Урок математики в 1 классе.
(УМК «Школа России)
Тема: Литр
Цели:
- создать условия для формирования у обучающихся понятий «объём», «литр».
-создать условия для развития умений: выражать результаты измерения объема числом; сравнивать различные по объёму ёмкости и выполнять действия с единицами измерения объёма; для развития внимания обучающихся.
-напомнить детям о бережном отношении к воде.
Планируемые результаты:
Предметные: Обучающиеся получат представление об объеме как величине, об единице измерения объема - литре. У обучающихся будет возможность выразить результаты измерения объема числом, сравнить ёмкости разные по объему и выполнить действия с единицами измерения объёма.
Мета предметные (УУД):
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт…;
уметь ориентироваться в своей системе знаний
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
строить речевое высказывание в устной форме;
сотрудничать с учителем и сверстниками.
Личностные:
проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;
сотрудничать с учителем и сверстниками.
Материально-техническое обеспечение урока:
Учебно-методическая литература
Учебник: М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова Математика 1 класс 2 часть. М. И. Моро С. И. Волкова Рабочая тетрадь, часть 2
ЦОР https://resh.edu.ru (проектор)
Оборудование:
Бутылка сока Rich объёмом 1 литр; две литровых банки; пустая бутылка объёмом 1 литр;
два стакана различного объёма; ведёрко объёмом 3 л; ёмкость объёмом 7 л; чашка; карточки с заданиями; смайлики (красный, жёлтый, зелёный).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности.
Приветствие.
II. Устный счёт
(На уроке присутствуют гости. Приветствие гостей).
Повернитесь, пожалуйста, направо, ещё раз направо. (Дети встают лицом к гостям, приветствуют). Повернитесь, пожалуйста, налево, ещё раз налево.
-Сколько раз всего вы повернулись?
-Может быть кто-то заметил сколько гостей присутствует у нас на уроке?
(Дети присаживаются).
Математика «в темноте». По команде «Ночь!» дети кладут голову на парту, закрывают глаза. Считают в уме:
8-6+4-5+8-2-1 По команде «День!» открывают глаза и с помощью пальцев показывают результат (разминка для пальцев).
9-2+3-5+4-6
6-5+8-2+3-5+4-5+3
…
III. Самоопределение к деятельности
Умение считать пригодиться вам при походе в магазин. (Дети отвечают на вопросы)
-Кто из вас ходит сам в магазин за покупками?
-Жидкие продукты в магазине продают? Назовите.
-В чём их продают?
Учитель демонстрирует бутылку с соком Rich объёмом 1л. На экран с помощью проектора выводит фото этикетки бутылки, на которой увеличена надпись: ОБЪЁМ 1Л
-Кто объяснит, что обозначает эта надпись?
Сообщение темы, постановка цели
Дети называют тему урока. Ставят цель. (Возможно с помощью учителя)
Цель и план появляются на экране.
IV. Освоение новых знаний
Практическая работа
Жидкости помещают в разные ёмкости.
-Что такое ёмкость? (Если дети затрудняются ответить, учитель даёт определение).
-Назовите ёмкости, которые есть в вашем доме?
Опыт 1.
Перед вами 2 ёмкости (банка 1л и бутылка 1л)
- Как вы думаете, в какую из них воды вмещается больше?
-Как проверить?
Обучающийся, предложивший способ проверки, выходит и демонстрирует.
Вывод (делают дети): по форме ёмкости разные, но они могут вмещать одинаковое количество воды.
Учитель обращается с просьбой помочь:
- Мне необходимо вылить воду из банки. Куда мне её вылить? (Часть обучающихся предложит вылить в раковину). Можно поступить по-другому. Перелить воду в свободную ёмкость (приготовлено ведро 7 л) и в дальнейшем использовать эту воду для полива комнатных растений в кабинете. Выбираем 2 путь.
Опыт 2.
-Сравните 2 ёмкости (две банки по 1л). Дети однозначно отвечают: «Одинаковые».
Учитель предлагает проверить, посчитав количество стаканов воды, вмещающихся в первую и вторую банки. При этом стаканы разные по объёму. Результаты фиксируются в тетради. Сравните полученные результаты.
Вывод: одинаковые банки вмещают разное количество воды???
- Почему получили такой результат? (Стаканы – мерки были разные).
Учитель сообщает о единой единице измерения – 1 литре, показывает, как осуществляется запись.
Опыт 3.
Для проведения опыта выставляется ведро (3л).
-Можно ли определить сколько литров воды в этом ведре?
-Как это сделать? (Обучающийся демонстрирует с помощью литровой банки)
-В ведро вмещается 3л воды. Как это записать?
-Так, что же такое литр? (Ответы детей)
-Единица измерения (мерка) какой величины?
На протяжении всего урока звучало слово-действие «вмещается, вместилось»
Вместимость синоним к слову ОБЪЁМ.
Так, что же такое объём?
Если позволяет время показать детям видео (2 мин 49с). РЭШ Классы. 1 класс. Математика. Урок 42. Литр. Основная часть
V. Физминутка
Учитель показывает карточки с разными единицами измерения. Если на карточке единицы измерения массы, то дети прыгают. Если единицы измерения длины, то дети шагают. Если единицы измерения объёма-приседают.
3 см, 9 кг, 2 л, 8 см, 4 л, 5 кг, 1 см, 7 кг, 6 л.
VI. Применение нового знания
Обучающиеся работают в парах. О выполнении задания сигнализируют учителю (строят «крышу домика» с помощью рук). После выполнения каждого из заданий идёт фронтальная проверка качества выполнения. Правильные ответы на экране.
1.Работа по учебнику (с.38, №2-3)
2. Работа по карточкам, на которых размещены сосуды различной вместимости. Задание: расположите ёмкости в порядке возрастания объёма.
3. Работа по карточкам:
10л – 6л= 4л + 5л= 3л + 7л=
7л + 2л= 9л - 8л= 7л – 2с=
Вы справились со всеми вычислениями? А почему? (Единицы измерения разные, с- стаканы).
4. Решение задачи на смекалку. (Рабочая тетрадь №2, с.22, № 3).
VII. Рефлексия. Подведение итогов
Краткая беседа о природных ёмкостях (озёрах, реках), о бережном отношении к воде. Во время проведения опытов мы сливали воду в ведро для того, чтобы использовать её для полива наших цветов. Кто-нибудь сможет сказать о том, сколько литров воды сейчас в этом ведре?
Какую цель мы перед собой поставили в начале урока?
Какова была наша задача на урок?
Всё, что запланировали, сделали?
Ответы на вопросы учителя.
Оценка своей деятельности с помощью смайликов («Светофор»).