Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Проблема: В нашей группе «Солнышко» для детей с ОВЗ (5-8лет) были проведены индивидуальные беседы с родителями по теме: «Народная игрушка в жизни вашей семьи». По итогам бесед сделан вывод, что у детей и их родителей плохо сформированы представления о народных игрушках, в семье мало уделяется внимания этой теме. Самая простая и понятная народная игрушка - это матрешка. Матрешка, стала образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Поэтому педагоги группы решили создать условия для знакомства с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.
Цель проекта: воспитание чувства патриотизма через народную игрушку-матрешку.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
2. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
4. Развивать память, логическое мышление, внимание.
5. Активизировать работу по патриотическому воспитанию среди детей и родителей воспитанников.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 месяц.
Ожидаемый результат:
-имеют представления об особенностях русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
-развитие интереса к русской народной игрушке (матрешке);
-развитие познавательных интересов, любознательности и активности;
-имеют представления, что русская матрешка является символом России.
Реализация проекта
1 этап подготовительный:
1. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала для реализации проекта.
2.Размещение информации в уголках для родителей по теме проекта.
3. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.
4. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок по теме проекта.
5. Продумывание практической деятельности.
2 этап основной:
(5) Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие (ФЦКМ) | Просмотр фильмов: «Жили-были матрешки», «Русские матрешки». Презентация: «Катя в гостях у матрешки». |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Л. Некрасов «Мы веселы матрешки»; В. Приходько «Матрешка на окошке»; С. Маршака «О матрешках»; В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю»; Стихи о матрешках: Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой. (Слайд 6) |
Социально-коммуникативное развитие | Д/и «Разрезные картинки», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Больше-меньше». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Украсим матрешке сарафан», «Угощение для матрешки»; Пластилинография «Украсим платочки для матрешки кругами и кольцами»; Аппликация «Матрешка на ложках» |
Музыкальное развитие | Просмотр мульт-песенки «Мы матрёшки, вот какие крошки», «Русские Матрёшки» |
Мероприятия с родителями: участие в выставке тантамареска «Матрешка — душа России»
3 этап заключительный:
-оформление выставки детских работ, тантамарески «Матрешка — душа России».