Квест-игра «В поисках Весны»
Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры.
Задачи:
Оборудование:
конверт, письмо, загадки, карточки-подсказки (книга, спортивный инвентарь, природа, магнитная доска); картинки, с изображением диких животных, перелётных птиц, первоцветов, карточки к д/и «Четвёртый лишний», солнышко и лучики к нему; эмблемы, с изображением подснежника.
Ход игры
Воспитатель: Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, ко мне подлетела сорока и передала конверт с письмом. Я хотела спросить от кого письмо, но она так быстро улетела, как будто чего-то испугалась. Интересно, что же в нём написано и от кого оно. Давайте вместе его прочтем! (Открываю конверт и читаю письмо).
Воспитатель читает письмо «Здравствуйте, дети. Знаю, что вы меня очень ждете, но со мной случилась беда. Злая старушка Зима заперла меня у себя, и никуда не пускает. Пожалуйста, спасите меня. Смело задания выполняйте и из беды скорей выручайте». Как вы думаете, от кого это письмо? (Его написала весна).
С Весной произошла грустная история. Предлагаю ей помочь. Но сначала скажите, а если весна к нам вообще не придет? Что тогда будет? (Ответы детей). Молодцы, ребята. А чтобы нам все преграды преодолеть, нужно быть дружными, внимательными, ловкими и смелыми. Вы готовы? Весна оставила нам подсказки, которые необходимо найти. Чтобы добраться до первой подсказки, нужно отгадать загадки.
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (Подснежник)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (Солнце)
Вот и наше солнышко, но что-то оно совсем не греет. Как вы думаете, почему оно не греет? (Мало лучиков). Оказывается, лучики испугались старушку Зиму, и спрятались в нашей группе. Предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в поисках лучиков. Смотрите, а вот и первая подсказка. (Картинка, с изображением книги). Что означает эта картинка? Куда нам надо идти? (Ответы детей). Правильно, в книжный уголок. Вот и первый солнечный лучик мы нашли. Но прежде чем его забрать, надо выполнить задание.
Задание №1 «Признаки весны».
Ребята, смотрите, какой красивый мешочек, а в нём, что-то лежит. Хотите узнать, что в нём? Я скажу вам по секрету, что в нём много маленьких карточек с рисунками. Вы будете подходить ко мне, доставать по одной карточке, называть, что на ней нарисовано и в какое время года это бывает. Надо зимние картинки положить на поле, где изображена зима, а весенние – где изображена весна. (Дети по очереди подходят, берут маленькую карточку, называют, что на ней нарисовано и соотносят со временем года). Молодцы, с заданием справились. Давайте, ещё раз, перечислим все признаки весны. (Перечисляют признаки). Ребята, теперь можно забрать лучик и вторую подсказку. (Картинка, с изображением конструктора). Как вы думаете, куда нам идти с этой подсказкой? (В уголок конструирования).
Задание №2 «Изменения в жизни животных, с наступлением весны»
Ребята, расскажите, какие изменения происходят в жизни животных, с наступлением весны? (Ответы детей). Правильно, заяц - меняет цвет меха, медведь и ёж - просыпаются от зимней спячки, лиса и волк – линяют, у них появляется потомство. А сейчас поиграем в игру «Кто у кого?»
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Вы молодцы. Можно забрать лучик для солнышка и следующую подсказку. (Картинка, с изображением природы). Ребята, куда нам идти дальше? (В уголок природы).
Задание №3 «Перелётные птицы».
Ребята, вам нужно отгадать загадки.
Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
А эта птица пародист,
Изобразит и плач, и свист.
Придет весна, и мы его
На волю выпустим в окно.
В скворечник вселится жилец.
Конечно, это наш … (Скворец)
Посмотрите на птиц и скажите, какая из них лишняя и почему? (Ответы детей). Молодцы. Лишняя птичка - воробей. Это - зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные. Ребята, скажите, что птицы делают весной, когда прилетают из тёплых стран? (Вьют гнёзда). Для чего птицы вьют гнёзда? (Для того, чтобы выводить птенцов). Я предлагаю вам игру «Четвертый лишний». Как вы думаете, какая из них лишняя и почему? (Дети называют лишнюю птицу). Молодцы. Можно забрать лучик для солнышка и следующую подсказку. (Картинка, с изображением магнитной доски). Вы догадались, куда нам идти дальше? (Ответы детей). А пойдём мы с вами в центр познания.
Задание №4 «Первоцветы».
Ребята, посмотрите на доску. Здесь картинки, а на них цветы. Я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать и найти нужный цветок.
На зеленой крупной ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
Золотой цветочек,
Листья изумрудные,
С одной стороны нежные,
А с другой чуть грубые. (Мать-и-мачеха)
Первым вылез из темницы,
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький. (Подснежник)
Ребята, эти цветы появляются с приходом весны – первыми. Поэтому их называют – первоцветы. Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель и листья.
Ребята, как вы думаете, можно цветы рвать? (Ответы детей).
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, вместе, мы сорвем цветы
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Поэтому цветами можно любоваться, но рвать их нельзя.
Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. Посмотрите, здесь какое-то письмо. (Открываю конверт и читаю письмо).
«Спасибо, вам ребята! Вы освободили меня от ледяных чар зимы, выполнили все задания и нашли лучики для солнышка, которое обогреет землю. Я вам очень благодарна и хочу подарить символ весны — подснежник.
А сейчас, до свиданья, детвора.
Дальше мне идти пора.
Превратить мне нужно почки
В нежные зеленые листочки.
Землю дождиком помыть.
Путь дорогу проложить
Перелетным птицам,
Скоро им гнездиться».
(Детям вручается эмблема с изображением подснежника).
Ребята, кому мы сегодня помогали? (Весне). Что мы с вами делали? (Ответы детей). Какое задание было самым интересным для вас? (Ответы детей).
А какие признаки Весны вы вспомнили? (Ответы детей)
Вечером по дороге домой посмотрите внимательно, какие у нас произошли изменения в природе.