Ганина Н.М.
Игровые технологии в процессе изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Каждый из нас хотел бы жить в справедливом, гуманном мире. Но мир, в котором мы живем, пока далек от идеала. Казалось бы, что можем мы - педагоги? Мы не политики, не бизнесмены. Но рядом с нами – дети. От того, какие жизненные ценности для них станут приоритетными сегодня зависит судьба нашего общества завтра. Понятно, что мы педагоги не всесильны. Огромная роль в формировании ценностей отводится семье, формируют ценности и СМИ, порой калеча детские души. Мы - учителя стараемся закладывать ценностные ориентиры во время учебного процесса, но знаниевая составляющая часто превалирует над ценностной в современной школе.
Курс ОРКиСЭ выгодно отличается от других учебных дисциплин, тем, что своим содержанием позволяет не только прикоснуться, но и принять те ценности, которые на протяжении столетий были духовной опорой общества. Для того, чтобы курс стал моральной опорой для ребенка необходимо некоторое условие - в классе должна быть особая доверительная неформальная атмосфера, способствующая личностному раскрытию каждого ученика. В этом способны помочь игровые технологии , которые играют большую роль в процессе изучения учениками нового для них курса ОРКиСЭ.
Выбирая один из шести модулей, ученик вливается в новый коллектив, порой состоящий из учащихся двух, трех и более классов, Новый коллектив всегда определенный стресс для любого ребенка Задача педагога - снять этот стресс. На этом этапе игровые технологии незаменимы.
Используем игру при первом знакомстве учащихся друг с другом .
Ребята называют свое имя, и к этому имени мы совместно подбираем прилагательное или существительное, которое начинается с начальной буквы имени. Например – Никита - Настоящий или Настойчивый, Алена - Активная, Артистичная, Денис - Дружелюбный или Деятельный. Ученик сам выбирает прилагательное, которое ему больше подходит. Дается яркая эмоциональная лексическая характеристика прилагательного, и это уже характеристика ученика, а для некоторых аванс, который хочется оправдать. И это работает!
В моей группе в прошлом году был мальчик Никита, с серьезными отклонениями в поведении. Иногда, мне приходилось напоминать ему, что он – Настоящий. Мальчик менялся на глазах, сразу становился серьезным и очень неплохо работал на уроках.
Помогают быстрее познакомить ребят в классе следующие игры:
делимся на группы, каждая группа должна быстро и без слов построиться
- по росту
- по цвету волос
- по цвету глаз
- по теплоте рук
Всегда хорошо проходит игра, когда дети становятся в круг и по сигналу учителя меняются местами те ученики , у кого дома есть собака; кто любит лето; кто обожает читать; кто увлекается плаванием и т. д. В этой игре ребята не только узнают новое о друзьях, но самое ценное, обнаруживается, что у них есть общие интересы. Это, безусловно, сближает.
Игр на знакомство, сплочение достаточно много, учитель выбирает те, которые больше подходят данному коллективу. Позволю напомнить некоторые из этих игр: снежный ком; представление соседа; мои увлечения; ассоциации и т. п.
Игры могут быть разными, но все они решают следующие задачи - снимают напряжение, помогают в неформальной обстановке узнать новых друзей. Учитель, наблюдая за поведением ребят, также делает для себя пометки. Сразу видно лидеров - они тут же начинают руководить - переставлять ребят, оценивать полученный результат. Из этих ребят в дальнейшем получаются руководители групп творческих проектов . Педагог может уже на этом начальном этапе отследить психологические темпераменты учеников, что, безусловно, поможет учителю в дельнейшем грамотно строить свои уроки, опираясь на психологические особенности учащихся своей группы.
Итак, на начальном этапе, учитывая, что урок ОРКиСЭ всего 1 раз в неделю, такие игры необходимы.
Практически на каждом уроке, для активизации учебной деятельности я использую игры.
Очень нравится ученикам играть в «Калоши счастья». Сюжет прост. Кому то повезло ( одному из учеников) - он нашел колоши счастья. Стоит их только надеть, и исполнятся любые твои желания. Но вот тут и начинается самое интересное - появляются две феи: Радости и Грусти, которые раскрывают противоположные стороны « счастья» ( роли исполняют ученики группы) В итоге ученик стоит перед дилеммой - выбрать « счастье» или уже и не нужно оно. Например, счастье - купили собаку. Фея радости говорит: как здорово, тебя дома всегда радостно встречает друг, он твой защитник на улице, а фея Грусти говорит- С ним нужно рано вставать, чтобы его выгуливать. Он может сгрызть нужную вещь и т. д. Между феями идет диалог. Ребята учатся рассуждать. В результате « счастливчик» решает - нужна ли или ему собака.
В зависимости от темы и содержания уроков сюжеты меняются. Например, ты стал богатым или у тебя много друзей и т.д. Плюсы и минусы твоего нового состояния. Игра заставляет размышлять и порой, в процессе игры ребенок меняет мнение на диаметрально противоположное. То есть меняются его ценности, на этом этапе, благодаря простой игре, заставляющей задуматься. казалось бы, о простых и понятных вещах.
Считаю, что роль игровых технологий при изучении курса ОРКиСЭ важна. Игровые технологии в разные моменты курса решают свои задачи, в целом способствуют активизации деятельности учащихся и формированию у них ценностных ориентиров.