Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мир ребенка и мир взрослых в рассказе А. С. Грина «Гнев отца» 1929 г.

Дидактической целью данного урока является развитие интереса к родной вятской литературе, пропаганда чтения и книжной культуры создание на уроке опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мир ребенка и мир взрослых в рассказе А. С. Грина «Гнев отца» 1929 г.

Ход урока.

Оргмомент. Приветствие. Мотивация.

Приветствую всех участников сегодняшнего занятия, посвященного открытию нового произведения, которое, возможно, поможет найти выход из тех непростых жизненных ситуаций, которые знакомы и вам, ребята, и нам, взрослым.

Актуализация знаний.

Взгляните на слайд. С биографией какого писателя и как связаны эти предметы? Слайд №1

*Дом-музей А. С. Грина.

* Форменная фуражка, ремень как принадлежность к учебному заведению.

Лук и стрелы. (Экспонат музея)

*Море.

*Карта Гринландии.

* В руке взрослого лежит детская рука. ( Было 13 лет, когда умерла мать. Отношения с мачехой не сложились. Грин стал жить отдельно. Не хватает заботы, теплоты, понимания. Отсюда тоска уже взрослого писателя по красоте человеческих отношений.)

Целеполагание.

А теперь развернем маршрутный лист (М.Л.) нашего урока, который необходимо будет заполнить в ходе занятия.

Прочитайте тему урока, какие задачи мы можем перед собой поставить? Какие действия будем производить на занятии? ( См. опору в М.Л.)

Как последняя картинка связана с проблемой урока? (главным вопросом урока?)

Аналитическая работа с текстом рассказа. Использование приема «ЧТЕНИЕ с ОСТАНОВКАМИ», ПРИЕМА «ПРЕДВОСХИЩЕНИЯ СОБЫТИЙ». Осознание и осмысление прочитанного, заполнение опор в маршрутном листе. (Рассказ дан в сокращении, распечатка с текстом лежит на каждой парте).

Работа со смыслом названия повести.

У каждого на парте лежит текст рассказа А. С. Грина «Гнев отца» с небольшими сокращениями. Он разделен на 5 фрагментов (частей). Чтение будет осуществлятся с остановками.

Вчитайтесь в на звание рассказа. Объясните, как вы понимаете слово «ГНЕВ» ? Впишите в М.Л. Озвучьте, сравните с толкованием из словаря.

Слайд №2

ГНЕВ  Общеславянское слово, образованное от той же основы, что и гнить. Развитие значения шло таким образом: "гниение", "гниль", "гной", "яд", "злоба", "гнев". (Этимологический словарь)

ГНЕВ,-а, м. Чувство сильного возмущения, негодования.

Вспышка гнева. Быть в гневе. Гнев - плохой советник (афоризм). Сменить гнев на милость (перестать сердиться; ирон.).* Не во гневе будет сказано (пусть сказанное не рассердит, не вызовет раздражения). (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Слайд №3 Палитра цвета.

С каким цветом ассоциируется у вас эта эмоция? Почему? Закрасьте прямоугольник в М.Л.

Для мира детей или для мира взрослых характерна эта эмоция?

Испытывали ли вы «ГНЕВ» родителей на себе? Как выходили из подобной ситуации?

Обратившись к тексту рассказа мы увидим, какой выход из ситуации нашел Том Беринг- герой рассказа Грина, столкнувшись с гневом отца.

Перед чтение поработаем с трудными словами текста. Возвращаемся к М.Л

Прочитай классу определение самого интересного для тебя слова.

Слайд №3 Словарь урока.

( Маленький, живет с тетей и дядей, отец - путешественник, проказник, фантазер, любит шалить, любопытный, очень активный…)

(Строгие взрослые, живущие по правилам, безжалостные, нелюбящие, холодные..)

Том, что такое «ГНЕВ»? Почему не уточняет у тети?

( Между миром взрослых и миром ребенка нет взаимопонимания, доверия. Страх ребенка для них удовольствие, говорят на разных языках. Пророчат судьбу преступника и бродяги за обычные детские шалости.)

5.Каково состояние Тома после угрозы тети и дяди? (Боится показать, что струсил)

6.Предположите, к кому может обратиться мальчик, чтобы снять свою тревогу?

( Спросит у ровесников, друзей, добрых взрослых)

Посмотрим, сбылись ли ваши предположения.

Вопросы для анализа фрагмента № 2.

(«Да, гнев твоего отца выглядит неважно. Чудовище, каких мало. У него четыре руки и четыре ноги. Здорово бегает! Глаза косые. Неприятная личность. Жуткое существо.» Происходит визуализация страха)

( Взрослый не прав, разжег воображение мальчика, представил «ГНЕВ» в в виде реального чудовища)

(Страх усилился, паника. Возможно, захочет спрятаться в доме, в своей комнате, постарается бороться со страхом, отвлечься или наоборот усилится протест Тома…)

Мы видим, что Том, совершает еще ряд проступков, которые и без того усугубляют его конфликт с миром взрослых.

1) Вспомните проступки Тома, занесите их в таблицу, указав причину такого поведения и реакцию взрослых. Поработайте в парах.

Работа идет по трем поступкам Тома с дальнейшим обсуждением.

2) Предположите, будет ли осуществлен план побега?

( Увидел автомобиль отца. Нахлынули теплые воспоминания о большой отцовской руке, в которой он доверчиво прятал свое лицо. Появилось чувство защищенности)

(Отец приехал раньше времени, он скучал по сыну, любит его. Отец добрый, заботливый, понимающий, прощающий….У Кэт большие синие глаза, теплый щекочущий голос, она будет играть с Томом, который ухватился за ее руку веря отцу).

( Ответ на вопрос, где «ГНЕВ» не получен. Мир равнодушных, жестоких взрослых так легко не сдаст свои позиции. Корнелия и Карл могут вступить в договор с гневом.)

Слайд №4 (Демонстрируется заполненная таблица)

Слайд №4 В руке взрослого лежит детская рука.

Как вы думаете, каким героям рассказа принадлежат эти руки? Что символизирует эта картинка?

ОТЕЦ СЫН

Любовь

Нежность

Забота

Доверие

Понимание

Мы вместе

Как бы вы сформулировали главную мысль рассказа? К чему призывает мир взрослых и детей А. С. Грин? Запишите в М. Л.

Детский писатель А. С. Грин, на своем опыте испытавший, что такое непонимание и холодность в отношениях между детьми и взрослыми, утверждает, что именно от взрослых зависит, каким будет детство ребенка. Будет ли он жить в страхе перед всем неизвестным или чувствовать заботу взрослого, его поддержку, любовь.

Слайд №5

Но самое главное, говорит нам писатель:

,

т. е. не бояться идти навстречу друг другу и детям, и взрослым, искать «точки» сближения, ПОНИМАНИЯ, ЛЮБВИ. Тогда вместо двух маленьких мирков взрослого и ребенка возникнет Вселенная , счастье единения всех со всеми.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области