Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Диагностический инструментарий по изучению мыслительной деятельности»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Диагностический инструментарий по изучению мыслительной деятельности»

1) Название: Методика «Лабиринт»

Автор: Л.А. Венгер

Возраст: от 5 лет

Цель: Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Инструкция: Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы». Следующая задача: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону».

К задачам 1—2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо дерева (дуба), потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо грибка, потом — мимо ягодок (вишинок), дерева (дуба), потом цветочка. Отметьте домик».

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Оборудование: комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков.

Обучающая помощь: Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. При объяснении инструкции педагог указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено. Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок. Проверяющий при этих словах проводит по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки исправляются.

Параметры для оценки:

Оценка результатов:

При обработке результатов по каждой из задач 1-6 за каждый правильный поворот начисляется 1 очко. Поскольку в задачах 1-6 необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество очков за каждую из задач — 4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота) — 6 очков.

2) Название: Методика «Нелепица»

Автор: С.Д. Забрамная.

Возрастной диапазон: 6-10 лет.

Цель методики: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Инструкция: Ребёнку показывается картинка. Во время рассматривания ребёнок получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть». Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания – 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше нелепиц.

Оборудование: картина с изображением большого количества нелепостей.

Обучающая помощь: разбор картинки в качестве примера, наводящие вопросы

Критерии для оценки: Понимание и выполнение инструкции, нахождение как можно большего количество нелепых ситуаций, их развернутое объяснение, выполнение задания за определенное время(3 минуты).

Оценка результатов:

3) Название: Методика «Выделение существенных признаков»

Автор: С.Я. Рубинштейн.

Возрастной диапазон: 6-10 лет.

Цель методики: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений несущественных, второстепенных.

Инструкция: Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Оборудование: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд

состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Обучающая помощь: педагог перед началом диагностики может потренироваться с ребенком в выполнении этого задания. 

Показатели для оценки: 

4) Название: Методика «Разрезные картинки»

Автор: С.Д. Забрамная

Возрастной диапазон: 3 - 7 лет

Цель методики: оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственного конструирования.

Инструкция: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Оборудование: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).

Обучающая помощь: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Показатели для оценки: 

5) Название: Методика «Исключение четвертого лишнего»

Автор: Н.Л. Белопольская

Возрастной диапазон: 5 - 10 лет

Цель методики: исследование процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщений у ребенка.

Инструкция: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оборудование: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному).

Обучающая помощь: Внимательно посмотри на картинки. Мы видим с тобой на картинке 4 предмета. Давай сейчас назовем каждый изображенный предмет и дадим ему характеристику. А теперь на основе информации, которую ты получил, постарайся найти такой предмет, который не подходит к остальным по каким – то признакам. Из четырех картинок три будут объединены общим признаком.

Показатели для оценки: 

6) Методика «Последовательность событий»

Автор: А.Н. Бернштейн

Возрастной диапазон: 5-7 лет

Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Оборудование: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта: а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения; б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

Обучающая помощь: Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Показатели для оценки:

Оценка результатов:

7)Название: Кубики Кооса

Автор: С. Коос

Возрастной диапазон использования: от 5 лет и выше

Цель методики: Исследование наглядно-образных форм мышления, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Инструкция: "Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй". Ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Оборудование: 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Кооса, расположенные в порядке усложнения.

Обучающая помощь: стимулирующая, организующая

Показатели для оценки: 

8)Название: Методика «Раздели на группы»

Автор: А.Я Ивановой, адаптация Е.В.Доценко

Возрастной диапазон использования: от 4 до 7 лет

Цель методики: оценка образно-логического мышления ребенка.

Инструкция: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из групп и по какому признаку они выделены».

Оборудование: картинка с изображением различных фигур.

Обучающая помощь: организующая, персонификация

Показатели для оценки: 

9)Название методики: Методика «Серия сюжетных картинок»

Автор: С.Д. Забрамная

Возрастной диапазон использования: 5–7 лет

Цель методики: выявление уровня сформированности наглядно – образного мышления детей

Инструкция: перед ребёнком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем всё завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процесс раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребёнок может сам исправлять свои ошибки.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательности событий

Обучающая помощь: повторная инструкция, тестовый вариант – разбор аналогичных картинок с педагогом

Показатели для оценки:   

10)Название методики: Методика «Обведи контур» 

Автор: Е. В. Доценко

Возрастной диапазон использования: 4–6 лет

Цель методики: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления

Инструкция: как можно быстрее и как можно точнее повтори на правой половине этого же рисунка тот контур, который нарисован на его левой части. Все линии надо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были нарисованы в тех же самых местах, где они изображены на рисунках в левой части.

Оборудование: рисунок на клетках и картинка в клетку без рисунка, ручка, секундомер

Обучающая помощь: повторная инструкция, аналогичное задание

Показатели для оценки:   

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области