Столярова Светлана Сайрановна,
магистрант группыМЖУР-0122,
учитель ГБОУ Школа №1795 г.Москвы,
Назметдинова Ирина Сайрановна,
к.пед.н., доцент кафедры
социологии и медиакоммуникаций
ФГБОУИ ВО «Московский государственный
гуманитарно-экономический университет»
Москва, Россия,
К вопросу о направлениях деятельности по формированию основ медиаграмотности обучающихся.
В настоящее время важным представляется обучение школьников этическим нормам коммуникации, безопасному поведению в сети, эффективному поиску и отбору информации и т.д., т.е., реализация стратегии медиаобразования, формирование медиаграмотности обучающихся.
В словаре под редакцией Е.Л. Вартановой «Отечественная теория медиа: основные понятия» предлагается рассматривать медиаграмотность, во-первых,как один из типов грамотности, в процессе овладения которой идёт знакомство с медиакоммуникационными технологиями и усвоение знаний «о природе и основных принципах медиакоммуникаций в современном обществе», во-вторых, как результат «освоения программ медиаобразования», которые направлены на развитие способности обучающихся к аналитико-синтетической работе над содержанием информации, её оценке, критическому осмыслению и сознательному использованию. [2. С. 114.]
Медиаобразование понимается как «комплекс образовательных и просветительских программ, направленный на изучение природы и особенностей функционирования медиа с целью повышения уровня медиаграмотности аудитории, развития критического восприятия, аналитического мышления и творческих навыков, а также формирования навыков безопасного поведения в цифровой медиасреде» [1,С. 53.]
Предложим подход к разработке методических рекомендаций в рамках медиаобразования, в данном аспекте необходимо не только слепое использование в образовательном процессе материалов медиа, но и включение в обучение основ медиаграмотности, под которой мы понимаем процесс освоения и создания медийных продуктов. Предложим следующие направления деятельности по формированию основ медиаграмотности.
Таблица 1
Направления деятельности по формированию основ медиаграмотности
Направления | Формируемые компетенции | Знания и навыки |
освоение школьниками различными техническими средствами создания и размещения серии цифровых аудиофайлов, объединённых одной темой (подкастов), видеоматериалов, презентаций…); | совершенствование навыков самообучения (поиск сообществ); формирование и развитие языковой компетентности (блоги); развитие художественного восприятия (творческие студии) | знания о законах аудио-визуального восприятия, знания о кросс-культурной коммуникации и инфоэтике; обладать медиаконвергентными навыками |
обучение школьников созданию и размещению разнообразных медийных продуктов (видео, подкасты и т. д.); | воспитание ответственности и стремления следовать этическим и другим нормам поведения в интернете (форумы, взаимооценивание продуктов учебной деятельности); формирование и развитие языковой компетентности (блоги); развитие навыков работы в команде (сетевые проекты); | знания о разнообразии медийных продуктов; знания о технических возможностях медиа, открывающих быстрый доступ к информации; знания о различных способах представления информации; навыки индивидуальной и коллективной работы |
обучение школьников проведению исследований (сетевой контент, ресурсы для создания анкет и проведения опросов...); | развитие критического мышления (форумы, блоги, дискуссии, анализ контента и т. д.); | знания о возможности развития творческих способностей; знание о способах самореализации. |
обучение поиску информации, правилам пользования базами информации, использованию научной и научно-технической информации | формирование культуры восприятия информации, формирование навыков работы с информацией; | знания о безопасном использовании информации в медиапродукции и медиапространстве с целью повышения медианавыков |
обучение анализу, синтезу, интерпретации и оценке информации | формирование коммуникативных навыков для самовыражения личности | знания о различных видах мышления с целью развития коммуникативных способностей |
Источник: авторская (Назметдинова И.С., Столярова С.С.)
Данные направления деятельности по формированию основ медиаграмотности являются примерными, так как в настоящее время проходит апробация предложенной системы работы.
Библиографический список: