Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Цель работы эффективность использования дидактических игр на занятиях в старшей группе, влияние развивающих дидактических игр на интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста. Задачи 1. Изучить современную педагогическую теорию дидактической игры, ее роль в умственном развитии детей. 2. Определить эффективность работы по применению дидактических игр на занятиях в средней группе. 3. Предложить дидактические игры, которые можно использовать на занятиях для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Особенности использования дидактических игр на занятиях в средней группе дошкольного образовательного учреждения

(реферат)

Исполнитель:

Портнова Наталья Валерьевна

Воспитатель МБДОУ № 166 г.Кемерово

Кемерово 2023

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Роль дидактической игры в развитии ребенка ………………………………5

2. Классификация и структура дидактических игр ………………………….....8

3. Использование дидактических игр на занятиях ……………………………13

Заключение ………………………………………………………………………17

Список литературы ……………………………………………………………...18

Приложения

Приложение 1. Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста, используемые на занятиях …………………………………………..19

Приложение 2. Конспект занятия с использованием дидактических игр в средней группе …………………………………………………………………..30

Введение

Сегодня, в эпоху компьютеризации, жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, сложнее. Все чаще от человека требуются не шаблонные, привычные действия, освещенные многовековыми традициями, а подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению больших и малых задач.

На фоне этих событий меняется отношение к воспитанию и обучению. Все больше возрастают требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности.

Кроме того, нередко на занятиях дидактическая игра подменяется игровыми приемами или простыми упражнениями, либо использованием дидактических игрушек или пособий. А ведь игра это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

В большинстве дошкольных учреждений, дидактическая игра используется для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в дошкольном возрасте. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, а это делает процесс познания легким и эффективным.

Цель работы: эффективность использования дидактических игр на занятиях в старшей группе, влияние развивающих (дидактических) игр на интеллектуальное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить современную педагогическую теорию дидактической игры, ее роль в умственном развитии детей.

2. Определить эффективность работы по применению дидактических игр на занятиях в средней группе.

3. Предложить дидактические игры, которые можно использовать на занятиях для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.

1 Роль дидактической игры в развитии ребенка

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего», - говорила Н.К. Крупская. [10, с. 5]

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узко дидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками [5, с. 108].

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. На детской любви к играм он построил всю свою

систему. Фребель видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка [8, с. 15]. Материалом для детских игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры, определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. [8, с. 16]

В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей – форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки). Воспитатель не должен произносить ни одного лишнего слова, а только те, которые дают ясное, отчетливое представление о предмете. [8, с. 22]

В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными предметами.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

В детском саду, руководимом Е.И. Тихеевой, существовали и использовались игры двух видов: свободные игры, стимулированные окружающей средой, и игры, организованные педагогом, игры с правилами. Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах [5, с. 111].

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.А. Аванесова и др.

В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веркаса, Е.И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими. [4, с. 54]

2 Классификация и структура дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучаемому содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилам, организации и взаимоотношением детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присуще всем играм, но в одних отчетливо выступает один, в других – иные. В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

А.И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр [9 с. 16]:

1. Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игры-путешествия отражают реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодоление, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях. Становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

2. Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежать действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

3. Игры - предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал …?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

4. Игры – загадки. Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать. Содержание загадок является окружающая действительность. Главной особенностью загадок является логическая загадка. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры – загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать догадываться – доставлять радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

5. Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности

детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса и тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры – беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать.

Необходимо так же рассмотреть классификацию дидактических игр (в зависимости от материала), разработанную Д.В. Менджерицкой [6, с. 19]:

1. Игры с предметами наиболее доступны детям, т.к они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. В младшем дошкольном возрасте игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, показывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.

2. Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях.

Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

3. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т. к. в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Рассматривая структуру дидактических игр, сошлемся на учения А.К Бондаренко, по которым дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты [2, с. 11].

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений

тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

3 Использование дидактических игр на занятиях

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, потому что в ней, как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника». [7, с. 84]

Учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим. [3, с.11].

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Обучение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка". [3, с.13].

В настоящее время дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка. Так, дидактическая игра способствует:

- развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как - будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

- обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

- художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Занятия, проводимые воспитателями в средней группе должны соответствовать содержанию программы дошкольного учреждения и учитывать возрастные особенности детей. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что дидактическая игра - наиболее приемлемый способ сообщения знаний на занятиях в средней группе. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Включение дидактических игр и упражнений в занятия детей средней группы обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций - анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе.

Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.

Список литературы

1. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, У.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 207 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: учеб. пособие / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2015. - 160 с.

3. Карпова, Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2017. – 107 с.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

5. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений / В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой и др.; под ред. В. И. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2015. – 288 с.

6. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2018. - 128 с.

7. Сай, М. К. Математика в детском саду [Текст]: учеб. пособие / М. К. Сай, Е. И. Удальцева. - Минск: Народная асвета, 2017. – 213 с.

8. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей / Е.О. Смирнова. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 119 с.

9. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: учеб. пособие / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

10. Удальцева, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст]: учеб. пособие / У. И. Удальцова. - Минск: Народная асвета, 2017. – 348 с.

Приложение 1

Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста, используемые на занятиях

1. «Что из чего»

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать умение выполнять правила игры.

Игровые правила. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Ход игры. Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.

Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на поднос, сделанный из металла, пластмассовые - на пластмассовый и т.д.

В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.

2. «Найди такую же»

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо взрослому. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу взрослого.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложнить задание.

- Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди!

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к взрослому и называют их. Чтобы усилить внимание играющих,

взрослый ставит игрушки почти одинаковые (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

- Раз-два-три! Одинаковых найди!

Дети сразу же пытаются назвать двух матрешек, но взрослый напоминает о том, что игрушки должны быть совсем одинаковые.

Дети молчат. Далее взрослый переставляет игрушки и незаметно ставит к грузовой машине, у которой зеленый кузов, такую же машину, у которой красный кузов, а матрешек ставит одинаковых, только подальше друг от друга.

- Раз-два-три! Одинаковых найди!

Дети внимательно смотрят на все игрушки и находят двух одинаковых матрешек. К этой игре чаще нужно привлекать детей рассеянных, невнимательных, которые торопятся ответить, не подумав.

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся только к одному слову, названному взрослым. Предметы надо класть или ставить в определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Взрослый освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! - начинает игру взрослый.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

- Вот теперь мы и поиграем в игру - новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Юля, Света и Вика и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Взрослый продолжает руководить:

- Теперь пойдут Матвей, Лера и Вова и принесут посуду - обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно). Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

- Игрушки! Много игрушек! - говорят дети.

Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное - взрослый побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в новом доме.

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровые действия. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У взрослого на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки: набор медицинских инструментов, набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и т.д.

Взрослый приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому, что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику». Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, взрослый предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая - профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

Дидактическая задача. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.

Игровые правила. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.

Игровые действия. Действовать со звучащими предметами. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Ход игры. На столе у взрослого стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга,

которую листают, играет дудочка, звучит игрушечное пианино, погремушка и др., т.е. все, что найдете звучащее, можно использовать в игре.

За ширму приглашается один ребенок, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, взрослый просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. «Книгу листает, листики шуршат», - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.

Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише). Такую игру можно проводить и на прогулке. Взрослый обращает внимание ребят на звуки: трактор работает, птицы поют, машина сигналит, листья шелестят и т.д.

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.

Взрослый задает вопрос:

- Дети, что вы видите на моем столе?

- Матрешки, - отвечают дети хором.

- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? («Разные».) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? («Платочки у матрешек разного цвета».) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.

Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила. Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия. Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.

Взрослый в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.

- А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

Взрослый подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

- Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Не ошибись!». У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

- Из пластмассы, - отвечают дети.

- А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...

- Металлические.

- А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) - будем складывать предметы...

- Деревянные.

- В эту корзинку положим все предметы...

- Стеклянные.

- Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Считалкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара бубна все подходят к взрослому, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

9. «Вершки и корешки»

Дидактическая задача. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

- Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три - свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: «Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Приложение 2

Конспект занятия с использованием дидактических игр

в средней группе

Цель: Знакомство с геометрической фигурой- овалом.

Программное содержание:

1. Продолжать учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

2. Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике.

3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.

4. Формировать коммуникативные навыки.

5. Продолжать учить оценивать качество выполнения заданий партнёров по игре.

Материал:

Раздаточный: билеты - парные карточки с изображением геометрических фигур для обозначения мест в кинотеатре; наборы геометрических фигур на каждого ребёнка.

Демонстрационный: плакат с изображением овощей, схематическое изображение животных (зайца, медведя, лисы), геометрические фигуры для фланелеграфа.

Словарная работа: Овал, круглый, круглые, квадратный, квадратные, треугольное.

Предварительная работа:

1. Беседа о правилах поведения в кинотеатре;

2. Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр»;

3. Дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», выкладывание разных предметов из геометрических фигур (по схеме и по замыслу);

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, дети! Я очень рада вас видеть.

Дети: Добрый день! Мы тоже рады вас видеть.

Воспитатель: А теперь дети, поздоровайтесь друг с другом. (Дети встают парами).

Дети: Добрый день! (пожимают руку, используя все пальцы.)

Рад тебя видеть! (здороваются всеми пальцами, кроме большого)

Наконец-то встретились! (здороваются только большими пальцами).

Если что-нибудь случится, обращайся, помогу! (переставляют указательный и средний пальцы правой руки по левой руке партнёра, «доходят до шеи, слегка похлопывают друг друга ладонью по плечу.)

Воспитатель: Вы любите сказки? (ответы детей). Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр, где вы сможете увидеть сказку «Весёлые друзья». Чтобы попасть на представление, сначала надо приобрести билет в билетной кассе. Давайте решим, как нам туда идти.

Дети: Парами, дружно, спокойно.

Воспитатель: Так не интересно, скучно. Может быть, поскачем на правой ножке? (Дети соглашаются и перемещаются к столу, на котором разложены карточки с изображением геометрических фигур).

Воспитатель. Кто же работает в кассе?

Дети. Кассир.

Воспитатель. Кассиром у нас будет Таня, а вы, дети вставайте в очередь и, получив билет, занимайте свои места в зрительном зале. (Дети берут по одному билету и ищут стул, на котором лежит парная карточка. Дидактическая игра «Найди такую же»).

Воспитатель: Если вы не можете найти нужное место, попросите помощи у товарищей.

Перед началом сеанса контролёр (один из детей) проверяет выполнение задания. Если место ребёнком выбрано правильно, он аплодисментами выражает своё одобрение, если нет - топает и помогает ребёнку, допустившему ошибку, найти своё место.

Воспитатель. Внимательно смотрите на экран (фланелеграф). Быть может, вам придётся помочь героям сказки.

Жили-были весёлые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки (Дидактическая игра «Отгадай загадку»).

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я.

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Вы подумайте, друзья,

И скажите, кто же я? (Круг)

***

Три мои стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются -

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов – то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Моё имя назовите. (Треугольник)

***

В ворота его не закатишь как мяч.

И он за тобою не пустится вскачь.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожие, точно родные сестрёнки,

***

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)

Воспитатель по ходу рассказа выкладывает на фланелеграфе изображения предметов, по форме соответствующие разным геометрическим фигурам. Дети их называют.

Воспитатель. Друзья жили в уютном доме (выставляет изображение дома). Какой формы были стены этого дома, его крыша, окно? (ответы детей) Друзья часто сидели на стульях с удобными…(квадратными) сидениями. Стол у них был…(круглый). Накрывая на стол, друзья ставили…(круглые) тарелки. В чай они клали…(квадратные) кусочки сахара. Очень любили друзья… (треугольное) печенье. Однажды кто-то постучал в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (Выставляет на фланелеграф овал). Стали знакомиться.

Воспитатель предлагает желающим детям исполнить роли геометрических фигур.

1-й ребёнок (берёт треугольник и говорит от его имени): Здравствуй, друг! Я - треугольник. У меня три стороны и три угла. Я похож на …(перечисляет предметы).

2-й ребёнок (берёт квадрат): А я – Квадрат, у меня четыре стороны и четыре угла. Я похож на…

3-й ребёнок (берёт круг): А я- Круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться. Я похож на…

Дети (хором). А ты кто?

Овал (за него говорит воспитатель): Здравствуйте друзья! Меня зовут Овал, я по форме похож на круг, вот посмотрите. (Воспитатель ставит овал рядом с кругом, накладывает круг на овал, дети выделяют сходства и различия фигур).

Воспитатель. Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на овал (Дидактическая игра «Друзья овала»).

Овал. Пустите меня к себе жить.

Воспитатель. Согласились фигуры и стали они жить вместе. Каждое утро они выходили на улицу и делали зарядку. А как они её делали, я вам сейчас покажу.

Дети встают со стульчиков и делают упражнения физкультминутки.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - прогнуться, потянуться,

Три в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять и шесть - тихо сесть.

Воспитатель. Вот однажды решили круг, квадрат и треугольник и овал отправиться на прогулку. Проказник овал убежал от приятелей и спрятался на огороде (воспитатель ставит перед детьми плакат «огород» на котором находятся изображения овощей). Друзья огляделись вокруг, нет овала, стали его искать. Ищут, ищут - никак найти не могут. Дети, помогите фигурам найти овал. Для этого выберите овощи, которые по форме напоминают овал (Дидактическая игра «Найди овощ, похожий на овал») Среди овощей нашли друзья овал. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие?

Воспитатель переставляет геометрические фигуры на другой фланелеграф, на котором расположен «лес» (деревья, грибы и. т.д.), показывает карточки со схематическим изображением животных. Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения. (Дидактическая игра «Назови фигуры»)

Воспитатель (обращается к детям): Серёжа, какие геометрические фигуры ты видишь в изображении лисы?…медведя?…зайца?

Воспитатель. Познакомились Круг, Овал, Квадрат Треугольник с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.

Дети садятся за столы, и используя схемы-образцы и наборы геометрических фигур, выкладывают изображения животных.

Воспитатель. Проверьте друг у друга, похожи ли ваши животные на тех, которые изображены на картинках.

Воспитатель. Попрощались круг, квадрат, треугольник и овал с лесными обитателями и пошли гулять по лесу. Долго - ли, коротко - ли они гуляли, но вот пришло время возвращаться домой (дети садятся на стулья, воспитатель ставит геом. фигуры на прежнее место около домика).

Воспитатель. Ну, вот ребята, наша сказка закончилась. Пришло время и нам возвращаться в детский сад. Понравилось ли вам в кинотеатре? Что вы сегодня нового узнали, с чем (кем) познакомились?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области