НОД по развитию речи во второй младшей группе на тему : «Путешествие в страну сказок»
Подготовили: Цховребова Л. С
Бекмурзаева Н. Б.
Цель: развивать речевые и познавательные умения на примере любимых сказок
Задачи:
• обобщить знания детей о русских народных сказках;
• формировать умение узнавать и называть их по отдельным героям, книгам и иллюстрациям;
• развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; расширять словарный запас языка
• воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному творчеству.
• Словарная работа: народные сказки, вертихвостка,румяный, рыжий,серый.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание сюжетных картинок, настольный театр, поделки по сказкам вместе с родителями.
Методические приемы:
• Игровой
• Наглядный
• Словесный
• Практический
• Поощрение, анализ занятия.
Материалы к занятию: атрибуты к волшебному сундучку, к сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», мяч, мольберт, фланелеграф, волшебная палочка, раскраски.
ХОД:
Детки, посмотрите, сколько гостей у нас собралось. Давайте дружно с ними поздороваемся. Ведь мы всегда рады гостям. Доброе утро, дорогие наши гости! А теперь друг другу улыбнулись, подняли себе настроение и слушайте меня внимательно.
1. Организационный момент (сюрпризный).Скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас отправиться в одну удивительную страну, в страну сказок. А вы сказки-то любите? (Да)
Воспитатель: Ну, тогда в путь.
Но прежде чем отправиться, давайте прочитаем чистоговорку:
СА-са-са-идет рыжая лиса, су-су-су-вижу хитрую лису, сы-сы-сы-нет уже лисы.
Воспитатель: Так, как мы отравляемся в волшебную страну сказок,воспользуемся нашей волшебной палочкой. Вы только глазки закройте и на месте покружитесь, а я взмахну своей волшебной палочкой.
(таинственным голосом) :
Один, и два, и пять, и восемь, в сказку всех мы переносим!
Вот мы и попали в сказочную страну. Вот и волшебная поляна.
Ой, а здесь есть сундучок. Посмотрите, какой он загадочный. Интересно, что же в нём? Давайте откроем. Что-то он не открывается, наверное,этот сундучок волшебный и надо сказать какое-то волшебное слово. А, какое, вы мне подскажите.
(Дети говорят «пожалуйста», сундучок открывается, воспитатель достаёт письмо и читает).
Воспитатель: Ребята, здесь написано, что сундучок из сказки, а в нём заколдованные животные.
Чтобы их расколдовать, надо отгадать загадки:
Вы же любите отгадывать загадки? И мы знаем, чтобы отгадать загадку, надо внимательно послушать.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
А зовут её - ….(Лиса)
Прыгает ловко
Любит морковку
Летом шубку серую
А зимою белую
Носит попрыгайчик
Боязливый… (зайчик)
В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…. (медведь)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Молодцы, умнички, справились с заданием.
Воспитатель: Это не просто картинки животных, это герои разных сказок. Ребята, вспомним вместе, в каких сказках мы встречаем наших героев.
2. Беседа:
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушёл, я сказки?
(Колобок)
Вопросы для беседы:
Колобок:
- Кто испек колобок?
- Куда покатился колобок?
- Кого первым встретил по дороге колобок?
-А кто последним встретился на пути у колобка?
- Кто съела колобка?
Проблемный вопрос:
• Почему колобок укатился с окошка?
• А что было бы, если бы лиса не съела колобка? (нагулял бы, поиграл бы и обратно бы прикатился к бабушке)
• - Какой конец у сказки? Грустный или веселый? А, давайте, поднимем настроение и споем песенку колобка. А пока мы будем петь, кто-то из вас будет выкладывать героев по порядку. (в это время 1 ребенок выкладывает героев по-порядку)
Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
Узнай сказку по книге
Ребята, помимо колобка,в сундучке живет еще одна сказка. Давайте отгадаем, какая это сказка.
Репка:
- Кто посадил репку?
- Кто помог вытащить репку?
Но вот в сказочном лесу герои этой сказки запутались и не могут разобраться, кто за кем репку будет вытягивать. Давайте же поможем им. (Дети выкладывают на столе героев сказки по порядку)
- А теперь,давайте немного отдохнем и поиграем в «Репку»
3. Физкультминутка: «Репка»
Мы сидим в земле как репка.
Ножкой топаем как дедка.
Пальчиком грозим как бабка.
И, как внучка, полем грядки.
Вертим хвостиком как Жучка.
Моем носик мы, как Кошка.
Щеголяем в серой шубке,
Словно Мышка вертихвостка.
4. Игра с мячом «Расскажи, какой герой?» :
Восп-ель: Я буду называть вам героев сказки, а вы будете говорить, какой он.
o колобок - румяный
o дед - старый
o бабка - седая
o заяц - ушастый
o волк - зубастый
o медведь - косолапый
o лиса - хитрая
o репка - большая
o мышка - серая
o маша - добренькая
o пирожки - вкусные
o яйцо - золотое
Поиграли, отдохнули. Давайте погуляем еще по нашей полянке.
-Интересно, какая сказка здесь живет? (подходят к домику)
4. «Отгадайте сказку»
Ой, какой красивый теремок.
Кто в теремочке живет?
Кто в невысоком живет? («Теремок»)
Правильно, в домике живет очень маленький народ :Мышка,лягушка,зайчонок, лиса,серый волчонок и косолапый мишка.
-А сколько их тут собралось? Один или много?
-Кто первым пришел в теремок? (Мышка)
-А кто же сломал теремок (Медведь)
-Почему медведь не смог войти в теремок? (Медведь большой, а теремок маленький)
А давайте поможем построить героям новый дом,чтобы всем хватило место.
Тук да тук молотком, (Кулачком по кулачку)
Мы построим новый дом (Руки вверх)
Дом высокий, дом с окном (Руки вместе и развести в стороны)
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши)
В доме мы живем с тобой (обнимаемся)
Молодцы детки, умнички, вы хорошо знаете сказки, помогли и героям построить новый дом.
Но нам пора уже домой, в д. сад возвращаться.
-Чтобы в сад нам возвратиться,с нашей волшебной палочкой нам не нужно сильно потрудиться. Глазки мы закроем раз, глазки мы закроем – два. Раз-два-три в детский сад ребят ты возврати (воспитатель взмахивает волшебной палочкой).
5. Ребята! Вам понравилось наше сказочное путешествие?
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
-В каких сказках мы побывали( «Колобок», «Репка» и «Теремок»)
А как вы думаете, вы там со всеми заданиями справились?
- С какими героями мы с вами повстречались?
Восп-ель: Читая сказки, мы попадаем в мир волшебства и чудес. Сегодня мы вспомнили ваши любимые сказки. Все эти сказки были русские народные.
- Почему их так называют? (потому, что их придумал народ)
Восп-ель: Среди сказок есть такие произведения, которые написали писатели и поэты. В отличии от народных,они имеют конкретного автора.
-А чему нас сказки учат (быть добрыми, помогать друг другу в беде)
Ходят сказочки по свету,
Чтобы их читали дети.
В сказках чтоб добру учились,
И как в доброй сказке жили.
Сказочки кончаются, с детками прощаются.
Но наши герои просто так не прощаются. Вы молодцы, очень добрые дети. Помогли героям построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка».И у них для вас есть сюрприз. Чтобы вы их не забывали, они решили подарить вам раскраски по этим сказкам. А я решила наградить медалями тех, кто меня хорошо слушал и отвечал на вопросы.
Конспект занятия во второй младшей группе «Путешествие в страну сказок»
1. Направление деятельности: познавательная, игровая
2. Образовательная область: познание
3. Тема : «Путешествие в страну сказок»
4. Возрастная группа : младший дошкольный возраст
5. Цель
6. Задачи:
Образовательные:
расширять представления о русском народном фольклоре ;
познакомить детей с единицей фольклора - закличкой.
закреплять представления о геометрических фигурах
Развивающие:
развивать диалогическую и монологическую речь;
развивать пространственные отношения (впереди, сзади);
развивать ловкость, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.
развивать познавательные процессы: мышление, воображение, зрительное,
слуховое восприятие, внимание, память
Воспитательные:
воспитывать радостное эмоциональное отношение к выполнению упражнений;
воспитывать заботливое отношение к животным, вызывать чувство сострадания,
7. Работа со словарем : сзади, спереди, между, закличка.
8. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей:
сюрпризный момент, использование наглядных пособий, игрушек, практическая деятельность
9. Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности:
поощрение;
взаимоконтроль;
игровая деятельность
10. Приемы организации практической деятельности: использование познавательных игр, создании ситуации занимательности
11. Приемы поддержания интереса у детей:
смена видов деятельности; знакомых детям домашних животных
двигательный тренинг
12. Приемы оценки и взаимооценки:
вопросы;
рефлексия после каждого этапа и в конце занятия
13. Создание среды для организации проведения интегративной деятельности: спортивное оборудование (дуги, плоскостные обручи, лиса (кукла,плоскостной колобок, плоскостные фигурки к сказке «Репка», карточки с геометрическими фигурами на каждого ребёнка, большие плоскостные геометрические фигуры, солнышко-рисунок-оформление.
14. Предварительная работа Предварительная работа: заучивание закличек о солнышке в свободное от занятий время, индивидуальная работа по развитию речи (рассказывание сказок по схеме, чтение знакомых сказок, ,индивидуальная работа по физической культуре.
15. Виды детской деятельности:
игровая, познавательная, практическая, двигательная
16. Планируемые результаты:
-личностные: ребенок уверен в своих силах, положительно относится к себе и другим, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками;
-интеллектуальные: инициативность и самостоятельность
17. Критерии оценки деятельности детей в непосредственной образовательной деятельности детей:
1 активность
2 самостоятельность
3 взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4 эмоциональность
5 воображение
6 творчество
7 проявление интереса к данной теме
18. Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
социально - коммуникативное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие.
План
1. Вводная часть
2. Игра «Отгадай героя сказки»
3. Игра «Кто за кем?»
4. Практическая деятельность
5. Игра «Найди свой домик»
6. Рефлексия.
Ход:
1. Вводная часть
-Ребята давайте с вами и с гостями поздороваемся.
"Утро в детском саду"
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- Доброе утро!
-Вы, ребята, любите сказки? (Да). Я тоже их очень люблю!
А какие сказки вы знаете? Дети: (называют «Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «У солнышка в гостях» и т. д.)
2. Игра «Отгадай героя сказки»
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочный мир, в мир, где живут только сказки, на чём мы можем туда отправиться?
-На автобусе, на самолёте, на велосипеде, т. д.
- В этот сказочный автобус садиться нужно по билетам. А билетами будут картинки, отгадав героя сказки, вы можете проходить в автобус. Называйте по очереди и проходите (дети по очереди называют героев сказок).
Вот и хорошо! Все сели? Отправляемся в путь (звучит музыка).
Дети, посмотрите, как ярко светит весеннее солнышко! Порадуем его, я расскажу вам закличку о солнышке, закличка - это небольшая песенка или стишок, когда мы обращаемся к кому-то.
Светит солнышко в окошко,
Солнышко-вёдрышко
Светит в нашу комнатку,
Выгляни в окошко
3. Игра «Кто за кем?
-Интересно, ребята, а в какую сказку мы с вами попали? (на фланелеграфе перепутались герои сказки «Репка»). Давайте поможем нашим героям (дети рассказывают сказку и выкладывает на фланелеграфе фигурки героев сказки, соблюдая очерёдность героев и последовательность действий).
-Кто стоит впереди бабки (внучки, Жучки). Кто стоит сзади кошки (деда, бабки?
- Какие молодцы, помогли сказочным героям, теперь нам пора идти дальше. Воспитатель: Впереди, ребятки, густой лес, деревья упавшие, автобус наш там не проедет, придётся нам пешком дальше идти. Пойдём? - (Да). (Подлезают под дугами)
3. Практическая часть
«Собери яичко»
-Ваня, спроси у мышки, почему она плачет? (на стуле сидит мышка игрушка) Ребё нок: Мышка, почему ты плачешь? Воспитатель: Мышка мне сказала, что она бежала быстро-быстро от страшной кошки не заметила, как хвостиком яичко задела и разбила. Дед да баба плачут и она не знает как им помочь. Воспитатель: Ребята, вы догадались в какую сказку мы попали? Дети: «Курочка Ряба».
Не расстраивайся, Мышка, мы тебе поможем. Деда с бабой утешим. Подойдите, дети, к своим тарелочкам и помогите мышке разбитое яичко собрать (дети собирают из двух частей целое яичко).
Мышка говорит спасибо, за то, что вы ей помогли. За это она хочет научить вас играть в одну интересную игру. Я сейчас превращу вас в маленьких мышат и мы поиграем. Раз, два, три в мышку всех деток преврати.
4. Физминутка:
На полянку, на лужок приглашаю мышек.
Эй, мышата, улыбнитесь, влево, вправо повернитесь,
Лапками захлопайте, весело затопайте.
Дружно мышки покружитесь
И тихонечко садитесь.
- Спасибо тебе, мышка, за игру. Ну, а нам дальше идти пора (дети прощаются). А на пути болото, а на болоте кочки! Чтобы в болото не попасть нужно с кочки на кочку перепрыгивать (дети прыгают из обруча в обруч).
5. Игра «Найди свой домик»
-А это что за сказка? (на мольберте колобок). Колобок: Здравствуйте, детки, помогите мне от лисички убежать, гонится она за мной, хочет меня съесть! Лиса (кукла) : А, вот ты где! Колобок: Ты не ешь меня лисица Вдруг смогу тебе я пригодиться. Лиса (кукла) : Ладно! Может и отпущу!. Поиграйте со мной в игру «Найди свой домик» (геометрические фигуры) (на полу большие геометрические фигуры, у детей карточки или маленькие фигуры. Пока играет музыка дети двигаются, музыка остановилась, дети бегут в свои домики. Игра повторяется несколько раз, (дети могут меняться карточками). Лиса: Ладно уж! Отпущу Колобка, пусть бежит себе! Колобок: Ой, спасибо, вам, ребятки, что спали меня от лисы, я побежал. До свидания
-Да и нам, ребята, идти дальше пора! Вот и наш автобус. Пора в д/сад возвращаться. Занимайте свои места! Поехали! (звучит музыка).
6. Рефлексия
- Понравилось вам путешествие?
- В каких сказках мы побывали?
- Что мы там делали?
- Мы сегодня не просто побывали в сказках, мы сделали много добрых дел, помогли героям сказок.
- Кому мы помогали? (воспитатель хвалит каждого ребёнка)