию я наблюдала, как ребенок стала приобщаться к общественно-полезной деятельности, как училась видеть красоту в окружающей действительности, доверять и прислушиваться к советам педагога. Из «гадкого утенка» она превратилась в настоящую королеву красоты, креативную модель нашего театра. А это и есть главная цель нашей коррекционно-развивающей, воспитательной работы.

И таких примеров множество. По окончании школы мои воспитанники не теряются из вида, мы поддерживаем постоянную связь. Стараюсь следить за их успехами и достижениями в самостоятельной жизни, помогать и поддерживать в трудных ситуациях, когда в этом есть необходимость. Я горжусь своими выпускниками, все они стали настоящими людьми, имеющими большой багаж знаний, умений и навыков, которые они успешно применяют на практике для активной жизни в семье и обществе.

Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе детского объединения «Театр моды «Креатив» формируется стремление обучающихся к творческому мастерству, развивается художественно-эстетическая культура, осуществляется учебно-воспитательная деятельность по реализации принципа связи с жизнью, то есть социализация детей с особыми образовательными потребностями.

Библиографический список

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области