Тема: «География как наука»
Цель: формировать у обучающихся представления о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимается.
Задачи: 1. Рассмотреть спектр наук о природе; раскрыть термин «география»; познакомить с географическими науками; сформировать представление о значении географии как науки. 2. Развивать самостоятельную деятельность обучающихся; заложить основы мотивации изучения географии; сформировать навыки практической деятельности; развивать речевую культуру обучающихся; развивать творческие и коммуникативные способности. 3. Способствовать воспитанию интереса к предмету, любознательности; воспитывать взаимопонимание и сплочённость в совместной деятельности; формировать культуру общения при работе в группе.
Оборудование: глобус, презентация, раздаточный материал для практической работы.
Ход занятия.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
- О чем идет речь в этой загадке? (Фото Земли из космоса)
-Вот вид Земли из космоса. Какая она? Кто впервые увидел Землю из космоса?
- Послушайте стихотворение и скажите, какая наука изучает всё то, о чём в нём говорится.
Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера, И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши
– Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу
– И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится. Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета Сходство имеет.
С портретом поэта.
(Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы)
- Какая наука изучает всё это? (География)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- Зачем человеку необходимо изучать географию?
- Давайте выясним, как же возникла наука география?
- Как вы думаете, что означает слово «география», с каким событием связано его появление?
Само слово «география» появилось более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III веке до н.э. учёный Эратосфен из города Кирена. Она рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря.
Итак, Эратосфен первым применил слово «география». В переводе с греческого «география» значит «землеописание».
Физкультминутка для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле наших глаз,
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
География – наука древняя. Долгое время она, действительно, была простым землеописанием. Люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их нравы и обычаи. И к концу XIX века почти вся поверхность нашей планеты оказалась описанной.
Сейчас на земле нет места, о природе или населении которого люди не знали бы ничего. Исследователи поднялись на самые высокие горные вершины, опустились глубоко на дно океана, впервые увидели Землю из космоса и сделали снимки. (Демонстрация слайдов)
География разделяется на две основные ветви: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу земной поверхности, её особенности, а экономическая – население, его хозяйственную деятельность.
Микровывод.
- Как вы думаете, каково же значение географии для человека?
Люди живут и работают в разных природных условиях, в пустынях и на равнинах, в лесах и степях. Знание особенностей природы помогает им ориентироваться в своих занятиях.
Всё необходимое для жизни воду и воздух, свет и тепло, полезные ископаемые и пищу, человек получает от природы и он должен её хорошо знать, чтобы уметь всем этим пользоваться.
Таким образом, физическая география отвечает на вопрос, где и какая природа, объясняет особенности и разнообразие природы в разных местах. Например: почему у полюсов всегда холодно и их поверхность покрыта снегами и льдами, почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса, почему на одних территориях образуются обширные болота, а в других – песчаные пустыни.
Также физическая география отвечает на вопрос, как правильно использовать блага природы, как сделать так, чтобы не навредить ей. Человек, используя природу, может внести определённые изменения и от современных учёных требуется уметь предвидеть изменения в природе в связи с вмешательством в неё человека.
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
- Вспомните, какие ещё науки изучают природу?
Все эти науки взаимосвязаны между собой. Давайте попробуем составить схему наук о природе
1. Составление схемы наук о природе.
- Что общего характерно для всех этих наук? Чем они отличаются?
(Сопоставляют названия наук и их определения, составляют схему) Взаимопроверка.
2.Самостоятельная работа.
Хорошо подумайте и приведите примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
Микровывод.
- Как переводится на русский язык слово «география»?
- Кого называют «отцом географии»?
- Почему географию называют древней наукой?
- Чем занимается современная география?
4. Подведение итогов.
- Что нового узнали на занятии?
- На какой вопрос мы отвечали на занятии?