Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Цель трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Задачи 1 Познакомить педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся. 2 Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приемов в образовательной деятельности. 3 Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Цель: трансляция опыта  применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи:

1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.

2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.

3) Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, маркеры, листы бумаги, карточки со словами «жизнь, здоровье, семья, работа, учёба, друзья, формула жизни», картинка «Воздушный шар», цветок «Цветик-семицветик», листы с текстами для пальчиковой гимнастики, кусочки ваты, лист тетрадной бумаги, шкатулка с зеркалом, звуковое сопровождение для упражнений.

Методы работы с аудиторией: эвристическая  беседа, практическое выполнение упражнений.

Ход мастер-класса

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Так заведено с давних времен, что люди, увидев друг друга, выражают своё отношение словами или знаками. Для приветствия мы употребляем слово  «здравствуйте», то есть желаем собеседнику быть здоровым.

Упражнение «Поздороваемся»

- Давайте сейчас выполним упражнение

Друг к другу повернулись.

И друг другу улыбнулись!

Руку правую подали.

Руку другу мы пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

И немного покружились.

Все готовы заниматься.

Будем очень все стараться!

- Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Сегодня на мастер-классе я хочу познакомить вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся, показать их практическую значимость и убедить вас в целесообразности использования здоровьесберегающих методов и приёмов в практической деятельности.

На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз.

Вторая проблема – нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.

Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность

В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности.

Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в Федеральном государственном образовательном стандарте. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Для того, чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, которые определяются как

система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.

- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Эта работа поможет нам оценить роль здоровья для человека.

(Группы работают одновременно 3 минуты, потом представляют работу)

1 группа.

Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу жизни, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение. (на столе листы А-4 и ручки)

(Формула жизни:  Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.)

- Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).

2 группа. Упражнение «Воздушный шар». (Раздать листы)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

ВЫВОД.

- Вы заметили, что группы работали над одной и той же темой, хотя задания были совершенно разные.

- К какому выводу мы пришли? Что главное в жизни человека?

Вывод: без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одной из главных жизненных ценностей человека.

Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников. А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, не секрет, что от здоровья учителя тоже зависит успешность и качество образовательной деятельности. Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами. А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами, можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.

На экране цветик-семицветик. На каждом лепестке написаны слова, которые нам помогут выполнить некоторые упражнения для здоровья: эмоциональный настрой, упражнения для пальчиков, мимические упражнения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения для осанки, упражнения на релаксацию.

Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

- С чего начать? Предлагаю начать с утреннего настроя на работу:

Я читаю стихотворение и выполняю упражнения, а вы показываете за мной.

Рано утром я встаю (Потянулись, руки вверх!)

Бога я благодарю.

Солнцу, ветру улыбаюсь (Улыбнулись все друг другу!)

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.

- Итак, здоровье начинается с утреннего настроя на работу.

- Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

- Вы проверяете несколько стопок тетрадок, и у вас устают пальцы и глаза.

Предлагаю отдохнуть.

Работа в группах.

- У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 группе

Сбил, сколотил –
вот колесо.
Сел да поехал.
Ах, хорошо!
Оглянулся назад –
одни спицы лежат.

2 группе

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить

Отожмём лимонный сок,

Положим сахар мы песок
Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

- А теперь группы представляют нам свою гимнастику для пальчиков.

А сейчас предлагаю сделать массаж для пальцев

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.

Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца.

Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.

Например, аврал на работе, тщательно помассируйте большой палец. Мозг будет лучше работать и поможет  вам быстрее найти правильное решение.

Если вы плотно пообедали или поужинали, помассировав указательный палец, вы улучшите работу желудка. Ему будет легче переваривать пищу, он быстрее справится со своей работой.

Когда ваше сердце учащённо бьётся после сильного эмоционального напряжения или физических нагрузок, помассировав мизинец, вы поможете сердцу быстрее успокоиться и начать работать в привычном ритме.

После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Делайте дома такой массаж в свободное время и оздоравливайте свой организм.

Здорово играли, пальчики размяли. Но ещё с мышц лица напряжение не сняли.

Предлагаю вам от усталости,

От морщинок и от вялости

Нехитрые движения

Мимические упражнения.

- Сегодня нам на обед подавали сочный арбуз. Покажите, какой он был сладкий. (показ)

- А затем подавали сладкое яблоко. (показ)

- И напоследок нам дали кислый лимон. (показ)

- Пальчики размяли, напряжение сняли, а стрелять глазками  не разучились? Сейчас проверим!

- Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

(Убирается лепесток)

- Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

(Убирается лепесток)

Определенные виды дыхания помогают улучшить умственную работоспособность, сконцентрировать внимание предстоящей деятельности.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать людям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Работа в группах. Упражнение «Снег и ветер».

1 группа

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики «снег» и выкладываются на столе. Участникам предлагается дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

2 группа дует листок бумаги. Кто быстрее?

- С чем удобнее работать?

(Раздаётся возглас: «Помогите, нога»)

- Что случилось? Нога затекла?

- А вы не устали сидеть так долго?

- Тогда надо отдохнуть.

5). Упражнения для осанки

- Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

(Убирается лепесток)

- Сейчас отодвиньтесь от столов и сядьте поудобнее.

Упражнение «Деревце»

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.

Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь.

- Отдохнули? ( Да).

6). Релаксация «Волшебный цветок добра».

- Лети, лети, лепесток

Через север на восток,

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

(Убирается лепесток)

- Каждый учитель иногда хочет побыть один, расслабиться, помечтать и отвлечься от каких-то проблем.

(Звучит музыка)

- Уважаемые коллеги. Закройте глаза. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.

7). Упражнение «Волшебное озеро».

- А сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)

- Ответил вам этот человек на вашу улыбку?

V. Итог мастер-класса.

- Наш мастер-класс подошёл к концу.

- Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня?

- Закончить мастер-класс хочется небольшой легендой.

«Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

- Я желаю Вам беречь то, что нам дано свыше, сохранять и укреплять здоровье своих учеников и своё.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области