ЭЛЕКТРОННО-БУМАЖНАЯ КНИЖКА ПО ИНФОРМАТИКЕ
7!=1*2*3*4*5*6*7=5040
Гусева М.А.
2020
Таблица степеней двойки и чисел в родственных системах:
20=1 | 0 | 0 | 0 |
21=2 | 1 | 1 | 1 |
22=2 | 2 | 10 | 2 |
23=8 | 3 | 11 | 3 |
24=16 | 4 | 100 | 4 |
25=32 | 5 | 101 | 5 |
26=64 | 6 | 110 | 6 |
27=128 | 7 | 111 | 7 |
28=256 | 8 | 1000 | 8 |
29=512 | 9 | 1001 | 9 |
210=1024 | 10 | 1010 | A |
211=2048 | 11 | 1011 | B |
212=4096 | 12 | 1100 | C |
213=8192 | 13 | 1101 | D |
214=16384 | 14 | 1110 | E |
215=32768 | 15 | 1111 | F |
216=65536 | 16 | 10000 |
Пример 1.1
Переведем число 25 из десятичной системы счисления в двоичную. Для этого будем делить число 25 на 2, затем 12 на 2 и т.д. Последнее частное всегда равно 1. Вот с нее и записываем остатки в обратном порядке. При делении на 2 возможно только два остатка – 0 и 1. В двоичной системе только две цифры 0 и 1.
Ответ: 110012 (индекс 2 – означает, что число в двоичной системе)
Анимированный разбор:
QR-1
Видеоурок (два способа перевода в двоичную систему):
или QR-2
QR-2
Пример 1.2 Переведем число 1100012 из двоичной системы обратно в десятичную.
Для этого начиная с нуля записываем все цифры по порядку над каждым разрядом нашего числа, с разряда единиц.
Ответ: 49.
Анимированный разбор по предыдущему QR-1.
Видеоурок | Игра-тренажер (материал с сайта К.Ю. Поляков): |
QR-3 | QR-4 |
Тренировочные задания.
Б) Какое максимальное число в десятичной системе счисления, которое в двоичной системе семизначное и имеет ровно четыре единицы.
1 сдвинь влево
2 вычти 1
(Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд влево заменяя последний бит на 0, а выполняя вторую, вычитает из него 1)
Исполнитель начал вычисления с числа 120 и выполнил цепочку команд 11221 Запишите результат в десятичной системе.
число R следующим образом.
1) Строится двоичная запись числа N.
2) К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:
а) складываются все цифры двоичной записи, и остаток от деления суммы на 2
дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись
111001;
б) над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от
деления суммы цифр на 2
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R. Укажите минимальное число R, которое превышает 81 и может являться результатом работы алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе.
Видеоразбор: https://youtu.be/V7tDZjpUPM0
QR-5
Самостоятельные задания.
Б) Какое минимальное число в десятичной системе счисления, которое в двоичной системе семизначное и имеет ровно четыре единицы.
1 сдвинь влево
2 вычти 1
(Выполняя первую из них, исполнитель сдвигает число на один двоичный разряд влево заменяя последний бит на 0, а выполняя вторую, вычитает из него 1)
Исполнитель начал вычисления с числа 93 и выполнил цепочку команд 12121 Запишите результат в десятичной системе.
число R следующим образом.
1) Строится двоичная запись числа N.
2) К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:
а) складываются все цифры двоичной записи, и остаток от деления суммы на 2
дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись
111001;
б) над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от
деления суммы цифр на 2
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R. Укажите минимальное число N, при котором R превышает 91 и может являться результатом работы алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе.
Ссылка на задания с сайта К.Ю. Полякова
Ссылка на самостоятельную работу
Таблица сложения, вычитания и умножения для двоичной системы счисления
Сложение | Вычитание | Умножение |
0+0=0 1+0=1 0+1=1 1+1=10 | 0-0=0 1-0=1 1-1=0 10-1=1 | 0*0=0 1*0=0 0*1=0 1*1=1 |
Пример 1.2.1
Операция деления осуществляется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции в десятичной системе.
Видеоурок:
QR-6
Тренировочные задания.
А) 1011112+100012
Б) 10101010102 -11112
100111111000112 + x = 10111011111011112
Б) Значение выражения 41007- 2106 – 23 записали в системе счисления с основанием 2. Сколько единиц в двоичной записи этого числа.
В) Значение выражения 8309+ 275 -49+ 16 записали в системе счисления с основанием 2. Сколько значащих нулей в двоичной записи этого числа.
100001112 < T < 100010012
Видеоразбор. https://youtu.be/liPor0uzxmI
QR-7
Самостоятельные задания.
А) 1010112+1110012
Б) 10101100002 -11112
100010001000112 - x = 1111011112
Б) Значение выражения 41507- 456 – 7 записали в системе счисления с основанием 2. Сколько единиц в двоичной записи этого числа.
В) Значение выражения 8509- 275 - 4+ 32 записали в системе счисления с основанием 2. Сколько значащих нулей в двоичной записи этого числа.
100011112 < T < 100010112
Ссылка на задания с сайта К.Ю. Полякова
Ссылка на самостоятельную работу
Пример 1.3.1
Переведем число 12,2 из десятичной системы в двоичную. Целая часть переводится аналогично пункту 1.1, а дробная часть – путем умножения на 2 и записи целой части после запятой в прямом порядке.
Ответ: 1100,(0011)2.
Пример 1.3.2
Переведем число 11011,11 из двоичной системы в десятичную.
Ответ: 27,75.
Видеоурок:
QR-8
Тренировочные задания.
А) 27,810 = ?2
Б) 101001111,1012 = ?2
А) 1001111,01 и 190,25
Б) 56,22 и 11100,0(1)
В) 1010111,01 и 1011011,01
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | , | 1 | = | 37,5 | |
1 | 1 | 0 | 1 | , | 1 | = | 27,75 |
Самостоятельные задания.
А) 33,610 = ?2
Б) 101101001,1012 = ?2
А) 1001011,101 и 75,25
Б) 89,32 и 111101,(01)
В) 1010111,1001 и 1010111,1011
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | , | 1 | = | 61,5 | |
0 | 1 | , | 1 | = | 11,25 |
В троичной системе счисления три цифры: 0,1,2 (мощность алфавита).
Пример 1.4.1.1
Переведем число 32 из десятичной системы счисления в троичную.
Ответ: 10123.
Пример 1.4.1.2
Переведем число 1022 из троичной системы счисления в десятичную.
Ответ: 3510.
Пример 1.4.1.3
Найдем значение суммы и разности двух чисел 222103 и 202023 в троичной системе счисления.
Ответ: 1201123, 20013.
Видеоуроки:
Троичная система | Сложение и вычитание |
QR-9 | QR-10 |
Тренировочные задания.
А) 10101112 + 2213 =
Б) 7810 + 21003 – 10112 =
Б) Значение выражения 91507- 356 - 7 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр 2 в троичной записи этого числа.
В) Значение выражения 3509- 375 - 9+ 32 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько значащих нулей в троичной записи этого числа
Самостоятельные задания.
А) 101013 + 2213 =
Б) 4510 + 21213 – 101012 =
Б) Значение выражения 27107- 36 - 8 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько цифр 2 в троичной записи этого числа.
В) Значение выражения 359 + 375 – 97+2 записали в системе счисления с основанием 3. Сколько значащих нулей в троичной записи этого числа
В восьмеричной системе счисления восемь цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7 (мощность алфавита).
Пример 1.4.2.1
Переведем число 86 из десятичной системы счисления в восьмеричную.
Ответ: 1268.
Анимированный разбор по QR-1.
Пример 1.4.2.2
Переведем число 172 из восьмеричной системы счисления в десятичную.
Ответ: 12210
Пример 1.4.2.3
Найдем значение суммы и разности двух чисел 70768 и 45668 в восьмеричной системе счисления.
Ответ: 136648, 23108.
Анимированный разбор по QR-1.
Видеоурок:
Восьмеричная система | Сложение и вычитание |
QR-11 | QR-12 |
Тренировочные задания.
А) 10223 + 2718
Б) 2658 – 10112 + 14110
Б) Значение выражения 64808- 864 - 17 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр 7 в восьмеричной записи этого числа.
В) Значение выражения 51219- 887 +86–32 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько значащих нулей в восьмеричной записи этого числа
Самостоятельные задания.
А) 10128 + 2718
Б) 2238 – 10013 + 54910
Б) Значение выражения 6488- 834 - 88 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр 7 в восьмеричной записи этого числа.
В) Значение выражения 819 + 6487 - 86 – 2 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько значащих нулей в восьмеричной записи этого числа
В шестнадцатеричной системе счисления шестнадцать цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, A, B, C, D, E, F (мощность алфавита).
Пример 1.4.3.1
Переведем число 47 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную.
Ответ: 2F16
Анимированный разбор по QR-1.
Пример 1.4.3.2
Переведем число A1E из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.
Ответ: 259010
Пример 1.4.3.3
Найдем значение суммы и разности двух чисел AB0616 и C9716 в шестнадцатеричной системе счисления.
Ответ: B79D16, 9E6F16.
Анимированный разбор по QR-1.
Видеоурок:
16-ричная система | Сложение и вычитание |
https://youtu.be/ggDg-JhtwCk | |
QR-13 | QR-14 |
Тренировочные задания.
А) B2216 + 2DA16
Б) 2C516 – 1E16 + 1418
Б) Значение выражения 256256- 1664 - 31 записали в системе счисления с основанием 16. Сколько цифр F в шестнадцатеричной записи этого числа.
В) Значение выражения 16119- 164 +1616–50 записали в системе счисления с основанием 16. Сколько значащих нулей в шестнадцатеричной записи этого числа.
Самостоятельные задания.
А) F7A16 + AA16
Б) 13516 – CD16 + 778
Б) Значение выражения 25615- 167 - 42 записали в системе счисления с основанием 16. Сколько цифр F в шестнадцатеричной записи этого числа.
В) Значение выражения 1650- 2564 +16161 – 91 записали в системе счисления с основанием 16. Сколько значащих нулей в шестнадцатеричной записи этого числа.
Итог.
Общая формула перевода из десятичной системы числа N в систему счисления с основанием P:
Общая формула перевода из системы счисления P в десятичную систему счисления.
Системами счисления родственными двоичной считаются такие системы, основания которых являются значением степени числа 2.
Например, четверичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления являются системами, родственными двоичной. Таим образом, можно перевести число из этих систем сразу в двоичную и обратно (не используя десятичную систему счисления).
Пример 1.5.1
Переведем из восьмеричной системы счисления число 2078 в двоичную. Для этого каждую цифру переводим в двоичную (как из десятичной) и дописываем при необходимости нули впереди, получая триады (кроме первой цифры).
(красным цветом – добавленные нули)
Ответ: 100001112
Пример 1.5.2
Переведем из шестнадцатеричной системы счисления число 3А616 в двоичную. Для этого каждую цифру переводим в двоичную (как из десятичной) и дописываем при необходимости нули впереди, получая тетрады (кроме первой цифры).
Ответ: 11101001102
Для перевода из двоичной системы в родственную, необходимо разделить число на триады, тетрады и т.п., начиная с последней цифры.
Пример 1.5.2
Видеоурок: https://youtu.be/1U2Ie5_oZRE
QR-15
Тренировочные задания.
Самостоятельные задания.