Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47»
(ФГБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»)
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи «В лес за здоровьем» для детей 5-6 лет
Составила:
воспитатель
Сажина Е.В.
Сыктывкар, 2023
Цель: Учить детей устанавливать значение леса для здоровья человека
Задачи: 1. Формировать представление детей о взаимодействии человека и природы 2. Развивать речевые навыки, умении участвовать в коллективном общении 3. Воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: письмо и «чудесный мешочек» от Мудрой Совы; пособие Чудо дерево; картинки с изображениями кустарников на «коромыслах» (черника, голубика, брусника, малина, шиповник); иллюстрации трав (одуванчик, крапива, подорожник, мята) на магнитной доске.
Приветствие
Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг, слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Ход занятия
Педагог: Ребята нам пришло письмо от Мудрой Совы, в котором она приглашает нас в лес. Как вы думаете, зачем?
Дети: Мудрая Сова приглашает нас в лес за грибами, ягодами, подышать чистым воздухом, полюбоваться природой, отдохнуть.
Педагог: Верно, но не только за этим. Сова приглашает нас за здоровьем. Дети, а что такое здоровье?
Дети: Это когда человек чувствует себя хорошо, у него хорошее настроение и ничего не болит.
Педагог: Для чего человеку необходимо здоровье?
Дети: Чтобы быть сильными, крепкими, умными, не болеть, добрыми.
Педагог: Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети: Надо закаляться, не лежать на диване, больше двигаться, есть витамины, овощи и фрукты.
Педагог: К сожалению, почти все люди время от времени болеют. Пьют горькие лекарства, им делают уколы. Чтобы этого не случилось, нужно заботиться о своем здоровье. Поэтому сегодня мы отправимся в лес за здоровьем.
Игра «Прогулка в лес»
Хорошо в лесу зеленом! (поднимают разведенные руки вверх)
Травы стелются ковром, (опускают руки)
А резные листья кленов (сгибают руки в локтях и разводят пальцы)
Укрывают нас шатром. (смыкают руки над головой)
Мы идем лесной тропой, (шагают на месте)
Смотрим мы по сторонам (головою влево вправо)
Пахнет травами и хвоей, (вдыхают запах)
Блики бродят по стволам. (поднимают руки вверх).
Педагог: Вот мы и в лесу. Давайте вдохнем воздух. Какой он?
Дети: Воздух чистый, свежий.
Педагог: Откуда берется чистый воздух в лесу?
Дети: Деревья очищают воздух от пыли, выделяют кислород, убивают вредные микробы.
Педагог: Посмотрите на Чудо дерево. Из каких деревьев оно состоит?
Дети: Клен, дуб, береза, рябина.
Педагог: Какие деревья полезны для здоровья человека?
Дети: Все деревья полезны для нашего здоровья.
Педагог: (дополняет ответы детей). Деревом здоровья называют рябину. Ягоды рябины повышают аппетит, в них много витаминов. Из почек березы готовят лекарства, которые употребляют при многих заболеваниях. Например: из листьев готовят витаминный напиток, березовый сок пьют, моют голову, чтобы волосы укрепились. А березовыми вениками моются в банях. Из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта. Дети вас ждет сюрприз от Мудрой Совы. Как вы думайте, что в этом «Чудесном мешочке»?
Дети делают свои предположения.
Педагог: Давайте посмотрим, что в мешочке?
Дети: В мешочке ягоды. Это плоды кустарников, которые растут в лесу.
Педагог: Какие кустарники вы знаете?
Дети: Малина, шиповник, смородина. Из ягод готовят витаминные напитки, морсы, сиропы.
Педагог: А сейчас поговорим о некоторых лекарственных травах. Какие травы обладают целебными свойствами, вы узнаете, отгадав загадки Мудрой Совы.
У дорог и у дорожек, зеленый лекарь.
Дети: Подорожник.
Педагог: Найдите и покажите его. Почему его так назвали?
Дети: Потому что он растет у дороги.
Педагог: Чем полезен подорожник?
Дети: Листья прикладывают к ранам, порезам.
Педагог: Отгадайте следующую загадку.
Нет свежее аромата, и приятнее чем у …
Дети: Мяты.
Педагог: Найдите и покажите мяту. Какие полезные вещества содержатся в мяте?
Дети: Эта трава очень полезная, в ней много витаминов, есть вещества, которые убивают микробов.
Педагог: Мята самая целебная трава, в ней много витаминов, душистых эфирных масел. Мяту добавляют в конфеты, зубную пасту. Из листьев готовят витаминный чай. Мята укрепляет здоровье, оказывает успокаивающее действие.
Педагог: Следующая загадка.
В белой шапке стоит дед, только дунешь – шапки нет…
Дети: Одуванчик.
Педагог: Какую пользу приносят одуванчики людям?
Дети: Из листьев делают салаты, варят варенье.
Педагог: А еще одуванчики используют при лечении болезней почек и печени.
Педагог: Отгадайте еще загадку.
Хоть она и не печь, а руку может обжечь…
Дети: Крапива. В листьях крапивы содержится много витаминов. Из нее готовят супы, настои, отвары.
Педагог: Ребята, а как можно назвать все растения, которые дарят человеку здоровье и оберегают от болезней?
Дети: Лекарственные, целебные.
Педагог: Помните, что рядом с полезными растениями в лесу есть немало опасных для здоровья. Прежде чем использовать растение, надо убедиться, что оно полезное.
По окончании педагог предлагает детям вернуться из «леса» в детский сад.