Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


УПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УРЕЖДЕНИИ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Н.Н. Бирюкова

Научный руководитель:

УПРАВЛЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УРЕЖДЕНИИ

Аннотация: В статье анализаруются особенности управления в дошкольной организации. На основе анализа разных составляющих компетенций руководства ДОУ. Рассмотрели ключевые принципы образовательной и воспитательной деятельности дошкольной организаци, способствующие повышению качества образования.

Ключевые слова: качество образования, дошкольная образовательная организация, участники образовательных отношений, управление персоналом, компетентность педагогов.

В настоящее время наука управления активно развивается, ее различные определения можно встретить во многих источниках литературы. Управление стоит рассматривать, как непрерывное и целенаправленное воздействие на коллектив людей для более четкой организации и координации их деятельности, чтобы в процессе своей работы они смогли добиться оптимальных результатов при минимальных затратах.

Особенностью управления образовательными учреждениями в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, активизация участия общественных организаций в реализации государственной политики в области образования. [1].

Другими словами, при рациональном управлении персоналом образовательного учреждения, возможна реализация качественного образования и воспитания, разработка и реализация изменений в образовательном процессе, с учетом потребностей участников образования, нормативно-правовых, экономических, политических, социальных и психологических факторов.

С терминами «образование» и «воспитание» можно ознакомиться в Федеральном законе от 2912 2012 номер 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся особенно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Определенного объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. [2].

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. [3].

Для определения задач совершенствования современного дошкольного образования и его изменения, важное место занимают способы (пути) обеспечения его качества. Рассматривая ее как социально-педагогическую проблему, то значительное влияние на качество образования, оказывает возрастающая профессионализация производства, появление рынка образовательных услуг, расширение информационных технологий.

В связи с вышесказанным, проблемы современного дошкольного образования приобретают сегодня особое значение. Перед руководством ДОУ стоит задача обеспечения участников образовательных отношений (дети, родители, воспитатели) доступностью и качеством дошкольного образования.

Изменения, происходящие в российской системе образования в последние десятилетия, существенно модернизировали и расширили функции дошкольного образования. На сегодняшний день приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования (в т.ч. дошкольного) являются обращенность к личности ребенка, стремление обеспечить его познавательные потребности, развитие творческого потенциала воспитанников, разностороннее развитие ребенка в соответствии с его задатками, интересами и способностями.

По мнению А.А. Майер одна из главных задач дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, инициативы, ответственности. Поэтому на первый план выходит задача для дошкольного образовательного учреждения –организовать психолого-педагогические, материально-технические, кадровые условия для развития социально-коммуникативных компетенций воспитанников. Всё это будет способствовать в конечном итоге и повышению качества образования в дошкольном учреждении, и соответственно повышать качество управления.

Иными словами, эффективность функционирования дошкольной образовательной организации достигается, если руководитель и администрация разрабатывают образовательные программы, программы дополнительного образования (т.е. организация дополнительных образовательных услуг для всестороннего развития личности ребенка), программы развития своих учреждений, отвечающие требованиям современного общества, содержание которых представляется перспективным, благодаря которым ДОУ развивается и может конкурировать на рынке образовательных услуг.

Учитывая мнение Р. М. Чумичевой, Н. А. Платохиной, Л. Г. Богославец, целесообразно ставить акцент на управление качеством образования, в частности качеством дошкольного образования.
Результатом деятельности руководителя является автономизация деятельности подчиненных, которые в пределах своих полномочий на основе профессиональных компетенций самостоятельно и продуктивно решают задачи, связанные с развитием и функционированием дошкольной образовательной организации [4]. Для достижения более высокого качества образования в дошкольной организации нами будет рассмотрен ряд компетенций, которыми должна обладать администрация ДОУ:

1.Осуществление руководства детским садом в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами настоящим Уставом.

2.Обеспечение системной образовательной административно-хозяйственной деятельности ДОУ.

3.Издание приказов и указаний обязательные для исполнения всеми работниками, обеспечение реализации ФГОС.

4.Формирование контингента обучающихся, обеспечение охраны их жизни, здоровья во время образовательной деятельности, с соблюдением прав и свобод обучающихся, а также работников ДОУ в установленном законодательством РФ.

5.Определение стратегии, целей и задач развития ДОУ. Принятие решений о программном планировании его работы.

6.Внесение предложений учредителю, например, создание или ликвидации филиалов бюджетного учреждения, реорганизации бюджетного учреждения о внесении изменений в Устав детского сада и так далее.

7.Распоряжение средствами и имуществом бюджетного учреждения в пределах, установленных законодательством РФ.

8.Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, контроль оценки качества образования обучающихся в детском саду.

9.Организация разработок, утверждение и реализацию программы развития детского сада, образовательных программ, Устава и правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов детского сада.

10.Создание условий для внедрения инноваций. Способствует формированию и реализации инициатив работников ДОУ, направленных на улучшение работы детского сада, повышения качества образования. Поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

11.Осуществление подбора и расстановки кадров, создавая условия для непрерывного повышения их квалификации.

12.Обеспечение учета сохранности, пополнение учебно-материальной базы.

13.Соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда, учёта хранения документации.

14.Реализация иной деятельности, предусмотренной законодательством РФ, Уставом ДОУ и локальными нормативными актами.

Перед педагогами для достижения высокого качества образования стоят следующие задачи:

1.Проводить обучение детей в интересной, игровой форме. 2.Пребывание детей в ДОУ сопровождать партнёрскими отношениями (взрослый – партнёр, рядом с детьми, вместе), а не школьно- урочной формой (взрослый – учитель).

3.Формировать культуру, развивать физические и интеллектуальные качества у детей. Создавать психологический комфорт для пребывания ребёнка в ДОУ. Сюда входит обогащение культурно- информационной  и  предметно- развивающей образовательной среды.

6.Опыт работы с содержанием обучения и инновационными технологиями (здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.) придавая им личностно-смысловую направленность.

7.Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность, способность к самообразованию.

Как говорилось выше участниками образовательных отношений являются дети, родители, воспитатели, данные отношения строится на основе сотрудничества. Без помощи родителей нельзя добиться высокого качества образовательной деятельности. Организация с родителями круглых столов, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях (спортивные развлечения, тематические занятия) способствуют формированию в семье комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, создание единого образовательного пространства, способствуют повышению качества образования в дошкольном учреждении. В учреждении организуется работа консультационного пункта, где узкие специалисты консультируют родителей по интересующим их вопросам.

Иными словами, управление дошкольным учреждением включает в себя сложный процесс, формирующийся из выбранных в себя целей и задач, изучения и анализа достигнутого уровня воспитательной работы, структуры целесообразного планирования; выявления и передачи передового педагогического опыта и применение успешных результатов педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с детьми; контроля и проверки исполнения.

В заключении стоит добавить, что обучение науке управления является важным и нужным направлением способствующий удовлетворению потребностям современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федорова, Н. М.  История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в ХIХ—ХХ веках : учебное пособие для вузов / Н. М. Федорова. 2-е изд.  Москва : Издательство Юрайт, 2022. С. 7.

2. Федеральный закон от 2912 2012 номер 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования в условиях введения ФГОС.// Управление образования и науки Липецкой области. Липецкий институт развития образования. Липецк 2020г С. 5.

4. Майер А. А. Управление качеством дошкольного образования: метод. Пособие. М.: ТЦ Сфера, 2020 С. 128.

5. Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для вузов // Н. А. Виноградова [и др.] ; под редакцией Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. 2-е изд., испр. и доп.  Москва : Издательство Юрайт, 2022 г. С. 45. 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области