Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Основные направления работы воспитателя в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Основные направления работы воспитателя

в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Шукайлова Л. Л.- воспитатель Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

«Человека делают человеком светлые воспоминания с детства» — эти замечательные слова принадлежат Ф. Достоевскому.

Какие светлые воспоминания останутся у тех сегодняшних мальчишек и девчонок, которые подверглись жестокому обращению, насилию, которые жили в семьях, где родители злоупотребли алкоголем и по этим причинам дети остались без родительского попечения, помещены в детские приюты, детские дома, реабилитационные центры? Это, конечно, зависит от того, как организована в этих учреждениях работа педагогического коллектива, воспитателей, педагога-психолога; от того, насколько реабилитационная работа носит системный, комплексный характер; от личности специалистов, работающих с детьми.

Психологическая работа в центре представляет собой модель «поддержки», нивелирования негативного влияния трудной жизненной ситуации на психическое развитие ребенка.

Деятельность психолога сопровождает ребенка на всех этапах его жизни в центре. Дети, которые помещаются в реабилитационное учреждение, проживают иной путь развития, чем дети из благополучных семей: они перенесли множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д.

Приоритетные направления деятельности психолога в центре – это:

1. диагностическая деятельность, ориентированная на психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в учреждении, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, определение возможных причин нарушений в воспитании и обучении детей;

2. коррекционно-развивающая работа предполагает проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, разработку и внедрение программ психокоррекционной работы с воспитанниками;

3. психопрофилактическая работа по предупреждению возможных нарушений в личностном и интеллектуальном развитии детей, по созданию условий для полноценного психического развития;

4. психологическое консультирование — оказание помощи воспитанникам в самостоятельном решении возникающих проблем (по запросам педагогов центра и самих воспитанников);

5. психологическое просвещение — ознакомление педагогов и работников центра с основами детской, педагогической и специальной психологии, популяризация новейших психологических исследований и т.д.

Работа на каждом этапе жизни воспитанника строится по одной и той же цикличной схеме: Диагностика — Проектирование – Реализация — Рефлексия.

На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Только после восстановления ребенка, снятия последствий разного вида травм можно проводить работу по его психическому развитию.

Основной акцент во время адаптации воспитанника делается на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого психологи используют такие приемы, как похвала, комплименты, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т.п. Важно, чтобы ребенок понимал, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для пробуждения у воспитанника чувства безопасности и самоценности.

При проведении диагностического обследования психолог перед собой ставит такие задачи:

— выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным и социальными ориентирам;

— изучение особенностей жизнедеятельности воспитанников;

— выявление проявлений дезадаптации воспитанников в школе и семье, а также причин этих проявлений.

В ходе проведения психолого-педагогических консилиумов по проблемам развития, воспитания и обучения детей, на основе полученных результатов диагностики, учета мнений педагогов психолог выстраивает план индивидуальной работы с ребенком, программу проведения психокоррекционных занятий.

Психологи учреждений, в которых воспитываются дети, оказавшиеся без родительского попечения, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми.

Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки выполнения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной. Поэтому в своей деятельности психологу реабилитационного центра необходимо использовать специфические формы работы: элементы терапии кризисных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, снятия стрессов, элементы игротерапии, арт-терапии, музыкотерапии, дыхательной терапии, сказкотерапии и т.д.

У всех детей, которые росли без родительской заботы, возникает проблема привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным.

Ребенок, переживший разлуку и потерю родителей, изъятие из семьи, как правило, считает, что не заслуживает того, чтобы ему кто-то уделял внимание, интересовался его делами. Эффективным приемом в подобных ситуациях является оказание помощи и поддержки воспитанникам центра, а также концентрация внимания не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. При этом необходимы такие высказывания взрослых: «Я верю, что ты можешь выполнять общее дело с другими детьми», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться» и т.д. При плохом поведении ребенка важно оценивать не его как личность, а только сам поступок. Важно сказать ему примерно так: «Я уважаю тебя, твои желания (цели), но мне не нравится то, как ты этого достигаешь».

Роль психолога в данной работе заключается в том, что он, владея специальными методиками и техниками, помогает ребенку раскрыться: высказать свои мысли, чувства, переживания. Только тогда ребенок осознает себя субъектом построения своей личности и своей судьбы, у него появится внутренняя мотивация к собственному развитию, способность преодолевать трудности, делать выбор.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области