Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47»
(ФГБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47»)
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
по математике «Гном строит дом» для детей 5-6 лет
Составила:
воспитатель
Сажина Е.В.
Сыктывкар, 2023
Игровое занятие по математике в старшей группе «Гном строит дом»
Цель: учить детей определять местонахождение предмета по условным координатам с ориентацией одновременно по горизонтали и вертикали
Задачи: 1. Упражнять детей в выполнении комбинаторных действий 2. Развивать умение определять время по часам (полный час). 3. Воспитывать желание помогать другим.
Игровой материал: Часы – конструктор; игровое поле из квадратов (5х5) с координатами из букв (по горизонтали) и цифр (по вертикали), 6 одноцветных карточек к нему (с обозначением координат на обратной стороне: Б1, Б2, Б3, Б4, В4, Г4); модель года (с 12 секторами – месяцами), знаки – символы цвета (3 цвета по 6 знаков каждого).
Приветствие
Улыбнитесь всем вокруг и скорей вставайте в круг,
Мячик ты передавай, имя друга называй.
Игровой сюжет. Жил – был трудолюбивый Гном. Решил он построить дом. Строил он тщательно и поэтому довольно долго (часто посматривая на часы). Сначала Гном нарисовал чертежи и эскизы. Затем сделал самое сложное для него – выбрал цвета дома (любимые цвета Гнома: красный, желтый и зеленый). А построив дом, Гном поселился в нем.
ИГРАЕМ. ПОЗНАЕМ. ДУМАЕМ. Педагог рассказывает. Жил на свете грустный Гном. Грустный, потому что у него не было дома. А без дома, как известно, не обойтись. Однажды решил Гном построить себе дом, да призадумался, какой дом ему нужен. Посмотрел на часы и удивился – долго же он размышлял! Ведь был полдень, а сейчас уже 4 часа дня. С этого времени Гном начал думать над проектом – это такой чертеж, план строительства. Думает он, думает, а время идет. Прошел час. Гном все еще думает. (И т.д.) Дети ставят маленькую стрелку на час, передвигают большую, делая ею полный оборот, проговаривают результат: ровно 1 час, ровно 2, 3, 4 часа.
Гном рисует чертеж своего дома, на крыше которого он хочет написать букву Г – для рекламы. Педагог дает детям возможность рассмотреть игровое поле, состоящее из 25 (5х5) квадратов. Предлагает представить, что цифры означают номера этажей дома: первый, второй, третий, четвертый и пятый. А буквы – название лифта. Дети поднимают игрушку на лифте.
Физминутка
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
До лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
Дальше мы пешком пойдем.
Педагог спрашивает: На каком по порядку этаже находится лифт А? (ответ: Лифт А на втором этаже). Педагог записывает на доске А. (И т.д.)
Дети раскладывают карточки на игровом поле, сначала символами вверх. Проверяют, называя Б1, Г4. Так они получают букву Г. Используя дополнительные карточки, можно составить на этом же игровом поле чертеж дома.
Гном начинает строить дом, работая каждый день по 8 часов вечера. (Дети ставят стрелки так, чтобы они показывали 8 часов вечера). Гном подбирает сочетание красок для стен, крыши, окна. Для этого он рисует шесть эскизов, каждый раз, по – новому комбинируя цвета. Дети подбирают сочетание цветов, используя символы. Комбинируя цвета, дети самостоятельно убеждаются в том, что имея краски трех цветов, можно по –разному окрасить дом. (Получается 6 вариантов окраски). Дом строился не один день. Прошли июнь, июль, август и вся осень. (Дети составляют модель года, выделяя на ней и называя летние и осенние месяцы).
Обсуждение. С какими трудностями можно встретиться при строительстве дома?