Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Эффективные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова «Средняя общеобразовательная школа №15 имени героя Советского Союза Ивана Степановича Носова»

Эффективные приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.

Подготовила:учитель

1 квалификационной

категории Телкова Г.Е.

КОВРОВ

2021

В настоящее время в России растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Мы с Вами ощущаем это в полной мере. Почти в каждом классе есть дети, которые не усваивают программу. Каждый год пополняется контингент нашего образовательного учреждения и всё больше детей с сочетанными нарушениями, нуждающихся не просто в индивидуальном подходе, а в индивидуальной помощи учителя или в обучении на дому. К сочетанным нарушениям детского развития относят сочетание двух и более психофизических нарушений у одного ребенка. Например, у меня в классе есть дети с сочетанием нарушения речи и умственного развития.

Где же путь таких детей будет успешнее: в классах условной возрастной нормы ? в коррекционных классах общеобразовательных учреждений ? или в специальных коррекционных школах? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, ПМПК может только рекомендовать программу обучения. Выбор в настоящее время за родителями. В любом из вышеуказанных случаев обучение ребёнка будет успешным лишь тогда, когда созданы условия для коррекции их дефектов.

В данный момент я обучаю детей 1 класса второго года обучения СКК 7 вида вариант 7.2. и детей 2 класса второго обучения СКК 7 вида вариант 7.2 и нахожусь в постоянном поиске эффективных приёмов и методов их обучения, думаю как можно объяснить ещё доступнее.

Часто мы детям говорим: «Выучи!» «Запомни!» «Перескажи!» А как запомнить дети не знают. Нужно научить детей запоминать.

Вашему вниманию я предлагаю несколько простых и эффективных методов и приёмов в работе с детьми с ОВЗ.

Причины ошибок у детей разные, поэтому списывание провожу по индивидуальным алгоритмам. Приведу пример такого.

1 Прочитаю текст. Найду новые слова в словаре.

2 Прочитаю название. Подчеркну гласные буквы в названии. Перепишу.

3 Прочитаю первое предложение. Подчеркну гласные буквы. Перепишу.

4 Буду работать так с предложениями до конца текста.

5 Прочитаю и проверю текст в тетради.

Данный приём активизирует все анализаторы. Это способ развития глазомера, равновесия, тренировка координации движений. Как и любая игра с правилами, «Классики» учит ребенка управлять своим поведением. Здесь нет протеста, т.к. правила диктуются самой игрой. Всё это является важным этапом адаптации ребёнка к школьному обучению.

Он эффективен при работе со

- словарными словами –зарисовать или подобрать созвучные слова

В моей практике, хорошим помощником по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями является учебное пособие Андрея Анатольевича Плигина, составленное по этому методу. Я использую этот приём в словариках, где мы записываем словарные слова не только выделяя орфограммы, но и создаем графический образ слова.

- в 1 классе по этому методу проходит запоминание образа цифр и букв – на что похожи? слепить, выложить из крупы

-при изучении распространенных/нераспространенных предложений, простых и сложных предложений.

1) Солнце светит. Зарисуем солнце.

2)Жёлтое солнце светит. Зарисуем солнце. Раскрасим жёлтым.

3)Жёлтое солнце светит из-за туч. Зарисуйте солнце и тучи. Раскрасим солнце.

Чем отличаются рисунки? Нераспространенное предложение похоже на шаблон и по мере распространения предложения рисунок становится больше и ярче.

4. Мнемотаблицы, они хороши при изучении курса «Окружающий мир» Для примера рассмотрим мнемотаблицы на тему «Органы чувств»

На уроке изучения темы Глаза-орган зрения дети по ходу урока создают мнемотаблицу в тетради, где они фиксируют: 1-3. Глаза определяют цвет, форму, размер предметов. 4. При плохом зрении нужно носить очки, в солнечную погоду - солнцезащитные очки. 5. Строение глаза 6. Для хорошего зрения нужен витамин А. 7. Необходимо регулярно выполнять зрительную гимнастику. 8. Нельзя близко и долго сидеть перед экраном телевизора и компьютера. 9. Нужно умываться каждый день, при попадании в глаз мусора, едкой жидкости промыть глаза и обратиться к врачу.

Аналогичную работу провожу по многим темам курса Окружающий мир.

5. Метод пиктограмм. Пиктограмма — это Рисунок без правил.

С 1 класса учу детей запоминать стихи с помощью пиктограмм. Работу провожу в три этапа

1 этап Учимся делать пиктограммы для простых слов.

Предлагаю нарисовать простые слова за 2 секунды Рисунок должен быть схематическим, понятным самому ребёнку.

Потом предлагаю детям более сложные слова, в рисунки разрешаю добавлять первую букву слова.

2 этап Учимся рисовать сложные слова, абстрактные понятия. Предлагаю нарисовать слова за 2 секунды, чтобы в рисунке была 1 буква слова

Любовь, ожидание, скорость, движение, глухота, мир

3 этап На третьем этапе начинаем рисовать строчки из стихов.

Попробуйте отгадать, что зашифровали дети?

По своим пиктограммам ребенок с легкостью вспоминает произведение. Почему пиктограмма так хороша при запоминании материала? Двигательная область коры расположена рядом с речевой областью. Такое близкое

соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка.  Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче.  

6. В своей работе активно использую лего, игральные кости и даже pop it.

Все они очень любимы детьми, развивают мелкую моторику, повышают учебную мотивацию детей, привлекают внимание, формируют терпение , учидчивость.

Лего использую при изучении состава чисел, при изучении геометрических фигур, звуковых схем слов.

А что такое поп ит? Правильно, это антистресс , так любимый детьми. Вот несколько вариантов использования pop it:

-ребята нажимают на кнопки так, чтобы получился образ изучаемой буквы или цифры

-на карточке число, ребята должны нажать столько кнопочек, сколько оно обозначает

- так как поп ит разноцветный, то можно показать состав числа: число 8 как 3 кнопки одного цвета и 5 –другого

-поп ит может стать помощником при сложении чисел: 4+3= Ученик нажимает сначала 4 кнопки, затем ещё 3, считает количество и находит ответ.

Больше всего дети любят и ждут заданий с игральными костями. Кубики использую при закреплении и автоматизации сложения в пределах 12. Дети работают в паре, по очереди ребята кидают кубики и складывают выпавшие числа. При взаимо- и самопроверке пользуются таблицей с составом чисел.

Во 2 классе 2 года обучения мы играем в игру «Бой прямоугольников». Этот приём использую на этапе устного счёта и во время закрепления и повторения материала.

Первый игрок бросает 2 кубика, рисует прямоугольник в углу со сторонами, которые выпали на кубиках. Далее ход соперника, он рисует прямоугольник в противоположном углу. Последующий прямоугольники должны быть присоединены к уже имеющейся вашей территории. Если это сделать невозможно – пропуск хода. Игра заканчивается, когда всё поле будет заполнено или ходов не останется. Победитель тот – у кого больше территория.

Далее, при изучении таблицы умножения, планирую перейти на игру «Считай бросай» Распечатаю поля для игры. На нём 100 квадратов. Числа на поле могут повторяться. Во время хода игрок умножает числа, выпавшие на кубиках, и ищет на поле результат, раскрашивает его. Те же действия выполняет второй игрок. Победителя определяем по большинству закрашенных ответов. В этой игре ученик не только закрепляет таблицу умножения , но и учится быстро находить ответ на игровом поле. То есть это упражнение позволяет улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно, например, для скорочтения.

Итак, данные приёмы и методы эффективны в обучении детей с ОВЗ, они:


Существует огромное количество приёмов и методов, мы находимся в постоянном поиске, поэтому желаю вам творческих успехов и самосовершенствования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области