Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Компетентность учителя как ключевой фактор трансформации образования

Использование в обучении элементов личностного обучения формирует материальное состояние учащихся и создает условия для личностного развития. Под персонализацией понимается способ проектирования и реализации образовательного процесса, при котором обучающийся как субъект образовательной деятельности имеет уникальный и самобытный опыт.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В.В. Красильников, доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий. О.А. Литвинова, студентка Ставропольского государственного педагогического института.

г. Ставрополь, Россия

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Использование в обучении элементов личностного обучения формирует материальное состояние учащихся и создает условия для личностного развития. Под персонализацией понимается способ проектирования и реализации образовательного процесса, при котором обучающийся как субъект образовательной деятельности имеет уникальный и самобытный опыт. Также присутствуют мотивационно-ценностный и эмоционально-чувственный компоненты. В рамках индивидуального подхода к обучению учащиеся могут выражать смысловые предпочтения и проявлять выборочную деятельность. Это может быть намерение обозначить себя в качестве субъекта обучения. Персонализация обучения, таким образом, позволяет учащимся осознавать свои индивидуальные особенности, развивать свои потенциальные возможности и ощущать себя участниками процесса обучения, нацеленного на их личностное развитие.

Ключевые слова: персонализация, целеполагание, субъектность, субъектная позиция, субъектный опыт, бытие, личность.

V.V. Krasilnikov, Associate Professor, Department of Mathematics, Informatics and Digital Educational Technologies. O.A. Litvinova, student of the Stavropol State Pedagogical Institute.

Stavropol, Russia

COMPETENCE OF THE TEACHER AS A KEY FACTOR OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Abstract: The use of elements of personal learning in teaching forms the material condition of students and creates conditions for personal development. Personalization is understood as a way of designing and implementing the educational process, in which the student, as the subject of educational activity, has a unique and original experience. There are also motivational-value and emotional-sensory components. As part of an individual approach to learning, students can express semantic preferences and exhibit selective activity. It may be the intention to designate oneself as the subject of learning. Personalization of learning thus allows students to realize their individual characteristics, develop their potential and feel like participants in a learning process aimed at their personal development.

Key words: personalization, goal-setting, subjectivity, subjective position, subjective experience, being, personality.

Образование сегодня переживает бурный период цифровой трансформации, которая активно влияет на процессы обучения, формирует новые подходы к организации учебного процесса и предоставляет множество инструментов для его улучшения. В этом контексте персонализация образования выходит на первый план как ключевой фактор успешной цифровой трансформации. Персонализация позволяет адаптировать процесс обучения к индивидуальным потребностям, способностям, интересам и особенностям каждого учащегося, что не только повышает эффективность обучения, но и увеличивает мотивацию к обучению и улучшает результаты. В данной статье мы рассмотрим, как персонализация образования связана с цифровой трансформацией и какие инструменты и практики помогают реализовать этот подход в практике обучения [1].

Одной из главных задач высших учебных заведений является создание условий для формирования субъектной позиции учащегося помимо приобретения базовых знаний, умений и навыков. Иными словами, в процессе обучения необходимо создать условия для развития субъектных свойств личности: способности к целеполаганию и рефлексии, ответственности, активности и свободе выбора, анализированию и корректированию своей деятельности, критическому мышлению и творческому принятию решений. Это поможет выпускнику быть готовым к различным жизненным ситуациям и успешно реализовывать свои цели в профессиональной и личной сферах [1,2].

Для достижения этой цели необходимо использовать разнообразные методы обучения, которые стимулируют активное участие студентов в процессе обучения. Например, использование проблемных методов обучения, проектной деятельности, обучения через решение практических задач и пр.

Также важно создавать условия для коммуникации и взаимодействия между студентами, что помогает развивать их социальные навыки и общение в коллективе. В университете также необходимо стимулировать участие студентов в дополнительных мероприятиях, спортивных, культурных, творческих и научных, что позволяет им раскрыть свой потенциал и обогатить свой жизненный опыт.

Создание условий для формирования субъектной позиции студентов - это не только задача университетов, но и общества в целом, так как это поможет нашим выпускникам стать успешными в своей профессиональной деятельности и в жизни в целом.

Персонализация личности служит продолжением ее бытия, выражает индивидуальную представленность, свое инобытие в других людях, иными словами, это превращение субъекта в личность, нашедшую собственную индивидуальность, свой личностный смысл. Учебная деятельность, движущей основой которой является личностный смысл, приобретает форму внутренней мотивации, что впоследствии отражается на качестве обучения. Поэтому использование персонологического подхода рассматривается в числе «характерных акцентов успешных образовательных реформ» нынешнего времени [7].

Персонологический подход в образовании направлен на учет индивидуальных особенностей студента при планировании, организации и проведении учебного процесса. Это включает в себя учет уровня подготовки студента, его потребностей, интересов, склонностей и целей. Студент становится активным участником обучения, что способствует развитию его творческих способностей и самореализации. Персонологический подход применяется в различных областях образования, начиная от дошкольного образования и до профессиональной переподготовки. Он позволяет студентам получить образование, нацеленное на их потребности и индивидуальные особенности, что повышает качество обучения и мотивацию к учеб Персонализация образования в основном зависит от быстрого развития технологий и растущего числа цифровых устройств, к которым имеют доступ студенты и преподаватели [8]. Это позволяет сделать образование более гибким и адаптированным к индивидуальным потребностям студентов.
Инструменты, используемые для персонализации образования, обычно включают в себя цифровые платформы, такие как электронные учебники, виртуальные классы, онлайн-курсы и образовательные приложения. Они обеспечивают доступ к информации всем студентам, независимо от времени и местоположения [3].
Другие инструменты, которые помогают реализовать персонализацию образования, - это:
1. Автоматизированные системы, которые используют алгоритмы машинного обучения, чтобы анализировать данные и создавать индивидуальные планы обучения для каждого студента.
2. Индивидуальные и групповые работы, которые позволяют студентам работать вместе, чтобы решать задачи и принимать решения.
3. Персональные консультации и менторинг, где преподаватель работает непосредственно с каждым студентом, чтобы помочь им достичь своих учебных целей.
4. Обратная связь и оценивание производительности студентов, используя различные методы, такие как диагностические тесты и интерактивные задания.
5. Наглядные материалы, которые демонстрируют применение знаний на практике, такие как видеоуроки и симуляторы.
Комбинирование этих инструментов и практик помогает обеспечить персонализированный подход к обучению, который отвечает на индивидуальные потребности студентов и позволяет им развиваться в своем темпе.

Применение персонологического подхода также способствует развитию интерактивного и дистанционного образования, так как он позволяет адаптировать учебный процесс к индивидуальным потребностям каждого студента. Это повышает эффективность образовательного процесса и помогает студентам получать знания и навыки, необходимые для достижения своих целей.

Таким образом, персонологический подход в образовании является эффективным инструментом для обеспечения успешной учебы и саморазвития студентов, и является важной составляющей в современном образовательном процессе [5].

По мнению Р. ДеЛоренцо, персонализированное образование является вектором для развития системы образования в мире. Персонализация иногда также рассматривается как «ядро» цифровой трансформации образования в России. Для развития субъектности и становления субъектной позиции учащегося необходимо создание специальных условий, в которых индивид смог бы:

– выразить смысловые предпочтения, так как смысл может стать той самой интенцией к обозначиванию себя как субъекта учебного процесса;

– развивать позицию субъекта не только учебной деятельности, но и профессиональной деятельности, в которой он сможет реализовать свои навыки и знания;

– практически применять полученные знания и умения в процессе обучения, что позволит изучать материал более осознанно и эффективно;

– участвовать в проектной деятельности, которая предоставляет возможность применить знания и навыки в реальных ситуациях, развивает творческий подход и помогает сформировать учебно-исследовательские компетенции;

– повышать уровень коммуникации и сотрудничества с другими студентами и преподавателями, что способствует развитию социальных навыков и умений;

– анализировать и оценивать свою учебную деятельность, что помогает развивать рефлексивные навыки и самоконтроль;

– получать обратную связь по своей учебной деятельности, которая помогает исправлять ошибки и развиваться в определенной области [6].

Кроме того, важным элементом создания условий для развития субъектной позиции учащегося является исходное уважение к его индивидуальности и потребностям, а также поддержка и забота со стороны преподавателей и образовательной организации в целом. Это позволяет студентам чувствовать себя важными и ценными членами сообщества и дает возможность развиваться в соответствии со своими потребностями и предпочтениями, что поможет им направить свою учебную деятельность на достижение личных целей и развитие тех навыков и компетенций, которые наиболее интересны и важны для его профессионального роста и личностного развития [4].

В таком контексте эффективность обучения возрастает значительно, поскольку учащиеся не только получают необходимые знания и умения, но и развивают критическое мышление, рефлексивные и самостоятельные навыки, что позволяет им более эффективно адаптироваться к изменяющейся реальности, быть успешными в профессиональной сфере и общественной жизни в целом [9].

Таким образом, персонализация обучения включает в себя создание условий для индивидуализации образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, выбор интегрированного содержания и применение эффективных технологий и методов. Все это является важным шагом на пути развития субъектной позиции учащегося и его личностного и профессионального роста.

Литература

1. Абрамова, О.А. Компетентностный подход в обучении: понятие, сущность, структура / О.А. Абрамова // Педагогика. – 2004. – № 9. – С. 22-32.
2. Антонов, И. А. Компетенции в образовании: опыт реализации и ресурсы развития. / И. А. Антонов, Э. И. Молчанова. - М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2016. - 127 с.
3. Аракелова, Н.А. Инновационное образование: педагогические компетенции учителя / Н.А. Аракелова // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 11-18.
4. Аракелян, Э.Р. Цифровое будущее России: вызовы и решения / Э.Р. Аракелян // Информационная культура личности и общества в контексте цифровой революции и инновационного развития. – 2016. – №1. – С. 13-23.
5. Бессонова, Н.Ф. Компетентностный подход в образовании: от теоретических предпосылок к педагогической практике / Н.Ф. Бессонова, И.Г. Андреева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. – №161. – С. 23-33.
6. Богоявленская, Д.Б. Методическая система развития компетенций учителя в технологических каникулах / Д.Б. Богоявленская // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 37-40.

7.Козыревская А.В., Усатая Е.Р. Образование в рамках индивидуализации,

персонификации и персонализации // Санкт-Петербургский образовательный вестник.

2018. № 6(22). Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-ramkahindividualizatsii-personifikatsii -i-personalizatsii

8.Краузе П. Персонализация опыта обучения онлайн. Электронный ресурс https://vbudushee.ru/library/personalizatsiya-opyta-obucheniya-onlayn/ 17.09.2020).

9. Руссо Ж. Эмиль, или о воспитании. Электронный ресурс

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/12.php

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области