Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы эффективные технологии, приемы и методические находки.

Поделиться опытом работы в данном направлении

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тишина С.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №60

им. Героя Советского Союза П.Ф. Батавина»

Одной из существенных проблем современного образования является перегрузка обучающихся. Учитель, ставя перед собой задачу интенсивного образования своих учеников, нередко увлекается увеличением объёма домашней работы. Домашнее задание формируется по принципам: это не успели в классе, это было бы неплохо сделать. Большой объём домашних заданий приводит к тому, что учащиеся либо отказываются их выполнять, либо выполняют неполностью или некачественно, либо исполняют задания учителя, накапливая при этом чувство бессмысленности и усталости. Большие домашние задания, как правило, не проверяются, либо урок превращается в проверку заданных упражнений. И первое, и второе неправильно. Каждый ученик, выполнивший работу, должен получить оценку. Выполненная работа должна быть полностью проконтролирована.

Формируя домашние задания, учитель должен руководствоваться следующими положениями:

1) домашнее задание должно в той или иной степени закреплять пройденный на уроке материал. Домашнее задание должно быть продолжением работы, начатой на уроке (не всегда в буквальном смысле). Учитель не должен перекладывать бремя обучения с себя на плечи ученика;

2) на выполнение домашнего задания ученик должен тратить не более 30 процентов времени от стандартного урока;

3) домашнее задание должно быть полностью проверено (следует помнить, что на проверку домашнего задания может быть потрачено не более 10 минут от урока);

4) домашнее задание должно быть посильным, понятным; желательно, чтобы уже на уроке ученик захотел выполнить выданное задание.

Знакомясь с названными требованиями, учителя, как правило, неодобрительно разводят руки: когда же учить, программа перегружена.

Очевидно, что изменились дети, их интересы, ритм и организация жизни, условия обучения (здесь мы имеем в виду доступность выполненных заданий в интернете и в виде опубликованных методических изданий). Увеличился объём информации. Расширен материал учебников, в учебный оборот включено большое количество дополнительных пособий, появились электронные образовательные ресурсы. В целом язык школьных изданий усложнился. Те формы домашних заданий, которые использовались ранее (выучить параграф, выполнить упражнение), уходят на второй план. Это касается не только учебных предметов «Русский язык» и «Литература». Формы домашних заданий могут быть универсальными для всех предметов. Данные формы развивают универсальные учебные действия, среди которых ключевыми являются готовность выстраивать устное и письменное высказывание на заданную тему, умение обрабатывать, присваивать и использовать полученную информацию. Перечислим некоторые из них.

1. Эффективными способами присвоения знаний, заключённых в учебных текстах, и одновременно проверки изучения текста являются составления планов. Актуализируют когнитивную деятельность обучающегося вопросный и тезисный план, поскольку они требуют некой рефлексии на прочитанный и осмысленный текст. Если заданный текст велик по объёму, целесообразно работу по составлению плана начать на уроке, а в качестве домашнего задания предложить закончить начатый план.

Возможны задания по трансформации составленного на уроке плана. Например, для вопросного плана составить цитатный или тезисный план.

2. Озаглавливание текста, подбор ключевых слов (5-7 слов), написание аннотации к тексту параграфа. Данные задания позволяют проконтролировать понимание главного смысла текста, практической ценности заключённой в нём информации.

3. Составление таблиц, схем, отражающих существенную информацию текста. Составление таблицы может быть начато в классе при объяснении нового материла. В качестве домашнего задания можно предложить завершить составление таблицы, подготовить рассказ по составленной таблице или схеме.

4. Составление словарей терминов для прочитанного текста. Данное задание подходит для терминированных текстов.

5. Составление синквейнов. Синквейн позволяет выделить информационные доминанты текста, выделить их основные признаки, сформулировать умозаключения.

6. Подбор примеров к теоретическим положениям, рассмотренным при объяснении материала.

Изучение объёмного материала целесообразно делить между обучающимися на небольшие части. Такой подход позволяет воспитывать чувство ответственности, командный дух.

Отметим, что домашние задания должны быть вариативными, учитывающими способности, интересы школьника. Так, нельзя навязывать ученику то, что ему неинтересно (например, сочинять оду или сценарий, иллюстрировать прочитанное и т. п.). Нужно учитывать, что дети по-разному могут выполнить одно и то же задание. Так, одному ученику на выполнение упражнения потребуется пять минут, а другому двадцать. Если не придерживаться этого, задание, как это бывает часто, будут выполнять родители.

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.

Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.

Если работу в группах мы проводим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться практически на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.

Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать. 

Таким образом, формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность, так как функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области