Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок русского языка по теме "Деепричастие как часть речи"

Представлен конспект урока по русскому языку по теме "Деепричастие как часть речи". Можно использовать как вводный урок при изучении темы "Деепричастие". Цели урока формировать умения находить деепричастия в тексте, определять признаки деепричастия, уметь правильно образовывать и употреблять деепричастия в речи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Деепричастие как часть речи

Цель урока: создать условия для формирования умения определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия – и для выработки навыка употребления деепричастия в собственных высказываниях.

Задачи:

образовательные: выявить грамматические особенности деепричастия как части речи;

определить словообразовательные средства деепричастия;

сформировать навык разграничения основного и добавочного значения; совершенствовать умения и навыки чтения с целью самостоятельного извлечения научной информации из учебника, выделения важных смысловых фрагментов;

развивающие: совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала; развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;

воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культурному наследию русского народа, любовь к природе, чувство прекрасного, культуру речи.

Оборудование: учебник русского языка, дидактический материал

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

цель, которая должна быть достигнута учащимися - положительный настрой на учебную деятельность

цель педагога – создание благоприятного психологического климата.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть вновь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню.

2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала

Цель для учащихся: вспомнить грамматические особенности причастия, наречия, глагола, для того чтобы, опираясь на эти знания, на следующем этапе урока вывести определение деепричастия как части речи, сопоставив, деепричастие с глаголом, наречием и причастием, найти сходство и различия между данными частями речи.

Цель для педагога - формирование способности анализа, систематизации языкового материала

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Ребята, запишите число, а тему мы запишем позже, после того как выполним задание и решим ряд вопросов.

1. Отметьте верные утверждения единицей, неверные – нулем.

1. Причастие совмещает в себе морфологические признаки глагола и прилагательного.

2. Одиночные причастия и причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.

3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи.

4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола.

(Ответы 1 – 1,3,4,5,6 ; 0 – 2,7)

3.

Организационный момент (продолжение)

Цель для учащихся:

сформулировать тему урока; определить цели.

Цель для педагога - создать условия для формирования навыка целеполагания, мотивации учебной деятельности, развития логического мышления.

Приемы:

- проблемные вопросы;

- аналитическая беседа

1. Беседа.

- Ребята, часть речи, которую мы начнем сегодня изучать, в той или иной мере соотносится с частями речи, упоминавшимися в предыдущем задании: причастием, наречием и глаголом. Ранее, при изучении причастия, мы упоминали о ней. Как вы думаете, какая это часть речи?

(Деепричастие).

- Сформулируйте тему урока.

(Деепричастие как часть речи)

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке.

(- научиться определять деепричастие и выделять его среди других частей речи;

- научиться использовать деепричастие в собственных высказываниях).

- Какие вопросы о деепричастии необходимо решить, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей?

(1. Каково общее значение и признаки деепричастия?

2. Как образуются деепричастия?

3. Каковы особенности употребления деепричастий в речи?)

4.

Изучение нового учебного материала.

Цель для учащихся:

Определить общее значение деепричастия, его признаки, суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия, синтаксическую роль.

Цель для педагога - создать условия для успешного освоения знаний о деепричастии.

Приемы работы:

- наблюдение

- эвристическая беседа

- работа с учебником

Формы организации деятельности:

- работа в парах

- фронтальная

- индивидуальная

Беседа по вопросам для наблюдения:

- Сравните два предложения. Выделите их основы.

Девочка звонит в колокольчик и улыбается.

Девочка звонит в колокольчик, улыбаясь.

- В каком предложении от одного выделенного слова можно задать вопрос к другому?

- В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком – неоднородные: одно – основное действие, а другое добавочное?

- Как вы думаете, какое из выделенных слов является деепричастием?

Добавочное действие выражено словом УЛЫБАЯСЬ.

Это деепричастие.

Термин «деепричастие» образован от двух слов: «причастное к действию».Деепричастия названы так потому что обозначают действие, сопутствующее основному действию, которое выражается глаголом-сказуемым: смотрел (как?)улыбаясь, бежал(как?) спотыкаясь

Учащиеся работают с материалом учебника, делая записи в тетради. Проверяют правильность распределения, сверяя с доской (Самопроверка )

В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия

Глагольные признаки: вид (совершенный и несовершенный);

Возвратность (с –ся или – сь)и невозвратность;

Зависимое слово (существительное или местоимение)ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого оно образовано.

Наречные признаки: не изменяется;

синтаксическая роль – обстоятельство (бежит (как?) подпрыгивая)

Читают правило (стр.77)

Давайте посмотрим на какие вопросы отвечает деепричастие и при помощи каких суффиксов образуется.

Что делая? Что сделав?

Используем суффиксы –а(-я),-в,- вши, -ши, -учи(-ючи).

Суффиксы деепричастий. «Составьте слово».

В первом слове:

1. Приставка из слова выстроить.

2. Корень из слова игрок.

3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать.

4. Суффикс деепричастия –в- или –вши-.

Во втором слове:

1. Приставка из слова прибрежный.

2. Корень из слова поднести.

3. Суффикс деепричастия –я-.

В третьем слове:

1. Корень из слова задышал.

2. Суффикс деепричастия –а-.

Делаем вывод о том, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия.

Определите вид глагола, образуйте деепричастия данного вида

Ответить

Растаять (сов.вид суффикс –в) 1 вариант

Услышать

Подслушивать

Вспоминать (несоверш.вид суффикс – я) 2 вариант

воспитывать

Замените один из выделенных глаголов деепричастием, запишите полученные предложения ,расставив знаки препинания

1.Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

2.Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3.Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

4.Огромный тигр лежал на брюхе и поджал под себя лапы.

(Взаимопроверка)

Спишите предложение, подчёркивая главные члены предложения и ставя вопрос к деепричастиям.

Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды

5.

Физкульминутка

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.        

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия считали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

6.

Закрепление учебного материала.

Цель для учащихся:

научиться находить деепричастия в предложении, образовывать их и использовать в собственных высказываниях.

Цель для педагога:

создать условия для выработки навыка образования деепричастий,

Особенности употребления деепричастий в речи.

Использование в поэтической речи

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя..(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний ,первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом… (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)

Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком,

И журавли ,печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком… (С.А.Есенин «Отговорила роща золотая»

Назовите деепричастия

В скороговорках

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Задание. Вставить деепричастия во фразеологизмы

Слова для справок: сломя, раскрыв ,не переводя, спустя, не теряя, высунув, засучив, не разгибая ,хлебавши ,не покладая

1 вариант – 5 2 вариант - 5

Деепричастия делают нашу речь более точной, помогает выразить действия, дорисовывают движения

7

Домашнее задание

Параграф 77 Упр.159 или письменное сообщение «И это всё о нём…»

( о деепричастии) с примерами – иллюстрациями из художественной литературы

8

Итог урока

На уроке мы научились находить деепричастия в тексте, узнали как они образуются, где чаще всего употребляются

9

Рефлексия.

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

1) отличный, интересный, захватывающий;

2) хороший, содержательный, заставляющий работать;

3) скучный, работа без интереса;

4) бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

1) не изменилось;

2) чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;

3) ощущаю подавленность, упадок сил

3. Оцени:

работу учителя на уроке ________________;

свою работу на уроке___________________

Материал по теме «Деепричастие»

В первом слове:

1. Приставка из слова выстроить.

2. Корень из слова игрок.

3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать.

4. Суффикс деепричастия –в- или –вши-.

Во втором слове:

1. Приставка из слова прибрежный.

2. Корень из слова поднести.

3. Суффикс деепричастия –я-.

В третьем слове:

1. Корень из слова задышал.

2. Суффикс деепричастия –а-.

Ответить

Растаять (сов.вид суффикс –в) 1 вариант

Услышать

Подслушивать

Вспоминать (несоверш.вид суффикс – я) 2 вариант

воспитывать

1.Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

2.Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3.Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

4.Огромный тигр лежал на брюхе и поджал под себя лапы.

Засыпав тропы и тропинки,
Стирая свежие следы,
На землю тихие снежинки
Ложатся блестками слюды

Слушать … рот
Кричать … дыхания
Мчаться … язык
Работать … рукава
Работать … рук


Трудиться … спины
Решать … головы
Уйти не солоно …
Бежать … голову

Работать … рукава

Слова для справок: сломя, раскрыв ,не переводя, спустя, не теряя, высунув, засучив, не разгибая ,хлебавши ,не покладая

ОЦЕНОЧНАЯ КАРТА УРОКА

1. Подчеркни признаки, характеризующие данный урок:

1) отличный, интересный, захватывающий;

2) хороший, содержательный, заставляющий работать;

3) скучный, работа без интереса;

4) бесполезный, совсем не интересный.

2. Как изменилось твое настроение после урока?

1) не изменилось;

2) чувствую себя уверенно, ощущаю эмоциональный подъем;

3) ощущаю подавленность, упадок сил

3. Оцени:

работу учителя на уроке ________________;

свою работу на уроке___________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области