Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Весна наступает»
Программное содержание:
1. Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе весной, изменения в жизни растений и животных, труд людей.
2. Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.
3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры.
4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - помочь, пожалеть и т. д.
Активизировать словарь словами: капель, первоцветы, проталины, половодье и др.
Материалы: весенний пейзаж, рисунки с детенышами животных, картинки насекомых, письмо, музыка Чайковского: «Времена года»,
Ход занятия
I. Сюрпризный момент.
В: Ребята посмотрите, нам сегодня прислали письмо. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим?
Д: Да.
В: (открывает) Да здесь много карточек с заданиями, а вот письмо (читает).
«Дорогие ребята! Мы лесные жители, и в детский сад не ходим. Помогите нам справиться с заданиями. Волшебница Зима не хочет уходить из леса и заколдовала слово в заданиях. Задания такие сложные, что мы сами не справились. Решили написать вам, вы ведь поможете нам. С уважением лесные жители»
В: Да ребята, Волшебница Зима хитра и не хочет уходить, и задания задала. Поможем лесным жителям?
Д: Да.
Задание 1. Какое время года?
В: (Чтение стихотворения под музыку Чайковского «Времена года»)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла. (Весна)
В: Ребята, о каком времени года говорится?
Д: О весне.
В: А какие приметы вы помните? По каким признакам узнаем, что пришла весна?
В: Произошли ли какие-то изменения со снегом?
Д: Снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали, с крыш свисают сосульки.
В: Кто из вас, ребята, знает, что такое капель?
Д: Капельки воды часто-часто капают с крыш.
В: Изменились ли деревья?
Д: Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки. Почки лопаются, и распускаются маленькие листочки.
В: Каким весной становится небо?
Д: Голубое, светлое, безоблачное.
В: А солнце?
Д: Тёплое, яркое, ласковое, весеннее.
В: А как вы понимаете слова “День прибывает”?
Д: Дни становятся длиннее, а ночи короче.
В: Все рады весне, ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…. Весна красна! В гости просим! Приди скорей! А вы знаете у весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)
В: Молодцы с первым заданием справились. И вот часть слова – буквы – О, Ш.
Задание 2. Месяцы весны.
В: Каждое время года состоит из трёх месяцев. Поиграем в игру.
Д\и «Доскажи словечко». И узнаем их.
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель)
И третий месяц вспоминай,
И называется он (май)
В: Давайте повторим названия весенних месяцев.
Д: Март, апрель, май.
В: Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, проталенник.
Апрель-водолей.
Май-травень, цветень.
Д:
В: Так вот еще одна буква – С.
Задание 3. Растения.
В: Как называются первые цветы?
Д: Первоцветы.
В: Правильно, первоцветы, а какие вы знаете первоцветы?
Д: Гусиный лук, прострел, мать-и-мачеха, подснежник, крокус. (Воспитатель демонстрирует эти цветы).
Д/игра «Собери растение» (проводится индивидуально за столами, по два человека за стол собирают дерево, цветы, кусты)
В: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний»
- дуб, одуванчик, береза, липа.
- сосна, пихта, смородина, кедр.
-ель, кедр, шиповник, сосна.
- крыжовник, малина, сирень, смородина.
- яблоня, груша, липа, слива.
У вас у всех прекрасная память, молодцы!
В: Давайте пожалеем растения, скажем им ласковые слова:
Не дерево, а деревце,
Не куст, а кустик,
Не трава, а травушка,
Не цвет, а цветочек,
Не ветка, а веточка,
Не почка, а почечка,
Не корень, а корешок,
Не лист, а листочек.
В: Молодцы давайте спросим у ребят, что у них получилось.
Д:
В: Многие люди любят гулять по лесу, но не все знают как себя в лесу вести. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Нельзя рвать цветы
- Нельзя ловить и уносить животных, они погибнут.
- Нельзя ловить насекомых.
- Нельзя шуметь в лесу, распугаете птиц.
- Нельзя разводить костер, они приводят к пожарам.
- Нельзя мусорить, свой мусор нужно забрать с собой.
- Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.
В: Молодцы, хорошо запомнили правила поведения в природе. Нужно все это отправить нашим лесным жителям, но у нас еще не все задания выполнены.
В: Задание выполнили. Еще одна буква – О.
II. Физминутка «Дерево, кустарник, трава».
В: Поиграем в игру «Дерево, кустарник, трава». Правила игры, я называю дерево, например береза, вы поднимаете руки вверх. Я называю, сирень – руки в стороны. Я называю клевер – присели на корточки.
В: Молодцы знаете название кустарников и трав.
Задание 4. Птицы.
В: Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач.
Д: Грач.
В: Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»?
Д: К нам возвращаются грачи, Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях.
В: Каких весенних певцов вы знаете еще? Узнаем из загадки:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Д: Скворец.
В: Как называется домик у скворца?
Д: Скворечник.
В: Какие еще птицы прилетает из тёплых стран?
Д: Аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, гусь, утка..
В: Задание выполнили. Еще одна буква – Н.
Задание 5. Насекомые.
В: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете (ответы детей, показ картинки)
А теперь отгадайте загадки о насекомых.
Дети отгадывают загадки.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся (Муха)
Д: Муха.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)
Д: Бабочка.
Нос долог, голос тонок
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)
Д: Комар.
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Д: Пчела.
На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Д: Кузнечик.
В лесу у пня суета, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)
Д: Муравьи.
В: Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике
Д:
В: Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!
В: Задание выполнили. Еще одна буква – Ы.
III. Гимнастика для глаз.
В: Сделаем гимнастику для глаз.
Задание 6. Животные.
В: Как меняется жизнь животных с приходом весны?
Д. Медведь, ежик, барсук просыпаются, заяц начинает менять свою шубу на серый цвет, белка меняет серый цвет на рыжий, у других животных зимняя шерсть заменяется летней.
В: Весной у многих животных появляются детеныши. Давайте поиграем в игру Д/и «Назови детеныша»
Я буду называть вам животных и кидать вам мячик, а вы их детенышей. Весной у волчицы - волчонок,
у зайчихи - зайчонок,
у медведицы - медвежонок,
у лисы - лисенок,
у белки – бельчонок
у лося – лосенок,
у ежа – ежонок,
В: Задание выполнили. Еще одна буква – Л.
Задание 7. Придумай слово.
В: Д/игра: «Придумай слово, и скажи кокой?»
Погода весной какая?
Д: Теплая, солнечная, ясная, ветреная.
В: Солнце какое?
Д: Горячее, ласковое, теплое, яркое, весеннее, жёлтое, доброе, лучистое, приветливое, весёлое, круглое.
В: Небо какое?
Д: Голубое, светлое, безоблачное.
В: О чём можно сказать «весенний»?
Д: Ручей, дождь, день, сад.
В: «Весенняя»?
Д: Вода, лужа, капель, проталинка, река.
В: «Весеннее»?
Д: Облако, настроение, солнце, небо, утро.
В: Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили
В: Справились с заданием. Еще одна буква – К.
Задание 8. «Зашифрованное слово».
В: Ребята задания последнее. Нам надо расшифровать слово. Какое слово надо сказать чтобы Волшебница Зима оставила лес. Зашифрованное слово…….
Д: Солнышко.
IV. Рефлексия.
В: Ребята, что интересного вы узнали? (ответы детей). Что запомнилось? (ответы детей). Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли лесным жителям, что наступила весна.
В: Давайте вместе с вами мы составим дерево настроения – если вам понравилось занятие, вы берете большой листик, если нет – маленький. Какое красивое дерево получилось у нас!