Правила поведения на льду в осенне-зимний период
Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне – зимний период.
Задачи: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Формировать у детей представления о безопасном поведении на льду водоема. Воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.Закреплять знания об основных спасательных средствах.Воспитывать организованность, дисциплинированность.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, опыты с водой, наблюдения за льдом, снегом; беседы о воде, о состоянии воды, о том, как вода помогает человеку; чтение и рассматривание иллюстрации по теме «Вода».
Материал и оборудование: медиа-презентация, игрушка Степашка, круги красного и зеленого цвета.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Предполагаемый результат: Умеет поддерживать беседу о безопасном поведении на водоемах зимой, рассуждает, высказывает свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, отгадайте загадку:
Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно.(2слайд)
Воспитатель: Правильно! Вода. Ребята, скажите, где можно встретить воду?
( ответы детей)
Воспитатель: Правильно! В реке, море, океане, роднике, колодце, водопроводном кране и т.д.(3-8)слайд
Воспитатель: Зачем нужна вода? ( ответы детей)(9,10,11 слайд)
Воспитатель: Вода это прекрасно. Кажется, что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода может быть опасной? (ответы детей)(12,13 слайд)
Воспитатель: Ой, ребята, что-то скрипнуло! Посмотрим, кто же там? (Степашка)
Воспитатель: Здравствуй, Степашка. Куда же ты собрался?
Степашка: На речку. Я буду на льду кататься, с берега на санках спускаться.
Воспитатель: А не рано ли?
Степашка: Пора уже, пора! Я пробегал мимоозера и увидел, что оно покрылось льдом. Можно в хоккей с друзьями поиграть! Или на коньках покататься!
Воспитатель: Ой, Степашка:Да зима-то только началась, морозы лишь несколько дней стояли, лёд пока молодой и совсем тонкий. Давайте, ребята, посмотрим, что может случиться на молодом льду.
Просмотр мультфильма Смешарики «На тонком льду» Вопросы после просмотра:
-Где решила покататься Нюша? (На озере)
-Почему треснул лед под коньками у Нюши?(Лед тонкий, еще не окреп)
-Что сказал Бараш Нюше? (Может рановато кататься.Пусть промерзнет, как следует).
Воспитатель : Ребята, а что надо знать Степашке, чтобы с ним и его друзьями не приключилась беда?(Надо знать, правила безопасного поведения на льду)
Воспитатель: В начале зимы вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед поздней осенью и вначале зимы коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.
Скажите, как можно проверить прочность льда? (Ответы детей)
(14 слайд)- Прочность льда можно определить по цвету. Самый крепкий лед – синеватого или зеленоватого цвета, а тонкий имеет желтоватый оттенок.
Скажите, как можно еще проверить прочность льда? (Ответы детей)
(15 слайд)- Проверить прочность льда можно так. Возьми палку и держи ее, как посох, стукни ее концом по льду. Если образовалась трещина и в ней показалась вода, нужно немедленно уходить на берег.
(16 слайд)Запомните, в каких местах лед бывает наиболее ненадежным: около зарослей водных растений, кустов, деревьев, затопленных коряг, около берега, вокруг вмерзших в лед предметов. Если в каком-то месте на льду есть участки, покрытые слоем снега, знайте, что там лед очень тонок, обходите эти места стороной. Непрочен лед и в тех местах, где в воду впадают ручьи, бьет рудник и там, где находиться сток воды у завода или фабрики.
Скажите, стоит ли близко подходит к лункам, сделанные во льду рыболовами? (Ответы детей)
- Нужно обходить лунки, сделанные во льду рыболовами. Даже если они застыли, все равно лед там гораздо тоньше.
Воспитатель: Правила безопасного поведения на льду(17слайд)
- с берега наметить свой маршрут
- взять прочную палку и идти, проверяя прочность льда
Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать!
Воспитатель: А что делать, если все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)
Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.
Надо быстро звать на помощь. Не подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Лучше подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?
(ответы детей)
Воспитатель: Какие предметы помогут спасти человека , провалившегося под лёд? (слайд 18)
Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим как вы усвоили правила безопасности
Словесная игра « Да или нет»
(Если я говорю не правильно – поднимаем красный круг, если правильно – зеленый круг)
- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?(к.к)
- Кататься на коньках можно на специально оборудованных катках. (з.к.)
-Крепкий лед с желтоватым оттенком.(к.к.)
-Можно играть в хоккей на замёрзшем водоеме?(к.к.)
- Передвигаться можно по специальной переправе?(з.к.)
- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Степашка, ты запомнила правила безопасного поведения на льду?
Степашка: Да!
Степашка: Да! Пойду скорее к своим друзьям и расскажу о правилах.
Итог занятия
Воспитатель: Скажите, о чём мы говорили на занятии?
Воспитатель : Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.