УДК 37.013.2
Геворгян Алёна Вячеславовна,
студент,
факультет математики, физики и информатики,
«Южно-Уральский Государственный Гуманитарный Университет»
г.Челябинск, Российская Федерация
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация:
Для того чтобы эффективно взаимодействовать с детьми, стимулировать и мотивировать их деятельность, а так же формировать в них личность, необходимо знание законов, таких как психология развития, педагогика, то есть те законы, по которым происходит усвоение знаний, умений и навыков, формируются межличностные отношения. Педагогу необходимо познать и научиться этим навыком, развить в себе ответственную и заинтересованную личность, наработать опыт, что способствует формированию мастерства. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. К этому нужно быть готовым и суметь сориентироваться, ссылаясь на опыт прошлого и высокие личностные качества.
Ключевые слова:
Воспитательный процесс, требования к педагогу, нравственность, воспитание.
Профессия «учитель» была, есть и будет востребованной профессией. Если до прошлого века педагога уважали, считали авторитетом, и даже мысли о грубости не могло быть, то в наше время нравственное воспитание пошатнулось. Вследствие этого, личность педагога играет особенно важную роль в воспитательном процессе в современном обществе.
Воспитательный процесс – целенаправленный организованный процесс взаимодействия обучающихся и педагога, в котором важно учитывать психологические и физиологические особенности воспитанников, а так же придерживаться традиционных устоев в реализации процесса.
С появлением государств общество определяло его интересы, поэтому государству выгодно обучать подрастающее поколение. Исторически недавно, в эпоху просвещения с преобладанием гуманизма, для более комфортного и эффектного обучения начали рассматривать психологические особенности детей. Стоит более подробно остановиться на них.
Подростковый возраст (отрочество) – с 10-11 до 14-15 лет.
Ведущая деятельность: Учебная деятельность остается ведущей, но на фоне психологии отодвигается на задний план. Как считал Д.Б.Эльконин – ведущая деятельность есть общение со сверстниками. Для подростка важно признание его личности взрослыми.
Основные новообразования: Чувство «взрослости», «Я-концепция».
Социальная ситуация развития: Освоение норм и отношений с людьми.[3]
Юность (ранняя юность) – с 15 до 18 лет.
Ведущая деятельность: учебно-профессиональная деятельность. В этот период к обучению подходят более осознано.
Основные новообразования: профессиональное и личностное самоопределение.
Социальные ситуации развития: выбор и ответственность за решения, предрасполагающие к самостоятельной взрослой жизни.
Именно в подростковый период дети только учатся взаимоотношениям, поэтому особенно сложно и важно для педагога найти к ним индивидуальный и общий подход.[1]
Учитель в праве требовать только то, чем обладает сам. Нельзя научить, например, уважению, если педагог будет с высока или невежлево обращаться с детьми.
Так, в первую очередь, преподаватель должен быть сам заинтересован в своём нравственном воспитание. Работодатель обязан рассматривать в кандидаты только личностей, которые обладают определенными требованиями.
Казалось бы, что от педагога требуется только знание его предмета и умение его передать детям. В «умение передавать» и кроется весь смысл учения.
Как говорил еще Сократ, воспитанника нужно направить на путь истинны, а не дать готовые ответы на вопрос. Не стоит детям заучивать предмет, а нужно понимать его.
От того, учитель и должен зажигать в сердцах учащихся интерес и огонь к знаниям. От части и при помощи «Сократических бесед».
Принцип этого метода заключается в том, что:
Именно в беседе приходит понимание объекта разговора и воплощается сам процесс воспитания. Это происходит непосредственно от того, что педагог задает направление. Без понимания информация не перейдет в другой отдел мозга, а останется в короткой памяти. Личность педагога влияет на доступность объяснения.
Важно относиться с взаимоуважением. Учитель сможет стать авторитетом, если будет находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети чувствуют хорошее отношение. Так же важна личность педагога, которая оказывает влияние на воспитанника и его восприятия уважения.
Помимо того, что учитель должен прививать хорошие манеры воспитанникам, в его деятельность так же входит научить детей адаптироваться к изменениям в мире и не теряться в этом. То есть педагогу нужно быть стрессоучтойчивым и разбирающимся в политике. Таким образом, его личность влияет на адаптацию своих учеников. Без разговоров или наглядных примеров, дети не смогут получить должных познаний.
Если старшеклассники в большенстве уже определили свою цель, то среднюю школу стоит подготовить к этому. Педагог обязан рассказать о мире, о ценностях, об обществе. Так, еще одно требование – знание общества, социализированность. А взгляды педагога непосредственно оказывают влияние в формировании мирововззрения у воспитанников.
А так как учитель работает с детьми, то не обойтись без актерского мастерства. Дети быстро рассеивают свое внимание, и нужно своевременно и правильно на это реагировать педагогу. Если у педагога не будет должного навыка, это повлияет на желание и умение перенимать информацию.
Чтобы воспитать личность, воздействия только школьных работников будет мало. Важно, чтобы и родители были осведомлены в теме воспитания. Это контролировать намного сложнее, поэтому так важно уметь корректно беседовать с родителями учащихся. Имение определенных навыков у педагога окажет влияние на восприятие и ответственность у родителей.
Собирая воедино, получим, что педагогу важно:
Каждый педагог должен иметь требования к себе, которые он сможет и захочет передать будущему поколению.
Как говорила Черниговская Татьяна Владимировна – советский и российский ученый, доктор биологических, филологических наук, заслуженный деятель высшего образования и заслуженный деятель науки РФ:
«Современный ребенок дезориентирован, и ключевую роль в том, чтобы он понял, как двигаться в этом мире, играет учитель: он должен вручить ему компас. От того, как учителя воспитают детей, зависит, как будет жить планета и будет ли она вообще существовать. От вас, учителя, зависит, что это будет за планета».[5]
Таким образом, личность педагога непосредственно сказывается на восспитании детей. Чем больше навыков имеет учитель из восстребованных к нему, тем доступнее, корректнее и комфортнее оказывается воспитательный процесс для детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаренко,А.С. Методика организации воспитательного процесса: органы самоуправления / Макаренко А.С. // Хрестоматия по педагогике: учебное пособие / Ред. З.И. Равкин; Сост. М.Г. Бушканец, Б.Д. Леухин. – М.: Просвещение, 2006. – 196с.
2. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания /А.С. Макаренко . – М.: «Просвещение», 2010. – 254с.
3. Марус О.В. Роль диагностики в воспитательно‐образовательной работе / О.В. Марус // Народное образование. – 1999. – № 10. – С.62–78.
4.Таланчук М.Н. Системно-социальная концепция школьного воспитания. - Казань, 1991. -110 с.
5. Черниговская Т.В. О детях и образовании – интернет источник - https://pedsovet.org/article/tatana-cernigovskaa-o-detah-i-obrazovanii