Речевое развитие старших дошкольников по средствам
нетрадиционных технологий
Краснова Наталья Константиновна,
СП «Детский сад № 6»
ГБОУ ООШ № 5 г.о. Октябрьск
Введение
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Актуальность
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Цели : захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
систематизировать и донести информацию;
обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
наглядно мотивировать поступки героев;
сформировать желание общаться.
Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?
Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом.
Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.
В настоящее время данная техника активно используется в образовании, в том числе, и в дошкольном. Задачи и цели сторителлинга представлены на слайде.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Свою работу в этом направлении я начала с изучения литературы и изготовления кубиков. Оригинальные Storycubes» можно сейчас заказать через Интернет. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки. Для изготовления игры «Кубики историй» мне понадобились простые кубики (деревянные, пластмассовые, картонные), клей, ножницы и картинки. Я подобрала красочные предметные и сюжетные картинки и обклеила ими грани кубиков, в этой работе мне активно помогали и сами дети, мы сложили наборы кубиков в красивые шкатулки, яркие коробочки, в «волшебный мешочек». Так получилась замечательная и увлекательная игра для детей. С помощью кубиков историй можно не только сочинять истории, но и играть в разнообразные речевые игры, которые разработала сама. Коллекция кубиков и игр постоянно пополняется. Чем больше я применяю эту технологию, тем больше она захватывает меня. Я всё больше обретаю навыки актерского мастерства: умение перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем. Чтобы сделать историю «живучей», стараюсь наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом для меня является юмор, неожиданность развязки. Моя функция заключается в умении импровизировать. История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даёт возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки. Во время этого процесса проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. «Кубики историй» помогают мне решить такие задачи: -обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; - научиться умственному восприятию и переработке информации; - развивать красивую грамотную речь, творческое мышление, воображение; - обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; - наглядно мотивировать поступки героев; - сформировать желание общаться.
Фантазийный бином
В своей практике по развитию речевого творчества я активно применяю фантазийный бином как на занятиях по речевому развитию, так и в совместной деятельности в режимных моментах (на прогулке, в группе). Стоит сразу отметить, что данные методы больше затрагивают дошкольников старшего и подготовительного возраста. Фантазийный бином - это такой способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа.
Данный приѐм разработал всем нам известный писатель Джани Родари. Предлагаются следующие формы использования фантазийного бинома: 1.Рассказ по одному слову (прием «брошенного слова» - по Д. Родари)
Я предлагаю детям послушать (найти, отгадать) слово: мяч, и подумать какие ассоциации всплывают когда он слышит слово мяч (футбольный мяч, солнце как мяч, игрушечный мяч, заколдованный мяч) Потом предлагаю рассказать (сначала с моей помощью, потом самостоятельно) про свой получившийся предмет: мяч похож на солнце, потому что он катится как солнце по небу, такой же круглый. Заколдованный мяч это вовсе не мяч, а ѐжик, которого заколдовала Баб Яга за то, что он помог выбраться девочке из избушки.
2.Рассказ по опорным словам (два или три) с близкими смысловыми полями, сначала с наглядной опорой, а потом без нее.
Детям предлагаю три слова-предмета и предлагаю составить сначала предложения, а потом рассказ: Белка дуб и орех. Однажды белка нашла орех. Долго она искала куда бы его спрятать, чтобы зимой полакомиться. И вдруг увидела старый заброшенный дуб. Теперь в старом дубе лежит орешек белочки.
3.Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три слова без смысловой связи между собой)
Здесь я использую несколько вариантов:
- на основе двух или трех слов, одно из которых обязательно является существительным собственным или названием одушевленного предмета: мышь, портфель, крыша.
- рассказ по существительному нарицательному и глаголу. Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической гипотезы: ручка, поѐт.
- рассказ по существительному нарицательному и прилагательному (азбука живая)
- по неологизму, полученному из двух слов, объединение пары слов в одно слово. В этой игре очень помогают разрезные картинки - половинки. Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое название. После этого опять же составляют историю про этот предмет – конфокружка (конфета и кружка), медволисоволк (медведь, лиса, волк).
При использовании «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. С удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях.
Стоит отметить, что использование этих приѐмов в развитии речевого творчества дошкольников не только заинтересовывают детей и развивают их творческое мышление, но и заинтересовывают педагогов. Необычная форма заманивает воспитателей, позволяет делать новые открытия, формы работы по развитию речевого творчества детей.
И в заключении хотелось бы сказать следующе, не пытайтесь навязывать ребенку задание. Превратите задание в игру, тогда будет не скучно, будет интересно. И продуктивно.
Спасибо за внимание!