Урок-игра (путешествие) «В стране фараонов» 5 класс
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Древний Египет».
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с достижениями искусства Древнего Египта;
Развивающая: развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творческое воображение; умение анализировать, обобщать и решать изобретательские и практические задачи, работать в группах.
Воспитательная: содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству, истории и уважение к культуре разных стран.
Личностно-ориентированная: создать благоприятные условия для повышения интереса к истории и совместной деятельности у учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: знание достижений культуры Древнего Египта, их значение; работа с учебником, оценка роли Древнего Египта в мировой культуре.
Метапредметные:
Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, формирование положительного отношения к процессу обучения, мотива к учебной деятельности.
Регулятивные: формирование умений контролировать процесс получения результатов познавательной деятельности.
Познавательные: решение творческих задач, умение работать в группе, делать выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, выражать уважительное отношение к партнерам по группе.
Оборудование: маршрутные листы, карта «Древний Восток», «Северная Африка», «Древний Египет», карточки – задания (находятся в папках под названиями станций), картины портреты, плакаты, жетоны.
План урока:
1)Вступительное слово учителя.
2)Путешествие:
3) Составление синквейна «Египет». Подведение итогов.
Перед началом игры классы следует разделить на команды (6 команд, ребята могут сами придумать названия соответствующие теме урока). Получают маршрутные листы. В качестве помощников можно использовать учащихся старших классов, которые могут представлять каждую из «станций», а учитель будет оценивать ответы команд и начислять баллы, выставляя их в маршрутный лист. Время нахождение команды на каждой станции 10 минут. Так же, еще 10 минут команда получает дополнительно на своей последней станции для составления Синквейна.
Ход игры
Станция «Историческая» (приложение № 1). Учащимся на этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла.
Станция «Реставрация» (приложение № 2). На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Вы прекрасно знаете, что богов Египта изображали в виде животных. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4.
Станция «Искусство» (приложение № 3). На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл.
Станция «Географическая» (приложение № 4). На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте, выполнить задания в контурных картах. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За Задания в контурных картах можно получить 5 баллов.
Станция «Математическая» (приложение № 5). На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова, решить логические задачи. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б.
Станция «Лингвистическая» (приложение № 6). На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл.
Приложение №1
Станция «Историческая»
Блиц (репродуктивные вопросы).
по 1 баллу за каждый верный ответ
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Первая столица объединенного Египта | |
2. | Повелитель Египта, его правитель. | |
3. | Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. | |
4. | Знатные, знаменитые люди, советники фараона. | |
5. | Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон. | |
6. | Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. | |
7. | Бог земли в Древнем Египте. | |
8. | Необычные существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. |
1.Фараон |
2.Писец |
3.Вельможи |
4.Амон – Ра |
5.Осирис |
6.Геб |
7.Сфинксы |
Нут – Богиня Неба.
Оси́рис — бог возрождения, царь загробного мира в
древнеегипетской мифологии и судья душ усопших.
БАСТЕТ – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ЖЕНЩИН И КРАСОТЫ
ТОТ – БОГ МУДРОСТИ
Запишите имена Богов Древнего Египта (2 балла за каждое верное имя)
Приложение №2
Станция «Реставрация»
На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Во время стихийного бедствия в египетских храмах оказались повреждены изображения богов. Какой ужас – у них не хватает лиц! Вы прекрасно знаете, что богов Египта изображали в виде животных. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4.
Ответы:
Приложение №3
Станция «Искусство»
Задание 1. Лови ошибку.
Учитель: Ваша задача в тексте, который вы сейчас получите, найти и исправить все ошибки.
«Искусство Древнего Египта по сей день привлекает внимание людей по всему миру. Вторым из 7 чудес света стали египетские пирамиды. Самая высокая из них – пирамида Тутанхамона – была построена около 1500 г. до н.э. Её высота достигает почти 100 метров. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Единственной пирамидой, которая оказалась неразграбленной, стала гробница фараона Тутмоса. Знамениты и другие египетские сооружения – храмы. Вдоль дороги, ведущей к храму, с обеих сторон расположились сфинксы – животные с головой льва и телом человека. У входа находятся колонны – каменные «иглы фараонов». В глубине храма находится таинственное помещение, куда мог проникнуть только жрец и фараон».
Задание 2. Составьте кроссворд: «Искусство Египта».
Приложение №4
Станция «Географическая».
Вставьте пропущенные слова (1 слово – 1 балл)
Древний Египет был расположен в ______________________________ в долине реки ________ – одной из самых больших рек в мире. Впадая в _____________________, река разделялась на несколько __________ – дельту.
Нил, находясь на перекрестке различных путей, связывал ___________ со многими странами Африки, Средиземноморья, Передней Азии, Аравии. Огромная, каменистая ______________ покрывает северо-восточную Африку. ______________ здесь сухой и жаркий, ___________ бывают очень редко. Жизнь развивается в этих краях благодаря реке Нил. _____________ – низменность, где Нил делится на рукава.
Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке в долине реки Нил – одной из самых больших рек в мире. Впадая в Средиземное море, река разделялась на несколько рукавов – дельту.
Нил, находясь на перекрестке различных путей, связывал Египет со многими странами Африки, Средиземноморья, Передней Азии, Аравии. Огромная, каменистая пустыня покрывает северо-восточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих краях благодаря реке Нил. Дельта – низменность, где Нил делится на рукава.
Выполните задания в контурной карте (макс. 5 баллов)
Приложение №5
Станция «Математическая»
Выполните вычисления, затем разгадайте зашифрованное слово. Каждое верное слово 2 балла.
Задание 1.
1). 4 + 4 + 5 х 3 | 2). 62 – 52 | 3). 27 + 24 / 24 |
4). 52 +100 – 35 | 5). 98 / 72 | 6). 82 х 100 |
о | н | а | ф | а | р |
2 | 6400 | 11 | 23 | 90 | 28 |
Задание 2.
1). 32 + 4 х 8 | 2). 72 – 62 | 3). 180 / 9 – 42 |
4). 32 + 52 | 5). (3 + 2)2 | 6). 125 х 4 |
р | и | к | т | д | о |
13 | 25 | 500 | 34 | 41 | 4 |
Задание 3. Логические задачи
№ | Задачи | Ответы |
1. | Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена. | Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого. Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла) |
2. | На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль. | Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге. (2 балла) |
3. | В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? | Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому, привозились из Малой Азии. (3 балла) |
Приложение №6
Станция «Лингвистическая»
Ответьте на вопросы. 1 балл за каждый верный ответ
№1. Раскаленное вечернее небо Египта красного цвета. Только одно из приведенных слов не обозначает оттенка красного, какое? Алый, лазурный, вишневый, багровый, пурпурный. (Ответ: лазурный)
№2. Как правильно сказать «события истории Древнего Египта расположены в … порядке»? Какое слово уместно вставить вместо точек – синхронном, хроническом, хронологическом? (Ответ: хронологическом)
№3. На плитах пирамиды нашли запись: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Есть ли ошибка в вычислении? (Ответ: ошибки нет – все зависит от ударения, речь идет о птицах – сороках, а не о числе 140)
№4. Совершите путешествие во времени, превратив МИГ в ЭРУ, изменяя по одной букве в слове. (Ответ: миг, мир, мор, бор, боа, бра, эра)
№5. Загадка Сфинкса. Сфинкс - мифическое существо с телом льва, крыльями птицы и Гловой человека. Олицетворение природного могущества, свободы и мудрости. По греческой легенде Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Всем прохожим сфинкс задавал свою знаменитую загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех? Тех кто, не мог дать правильный ответ, он убивал. Разгадать загадку Сфинкса смог только Эдип. Правильный ответ? (Ответ: человек: юность, зрелость, старость)
№6. Игру с предлогом «С» соедини ты, и чудо вдруг произойдет – цветок Египта, символ знаменитый перед тобою расцветет. (Ответ: лото-с)
№7. «Я, царь царей, я солнца сын могучий, гробницу эту выстроил себе, чтоб прославляли многие народы, чтоб помнили в веках грядущих…» Как назывался в Древнем Египте человек, которому могли принадлежать эти слова? (Ответ: фараон)
№8. Определите, как назвался в Древнем Египте материал для письма? Первая часть этого слова – фигура танца, вторая – шумное веселье с угощением, а третья – украшение любого мужчины. (Ответ: папирус)
№9. С 622 года до н.э. в Каире установлен прибор «нилометр». Попробуйте догадаться, что измеряет этот прибор? В этом вам поможет разбор слова по составу. (Ответ: прибор измеряет уровень воды в Ниле: меряет Нил)
№10. Древние египтяне в песнях и молитвах обращались к Нилу, как вполне определенному человеку, который по их мнению кормит, заботится о потомках. Кто этот человек? (Ответ: отец)
Станция «Лингвистическая»
Ответьте на вопросы. 1 балл за каждый верный ответ
№1. Раскаленное вечернее небо Египта красного цвета. Только одно из приведенных слов не обозначает оттенка красного, какое? Алый, лазурный, вишневый, багровый, пурпурный.
№2. Как правильно сказать «события истории Древнего Египта расположены в … порядке»? Какое слово уместно вставить вместо точек – синхронном, хроническом, хронологическом?
№3. На плитах пирамиды нашли запись: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Есть ли ошибка в вычислении?
№4. Совершите путешествие во времени, превратив МИГ в ЭРУ, изменяя по одной букве в слове.
№5. Загадка Сфинкса. Сфинкс - мифическое существо с телом льва, крыльями птицы и Гловой человека. Олицетворение природного могущества, свободы и мудрости. По греческой легенде Сфинкс был наслан Герой на Фивы за прегрешения отца Эдипа, царя Лая. Всем прохожим сфинкс задавал свою знаменитую загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем - на двух, а вечером - на трех? Тех кто, не мог дать правильный ответ, он убивал. Разгадать загадку Сфинкса смог только Эдип. Правильный ответ?
№6. Игру с предлогом «С» соедини ты, и чудо вдруг произойдет – цветок Египта, символ знаменитый перед тобою расцветет.
№7. «Я, царь царей, я солнца сын могучий, гробницу эту выстроил себе, чтоб прославляли многие народы, чтоб помнили в веках грядущих…» Как назывался в Древнем Египте человек, которому могли принадлежать эти слова?
№8. Определите, как назвался в Древнем Египте материал для письма? Первая часть этого слова – фигура танца, вторая – шумное веселье с угощением, а третья – украшение любого мужчины.
№9. С 622 года до н.э. в Каире установлен прибор «нилометр». Попробуйте догадаться, что измеряет этот прибор? В этом вам поможет разбор слова по составу.
№10. Древние египтяне в песнях и молитвах обращались к Нилу, как вполне определенному человеку, который по их мнению кормит, заботится о потомках. Кто этот человек?
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N1
Станция | Описание | Баллы |
1.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
2.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
3.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
4.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. | |
5.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
6.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и решить логические задачи. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
Подведение итога | Итого: |
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N2
Станция | Описание | Баллы |
1.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
2.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
3.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. | |
4.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
5.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и решить логические задачи. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
6.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
Подведение итога | Итого: |
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N3
Станция | Описание | Баллы |
1.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
2.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова, решить логические задачи. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
3.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
4.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и заполнить контурные карты. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За контурные карты 5 б. | |
5.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
6.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
Подведение итога | Итого: |
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N4
Станция | Описание | Баллы |
1.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова, решить логические задачи. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
2.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
3.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и заполнить контурные карты. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За контурные карты 5 б. | |
4.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
5.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
6.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
Подведение итога | Итого: |
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N5
Станция | Описание | Баллы |
1.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
2.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и заполнить контурные карты. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За контурные карты 5 б. | |
4.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
4.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
5.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
6.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова, решить логические задачи. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
Подведение итога | Итого: |
Маршрутный лист путешествия по Стране фараонов N6
Станция | Описание | Баллы |
1.«Географическая» Каб.22 | Задание. На этой станции нужно вставить пропущенные слова в тексте и заполнить контурные карты. За каждое пропущенное слово можно получить по 1 баллу. За контурные карты 5 б. | |
2.«Историческая» Каб.45 | Задание. На этой станции необходимо показать знания, отвечая на вопросы, так же нужно написать имена богов, изображенных на картинках. За каждый верный ответ учащиеся получают 1 балл, за верное имя божества – 2 балла. | |
3.«Реставрация» Каб.41 | Задание. На этой станции командам предстоит проявить себя в роли художников и знатоков религии Египта. Восстановите изображения и скажите, головы чих животных были у богов, и какую роль выполняли эти боги? Каждая команда восстанавливает изображения. Максимальное число баллов за конкурс – 4 балла. | |
4.«Искусство» Каб.24 | Задание. На этом этапе учащимся предлагается выбрать изобретения и произведения искусства Египта, затем составить кроссворд. За каждую верную ошибку текста и за каждое слово кроссворда команда получает 1 балл. | |
5.«Математическая» Каб.39 | Задание. На этой станции нужно выполнить вычисления и затем разгадать зашифрованные слова, решить логические задачи. Каждое расшифрованное слово – 2 балла. За первую и третью задачи можно получить по 3 б, за вторую 2 б. | |
6.«Лингвистическая» Каб.17 | Задание. На этой станции команда отвечает на вопросы. За каждое верное слово 1 балл. | |
Подведение итога | Итого: |