Методическая разработка игрового пособия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Играя, дети, не просто развлекаются, они познают мир. А взрослым остается только воспользоваться этим для обучения ребенка, расширяя его кругозор.
Предлагаю вашему вниманию авторское игровое пособие по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развивать математические представления у детей, через приемы сравнения, обобщения, систематизацию и смыслового соотнесения.
Задачи:1. Развивать сенсомоторные навыки у ребенка путем зрительных и тактильных ощущений.
2. Закреплять знания детей основных цветов: красный, зеленый, желтый, синий, и геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
3. Осваивать умения располагать предметы в возрастающей и убывающей последовательности.
4. Упражнять детей в количественном счет в пределах 10, умение сравнивать количество предметов и соотносить его с цифрой.
5. Формировать умение обобщать, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Описание игрового пособия :
Вариант игры: «Выложи и сравни»
Ребенок по просьбе воспитателя выкладывает определенное количество геометрических фигур на одну из дорожек, на другую выкладывает такое же количество, но на одну больше (меньше). Возможно использование всех трех дорожек. Сравнивает, считает, анализирует.
Обучающая цель: развивать количественных счет в пределах 10, умение сравнивать количество предметов, на какой дорожке больше, на какой меньше, учиться обобщать и делать выводы.
Вариант игры: «Сосчитай»
Ребенок по просьбе воспитателя (или другого ребенка) выкладывает определенное количество геометрических фигур на одну из дорожек, считает и подбирает соответствующую цифру. Далее дети могут поменяться ролями, один называет количество предметов, другой вставляет их в прорези и подбирает соответствующую цифру.
Обучающая цель: развивать количественных счет, умение соотносить количество предметов с цифрой.
Вариант игры:«Убираем цифры»
Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Задачи: Формирование логического мышления.
Ход игры: Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах лежат цифры первого десятка. Детям загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши; убрать цифру, которая встречается в названии сказки про Белоснежку, и т.д.
Вариант игры: «Убери число»
Цель: Развивать внимание, быстроту реакции и мышления, ловкость движений; совершенствовать навыки счета, закрепить обратный счет - от 10, последовательность построения числового ряда – до 10.
Ход игры: Выложить в ряд фишки с цифрами, соответствующие цифрам от 1 до 10. Ребенок переворачивает фишки, которые нужно убрать.Я – число 3. Убери, пожалуйста, моих соседей.Я – число 5. Убери число, которое больше меня на 2.Я – число 10. Убери 2 числа передо мной.Я – число 6. Убери число, которое меньше меня на 1.Я – число 1. Убери число, которое больше меня на 2.