Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по окружающему миру "Весна наступает" в старшей группе

Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе весной, изменения в жизни растений и животных, труд людей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна наступает»

Программное содержание:

1. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе весной, изменения в жизни растений и животных, труд людей.

2. Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры.

4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - помочь, пожалеть и т. д.

Активизировать словарь словами: капель, первоцветы, проталины, половодье и др.

Материалы: весенний пейзаж, рисунки с детенышами животных, картинки насекомых, письмо, музыка Чайковского: «Времена года»,

Ход занятия

I. Сюрпризный момент.

В: Ребята посмотрите, нам сегодня прислали письмо. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим?

Д: Да.

В: (открывает) Да здесь много карточек с заданиями, а вот письмо (читает).

«Дорогие ребята! Мы лесные жители, и в детский сад не ходим. Помогите нам справиться с заданиями. Волшебница Зима не хочет уходить из леса и заколдовала слово в заданиях. Задания такие сложные, что мы сами не справились. Решили написать вам, вы ведь поможете нам. С уважением лесные жители»

В: Да ребята, Волшебница Зима хитра и не хочет уходить, и задания задала. Поможем лесным жителям?

Д: Да.

Задание 1. Какое время года?

В: (Чтение стихотворения под музыку Чайковского «Времена года»)

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла. (Весна)

В: Ребята, о каком времени года говорится?

Д: О весне.

В: А какие приметы вы помните? По каким признакам узнаем, что пришла весна?

В: Произошли ли какие-то изменения со снегом?

Д: Снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали, с крыш свисают сосульки.

В: Кто из вас, ребята, знает, что такое капель?

Д: Капельки воды часто-часто капают с крыш.

В: Изменились ли деревья?

Д: Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки. Почки лопаются, и распускаются маленькие  листочки.

В: Каким весной становится небо?

Д: Голубое, светлое, безоблачное.

В: А солнце?

Д: Тёплое, яркое, ласковое, весеннее.
В: А как вы понимаете слова “День прибывает”?

Д: Дни становятся длиннее, а ночи короче.
В: Все рады весне, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! А вы знаете у весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

В: Молодцы с первым заданием справились. И вот часть слова – буквы – О, Ш.

Задание 2. Месяцы весны.

В: Каждое время года состоит из трёх месяцев. Поиграем в игру.

 Д\и «Доскажи словечко». И узнаем их.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он (май)

В: Давайте повторим названия весенних месяцев. 

Д: Март, апрель, май.

В: Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, проталенник.
Апрель-водолей.
Май-травень, цветень.
Д:

В: Так вот еще одна буква – С.

Задание 3. Растения.

В: Как называются первые цветы?

Д: Первоцветы.

В: Правильно, первоцветы, а какие вы знаете первоцветы?
Д: Гусиный лук, прострел, мать-и-мачеха, подснежник, крокус. (Воспитатель демонстрирует эти цветы).

Д/игра «Собери растение» (проводится индивидуально за столами, по два человека за стол собирают дерево, цветы, кусты)

В: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний»

- дуб, одуванчик, береза, липа.

- сосна, пихта, смородина, кедр.

-ель, кедр, шиповник, сосна.

- крыжовник, малина, сирень, смородина.

- яблоня, груша, липа, слива.

У вас у всех прекрасная память, молодцы!

В: Давайте пожалеем растения, скажем им ласковые слова:
Не дерево, а деревце,

Не куст, а кустик,

Не трава, а травушка,

Не цвет, а цветочек,
Не ветка, а веточка,
Не почка, а почечка,
Не корень, а корешок,
Не лист, а листочек.
В: Молодцы давайте спросим у ребят, что у них получилось.

Д:

В: Многие люди любят гулять по лесу, но не все знают как себя в лесу вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Нельзя рвать цветы
- Нельзя ловить и уносить животных, они погибнут.
- Нельзя ловить насекомых.
- Нельзя шуметь в лесу, распугаете птиц.
- Нельзя разводить костер, они приводят к пожарам.
- Нельзя мусорить, свой мусор нужно забрать с собой.
- Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.
В: Молодцы, хорошо запомнили правила поведения в природе. Нужно все это отправить нашим лесным жителям, но у нас еще не все задания выполнены.

В: Задание выполнили. Еще одна буква – О.

II. Физминутка «Дерево, кустарник, трава».

В: Поиграем в игру «Дерево, кустарник, трава». Правила игры, я называю дерево, например береза, вы поднимаете руки вверх. Я называю, сирень – руки в стороны. Я называю клевер – присели на корточки.

В: Молодцы знаете название кустарников и трав.

Задание 4. Птицы.

В: Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица… грач.

Д: Грач.

В: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»?

Д: К нам возвращаются грачи, Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях.

В: Каких весенних певцов вы знаете еще? Узнаем из загадки:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его…Скворец

Д: Скворец.

В: Как называется домик у скворца?

Д: Скворечник.

В: Какие еще птицы прилетает из тёплых стран?

Д: Аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, гусь, утка..

В: Задание выполнили. Еще одна буква – Н.

Задание 5. Насекомые.

В: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете (ответы детей, показ картинки) 

А теперь отгадайте загадки о насекомых.

Дети отгадывают загадки.

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся (Муха) 

Д: Муха.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка) 

Д: Бабочка.

Нос долог, голос тонок

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) 

Д: Комар.

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) 

Д: Пчела.

На лугу живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) 

Д: Кузнечик.

В лесу у пня суета, беготня

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи) 

Д: Муравьи.

В: Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике 

Д:

В: Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

В: Задание выполнили. Еще одна буква – Ы.

III. Гимнастика для глаз.

В: Сделаем гимнастику для глаз.

Задание 6. Животные.

В: Как меняется жизнь животных с приходом весны?

Д. Медведь, ежик, барсук просыпаются, заяц начинает менять свою шубу на серый цвет, белка меняет серый цвет на рыжий, у других животных зимняя шерсть заменяется летней.

В: Весной у многих животных появляются детеныши. Давайте поиграем в игру Д/и «Назови детеныша»

Я буду называть вам животных и кидать вам мячик, а вы их детенышей. Весной у волчицы  - волчонок,

у зайчихи - зайчонок,

у медведицы - медвежонок,

у лисы - лисенок,

у белки – бельчонок

у лося – лосенок,

у ежа – ежонок,

В: Задание выполнили. Еще одна буква – Л.

Задание 7. Придумай слово.

В: Д/игра: «Придумай слово, и скажи кокой?»

Погода весной какая? 

Д: Теплая, солнечная, ясная, ветреная.

В: Солнце какое? 

Д: Горячее, ласковое, теплое, яркое, весеннее, жёлтое, доброе, лучистое, приветливое, весёлое, круглое.

В: Небо какое?

Д: Голубое, светлое, безоблачное.

В: О чём можно сказать «весенний»? 

Д: Ручей, дождь, день, сад. 

В: «Весенняя»? 

Д: Вода, лужа, капель, проталинка, река. 

В: «Весеннее»?

Д: Облако, настроение, солнце, небо, утро. 

В: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили

В: Справились с заданием. Еще одна буква – К.

Задание 8. «Зашифрованное слово».

В: Ребята задания последнее. Нам надо расшифровать слово. Какое слово надо сказать чтобы Волшебница Зима оставила лес. Зашифрованное слово…….

Д: Солнышко.

IV. Рефлексия.

В: Ребята, что интересного вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли лесным жителям, что наступила весна.

В: Давайте вместе с вами мы составим дерево настроения – если вам понравилось занятие, вы берете большой листик, если нет – маленький. Какое красивое дерево получилось у нас!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области