Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Рабочий лист как способ организации работы на уроках литературы"

обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дехтярова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы

Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках русского языка и литературы

Перед современным учителем стоят важные задачи:

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно решать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, которая потребует от них самостоятельного осуществления алгоритма действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов:

- деятельности;

- системности;

- минимакса;

- психологического комфорта;

- творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями, разным уровнем интеллектуального и личностного развития. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения материалом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить активность, творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения с учетом способностей, уровня обученности, склонностей. Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Одни более склонны к предметам гуманитарного профиля, другим легче даются точные дисциплины. Эти различия необходимо сглаживать в процессе обучения. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации.

Возможным решением этих проблем, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности на уроке может стать применение рабочих листов.

Рабочий лист (по определению Финансового словаря1) – «формализованная анкета, предназначенная для обработки и записи структурированных данных». Мы будем понимать под этим термином специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Рабочие листы бывают 3-х видов:

Наиболее эффективным при изучении материала является интегрированный рабочий лист.

Примерная структура интегрированного рабочего листа:

Рабочие листы могут также включать опорные схемы, таблицы, ребусы, кроссворды, цитаты, карты, иллюстративный материал и пр.

Любая работа на любом уроке – это работа с информацией, с которой необходимо произвести определённые действия. Объем информации, особенно в старших классах, достаточно велик. Рабочие листы призваны поставить ученика в активную позицию по отношению к содержанию текста.

Рабочий лист позволяет обучающимся самостоятельно получать, осмысливать и осваивать новый материал, обрабатывать полученную информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации; развивает умение работать с различными источниками информации, абстрактное и наглядно-образное мышление. Он позволяет также провести комплексную оценку формирования компетенций обучающихся.

На уроках литературы в структуру рабочего листа может входить биография писателя (поэта), адаптированная для самостоятельной работы ученика (можно добавить необходимый иллюстративный материал, документы; некоторые факты представить завуалированно или обобщенно). Задания могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей, обобщение и пр.

В зависимости от характера заданий, включенных в рабочий лист, возможно его применение в индивидуальной, парной, групповой работе.

Работу с рабочим листом можно организовать на любом этапе урока. Он помогает активизировать учеников на этапе вызова, для создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, на этапе закрепления с целью определения уровня усвоения темы, на этапе домашнего задания, является замечательным средством получения обратной связи.

В ходе составления рабочего листа учитель реализует индивидуальный подход к обучающимся, подбирая задания с разным уровнем сложности; каждый ученик может легко сориентироваться в пространстве листа, заранее понимая, что конкретно требуется сделать, каковы цели и задачи урока, может выбрать задание «по силам». Просматривая самостоятельно заполненный рабочий лист, ученик может подвести итоги своей работы и воспользоваться материалом листа на последующих уроках или при подготовке к итоговой аттестации. Кроме того, учитель реализует и свои творческие способности; а если удастся сделать рабочий лист привлекательным или необычным по оформлению и содержанию, то это будет способствовать повышению мотивации учащихся.

Таким образом, рабочие листы позволяют решить следующие задачи:

Все эти особенности рабочего листа делают его эффективным способом организации учебного процесса на уроках.

Приложение: образец рабочего листа по литературе.

Приложение

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия, имя_________________________________________________Класс_______

Ю. П. Казаков «Арктур - гончий пёс»

I. Штрихи к портрету писателя _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( 1 глава) Найдите слова и выражения, которыми описывается жизнь пса

существительные

прилагательные

глаголы

Синквейн

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”.

Это стихотворение из пяти строк.

1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

3 строка– описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

5 строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

II. Анализ рассказа

1. Восстановите последовательность событий, проставив номера.

«собаки бывают разные.. Арктур не был похож ни на одну из них»

«Лес ошеломил Арктура»

«О его прошлом можно только догадываться»

«Однажды в доме появился ещё один обитатель»

«С этого дня жизнь его пошла другим чередом»

«Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе»

«Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец»

«Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды»


Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области