Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Территория ДОУ

Познакомить работников дошкольного образования с тем, как можно благоустроить прилежащую к детскому саду территорию, способствующую воспитанию эстетических чувств у детей .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Территория ДОУ – важный фактор художественно-эстетического развития дошкольников

Подготовила Маринина Нина Александровна,

воспитатель МДОУ №5 «Радуга».

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности, которая развивается под влиянием литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника, развитие эстетических чувств.

Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Еще с древних времен все красивое, что окружало, становилось предметом любования — зимняя береза, аллеи роз, шелковые ирисы и их нежные молодые листочки, разнообразные душистые травы, облака цветущей глицинии и загадочная луна, хризантемы, сверкающий снег, алые листья клена. И все эти исторические традиции поклонения красоте живой природы бережно передаются следующим поколениям.

«Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» В.Сухомлинский. В экологическом воспитании детей широко используется метод наблюдение - один из основных и ведущих наглядных методов - играет важную роль в воспитании дошкольников. Прежде всего детей учим очень внимательно наблюдать. Потом ценить, глубоко понимать и любить, и защищать. От развития эстетического восприятия живой природы дети переходят к постижению красоты в живописи, гармонии в классической музыке, более глубокому пониманию литературы и других видов искусства.

Просто так в маленьком человеке это не рождается — этому надо учить. С любовью, долго и терпеливо. Чтобы потом потребность в красоте стала ежедневной необходимостью на протяжении всей жизни. И это невозможно передать пустыми лозунгами — только личным примером и достойным поведением взрослых.

На лугу

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Кусты, деревья, травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

У нас, на территории детского сада, имеющиеся в большом количестве разнообразия видов растений, деревьев, позволили обозначить пункты назначений остановок экологической тропы. Создание детской экологической тропы и оформление участка детского сада дает нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, любоваться, а потом в изобразительной деятельности, отражать свои впечатления от взаимодействия с природой. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение сприродой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная, с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, вместе с детьми, участвуют в природоохранной деятельности.

Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка. В её основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребёнка, опора на его поисковое поведение. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники гармонично включаются в обновленный проект и соответствуют интересам детей, что позволит изменить их отношение к природе. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного. Оформление территории детского сада делится на несколько зон: эстетическая, физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, хозяйственная зона, цветник, огород.

Наша станция называется «Рябинка». Рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает грозди ягод, которые привлекают птиц. Как радостно становится на душе, если заметишь рябину в лесу! Невольно остановишься и засмотришься на сочные кисти, пламенеющие среди ажурного кружева листвы.

Недаром изящная рябина вдохновила столько художников и поэтов. Ей посвящено немало песен и стихов, а ее ярко-красные ягоды часто сравнивают с бусами. И, правда, небольшие круглые ягодки напоминают россыпь блестящих бусин. Словно русская царевна в желтом сарафане, украшенном ожерельем из гроздей ягод, стоит рябина на ветру. Природа подарила рябине богатое убранство. Ее можно назвать главным украшением осеннего леса.

А как красивы в это время года рябиновые аллеи!

Невозможно пройти мимо и не восхититься этим прекрасным зрелищем!

Как жаль, что красочный наряд недолговечен! Подует холодный ветер, предвещающий зимние морозы, и сорвет его.

Останутся только пылающие кисти ягод на хрупких ветвях, сколько пользы они еще принесут!

Во время долгой холодной зимы ее вкусные плоды спасут от голода многих пернатых.

Стайки звонкоголосых снегирей и свиристелей станут частыми гостями.

Дети имеют возможность наблюдать за ростом красной и черной рябины круглый год и любоваться ими. Можно рассматривать форму ажурных листьев, какой у них оттенок зеленого цвета (светлый или темный). Наблюдать, как на рябине появляются цветы. Рассмотреть, какие у них лепестки, серединка, какого цвета, какие насекомые прилетают в гости к цветкам рябины, какая у нее блестящая кора, которая меняет цвет и запах в зависимости от погоды (сухая или мокрая).

Много и других деревьев, за которыми можно наблюдать. Береза очень красива.

«Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром»…

Нежную белоствольную красавицу прославил народ в песнях. Одна из них – «Во поле берёза стояла» — настолько популярна, что узнаваема уже спервых аккордов.

Чем же объяснить такую большую всенародную любовь к этому скромному дереву? Наверное, тем, что оно напоминает хрупкую юную девушку, одетуюв белый наряд с тёмными полосками, который облегает ее гибкий стан иподчеркивает изящность тоненькой фигуры. В тёплое время года стройнаякрасавица накидывает сверху зелёный плащ, вытканный изсердцеподобныхлисточков. А, чтобы подчеркнуть свой непревзойдённый образ, модница украшает себя длинными серёжками. Их она меняет в зависимости от сезона: весной предпочитает зелёные, летом — коричневые. Осенью берёзка наряжается в праздничный золотой убор. Но с наступлением холодов приходит пора торжественный наряд отдавать. Белоствольная красавица не хочет с ним расставаться, но злой ветер не щадит девичью красу. Он безжалостно срывает золотую одежду, оставляя прекрасную девицу нагой. И стоит она, сконфуженная и стыдливая, с грустью вспоминая погожие летние деньки. Тогда и ветерок был ласковым, и солнышко не только светило, но и грело. До самой весны деревце будет мечтать о тёплом времени года, надеясь, что её краса воскреснет вновь. Вот такая наша берёза: беззащитная, милая, до боли в сердце родная. А как хорош берёзовый лес! Стоят красавицы-сестрички рядом, контрастно выделяясь своими белыми стволами на фоне тёмной земли. Они очаровательны и прелестны, в них невольно влюбляешься с первого взглядаи на всю жизнь. Любование видом молодой берёзовой рощи затрагиваеттончайшие струны души, делая человека мягче, добрее, милосерднее. Берегите эти прекрасные деревья!

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы».

В.А.Сухомлинский

Ива красива свешивающимися ветвями. Тополь быстро растет и является хорошим пылесборником. Ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму. У осины необычно дрожит листва.

Древесную растительность дополняет травяной покров и наша гордость – цветники и клумбы. В их создании участвовали и родители в рамках проведенной в нашем детском саду акции «Посади тюльпан». Их можно увидеть на главной клумбе.

При входе на территорию детского сада, цветы на клумбах радуют глаз и поднимают настроение: цветущие фиалки, маргаритки, ландыши, тюльпаны, ирисы, лилии, бархатцы, циннии и многие другие цветы.

В цветнике в течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость, наблюдений. Взаимосвязь растения со средой обитания в процессе его онтогенетического (индивидуального) развития на протяжении периода существования неодинакова - она существенно изменяется на разных стадиях его роста и развития. Это обстоятельство дает возможность воспитателю проследить с детьми эти явления на примерах некоторых растений.

Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду, развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции.

Цветы позволяют знакомить детей с разнообразием красок, форм, запахов. Они вызывают радость и умиротворение, желание заботиться и ухаживать за ними.

Обязательным условием является вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию растений и уходу за ними, возможности наблюдения за их ростом и цветением.

У нас в огороде на территории детского сада есть грядка, и мы вместе с детьми выращивали лук, морковь и свеклу.

Осенью дети сделали винегрет и угостили родителей и сотрудников детского сада.

Свои эмоции и впечатления от увиденного дети выражают, в рисунках, как на асфальте, так и на бумаге. В конце каждого наблюдения я организую составление цветовых палитр.

Технология составления цветовой палитры достаточна проста. Любование природным объектом, его созерцание заканчиваются просьбой к растениям подарить на память несколько лепестков и стебельков. Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области