Тема: Деепричастие как часть речи
Цель урока: создать условия для формирования умения определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия – и для выработки навыка употребления деепричастия в собственных высказываниях.
Задачи:
образовательные: выявить грамматические особенности деепричастия как части речи;
определить словообразовательные средства деепричастия;
сформировать навык разграничения основного и добавочного значения; совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;
развивающие: совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала; развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;
воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культурному наследию русского народа, любовь к природе, чувство прекрасного, культуру речи.
Оборудование: учебник русского языка, дидактический материал
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент цель, которая должна быть достигнута учащимися - положительный настрой на учебную деятельность цель педагога – создание благоприятного психологического климата. | - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть вновь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню. |
2. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала Цель для учащихся: вспомнить грамматические особенности причастия, наречия, глагола, для того чтобы, опираясь на эти знания, на следующем этапе урока вывести определение деепричастия как части речи, сопоставив, деепричастие с глаголом, наречием и причастием, найти сходство и различия между данными частями речи. Цель для педагога - формирование способности анализа, систематизации языкового материала Прием «Верные и неверные утверждения» | - Ребята, запишите число, а тему мы запишем позже, после того как выполним задание и решим ряд вопросов. 1. Отметьте верные утверждения единицей, неверные – нулем. 1. Причастие совмещает в себе морфологические признаки глагола и прилагательного. 2. Одиночные причастия и причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми. 3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи. 4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства. 5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. 6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. 7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола. (Ответы 1 – 1,3,4,5,6 ; 0 – 2,7) |
3. | Организационный момент (продолжение) Цель для учащихся: сформулировать тему урока; определить цели. Цель для педагога - создать условия для формирования навыка целеполагания, мотивации учебной деятельности, развития логического мышления. Приемы: - проблемные вопросы; - аналитическая беседа | 1. Беседа. - Ребята, часть речи, которую мы начнем сегодня изучать, в той или иной мере соотносится с частями речи, упоминавшимися в предыдущем задании: причастием, наречием и глаголом. Ранее, при изучении причастия, мы упоминали о ней. Как вы думаете, какая это часть речи? (Деепричастие). - Сформулируйте тему урока. (Деепричастие как часть речи) - Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке. (- научиться определять деепричастие и выделять его среди других частей речи; - научиться использовать деепричастие в собственных высказываниях). - Какие вопросы о деепричастии необходимо решить, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей? (1. Каково общее значение и признаки деепричастия? 2. Как образуются деепричастия? 3. Каковы особенности употребления деепричастий в речи?) |
4. | Изучение нового учебного материала. Цель для учащихся: Определить общее значение деепричастия, его признаки, суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия, синтаксическую роль. Цель для педагога - создать условия для успешного освоения знаний о деепричастии. Приемы работы: - наблюдение - эвристическая беседа - работа с учебником Формы организации деятельности: - работа в парах - фронтальная - индивидуальная | Беседа по вопросам для наблюдения: - Сравните два предложения. Выделите их основы. Девочка звонит в колокольчик и улыбается. Девочка звонит в колокольчик, улыбаясь. - В каком предложении от одного выделенного слова можно задать вопрос к другому? - В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно – основное действие, а другое добавочное? - Как вы думаете, какое из выделенных слов является деепричастием? Добавочное действие выражено словом УЛЫБАЯСЬ. Это деепричастие. Термин «деепричастие» образован от двух слов: «причастное к действию».Деепричастия названы так потому что обозначают действие, сопутствующее основному действию, которое выражается глаголом-сказуемым: смотрел (как?)улыбаясь, бежал(как?) спотыкаясь Учащиеся работают с материалом учебника, делая записи в тетради. Проверяют правильность распределения, сверяя с доской (Самопроверка ) В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия Глагольные признаки: вид (совершенный и несовершенный); Возвратность (с –ся или – сь)и невозвратность; Зависимое слово (существительное или местоимение)ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого оно образовано. Наречные признаки: не изменяется; синтаксическая роль – обстоятельство (бежит (как?) подпрыгивая) Читают правило (стр.77) Давайте посмотрим на какие вопросы отвечает деепричастие и при помощи каких суффиксов образуется. Что делая? Что сделав? Используем суффиксы –а(-я),-в,- вши, -ши, -учи(-ючи). Суффиксы деепричастий. «Составьте слово». В первом слове: 1. Приставка из слова выстроить. 2. Корень из слова игрок. 3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать. 4. Суффикс деепричастия –в- или –вши-. Во втором слове: 1. Приставка из слова прибрежный. 2. Корень из слова поднести. 3. Суффикс деепричастия –я-. В третьем слове: 1. Корень из слова задышал. 2. Суффикс деепричастия –а-. Делаем вывод о том, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия. Определите вид глагола, образуйте деепричастия данного вида Ответить Растаять (сов.вид суффикс –в) 1 вариант Услышать Подслушивать Вспоминать (несоверш.вид суффикс – я) 2 вариант воспитывать Замените один из выделенных глаголов деепричастием, запишите полученные предложения ,расставив знаки препинания 1.Белочка распушила хвост и прыгала по веткам. 2.Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром. 3.Фонарь мигал и тускло освещал улицу. 4.Огромный тигр лежал на брюхе и поджал под себя лапы. (Взаимопроверка) Спишите предложение, подчёркивая главные члены предложения и ставя вопрос к деепричастиям. Засыпав тропы и тропинки, |
5. | Физкульминутка | Тихо встаньте, оглянитесь И друг другу улыбнитесь, Руки вытянув вперед, Посмотрите вправо, влево, А теперь их поднимите, А сейчас наоборот. Подбоченясь, вы присядьте, Поклонившись, встаньте в ряд, Лихо топните ногой Да притопните другой Мы, играя, отдыхали, Деепричастия считали. Сколько их вам назвала, Кто ответит мне, друзья? |
6. | Закрепление учебного материала. Цель для учащихся: научиться находить деепричастия в предложении, образовывать их и использовать в собственных высказываниях. Цель для педагога: создать условия для выработки навыка образования деепричастий, | Особенности употребления деепричастий в речи. Использование в поэтической речи Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя..(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится») Люблю грозу в начале мая, Когда весенний ,первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза») Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком, И журавли ,печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком… (С.А.Есенин «Отговорила роща золотая» Назовите деепричастия В скороговорках Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Задание. Вставить деепричастия во фразеологизмы Слова для справок: сломя, раскрыв ,не переводя, спустя, не теряя, высунув, засучив, не разгибая ,хлебавши ,не покладая 1 вариант – 5 2 вариант - 5 Деепричастия делают нашу речь более точной, помогает выразить действия, дорисовывают движения |
7 | Домашнее задание | Параграф 77 Упр.159 или письменное сообщение «И это всё о нём…» ( о деепричастии) с примерами – иллюстрациями из художественной литературы |
8 | Итог урока | На уроке мы научились находить деепричастия в тексте, узнали как они образуются, где чаще всего употребляются |
9 | Рефлексия. | ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА 1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок: 1) отличный, интересный, захватывающий; 2) хороший, содержательный, заставляющий работать; 3) скучный, работа без интереса; 4) бесполезный, совсем не интересный. 2. Как изменилось твое настроение после урока? 1) не изменилось; 2) чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем; 3) ощущаю подавленность, упадок сил 3. Оцени: работу учителя на уроке ________________; свою работу на уроке___________________ |
Материал по теме «Деепричастие»
В первом слове:
1. Приставка из слова выстроить.
2. Корень из слова игрок.
3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать.
4. Суффикс деепричастия –в- или –вши-.
Во втором слове:
1. Приставка из слова прибрежный.
2. Корень из слова поднести.
3. Суффикс деепричастия –я-.
В третьем слове:
1. Корень из слова задышал.
2. Суффикс деепричастия –а-.
Ответить
Растаять (сов.вид суффикс –в) 1 вариант
Услышать
Подслушивать
Вспоминать (несоверш.вид суффикс – я) 2 вариант
воспитывать
1.Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
2.Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.
3.Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
4.Огромный тигр лежал на брюхе и поджал под себя лапы.
Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды
Слушать … рот
Кричать … дыхания
Мчаться … язык
Работать … рукава
Работать … рук
Трудиться … спины
Решать … головы
Уйти не солоно …
Бежать … голову
Работать … рукава
Слова для справок: сломя, раскрыв ,не переводя, спустя, не теряя, высунув, засучив, не разгибая ,хлебавши ,не покладая
ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА
1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:
1) отличный, интересный, захватывающий;
2) хороший, содержательный, заставляющий работать;
3) скучный, работа без интереса;
4) бесполезный, совсем не интересный.
2. Как изменилось твое настроение после урока?
1) не изменилось;
2) чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;
3) ощущаю подавленность, упадок сил
3. Оцени:
работу учителя на уроке ________________;
свою работу на уроке___________________