Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Логоритмика в практике работы учителя-логопеда

Статья

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Логоритмика в практике работы учителя – логопеда

1. В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжёлыми моторными и речевыми нарушениями. Ранняя коррекция отклонений в психомоторном и речевом развитии детей – одна из актуальных проблем современной логопедии.

Логопедическая ритмика стала неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико – фонематического нарушения речи (нарушения произношения ряда звуков родного языка) до тяжёлых речевых нарушений, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка сразу всех компонентов речевой системы), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата) и отсутствия речи.

2. Основной контингент логопедических групп составляют дети с ОНР. Часто у детей с ОНР наблюдается недоразвитие и ряда психомоторных функций: страдает внимание, память, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность пальцев рук.

Нарушения зрительного восприятия приводят к тому, что у ребёнка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве (например, он долго не может запомнить названия цветов, определить, где у него правая, а где левая рука).

Нарушения слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме; определяют отсутствия чувства ритма, приводят к сложностям формирования у ребёнка фонематических процессов.

Следует отметить, что дети, имеющие речевые нарушения, зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них может быть снижена работоспособность на занятиях. Эти дети быстро утомляются, начинают отвлекаться. Большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или наоборот вялостью и апатией. С этим может быть связана и эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частых сменах настроения, капризности или плаксивости.

3. В работе с детьми с ОНР, логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать произвольное внимание.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе логоритмических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Средствами логоритмики можно расширять словарь детей, отрабатывать грамматику, автоматизировать звуки, развивать фонематическое восприятие.

4. Я использую логоритмические приёмы на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, что позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, под счёт или словесное, чаще стихотворное сопровождение.Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Хочу представить вам логоритмические игры и упражнения, которые я активно использую в практике своей работы.

Регуляция мышечного тонуса

"Снеговик"

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах, тело напряжено. Когда снеговики начинают "таять", из тела уходит напряжение. Сначала на бок падает голова, потом опускаются руки, затем дети приседают, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову - "снеговик растаял".

Пальчиковые игры

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры со стихами, пением или под музыку.

Развитие дыхания

Работа над силой и продолжительностью выдоха , осуществляется на занятиях сначала без речи, затем с речью.

"Поиграем животиками"

В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом живот надувается, затем выдыхают - живот втягивается.

Упражнение выполняется под счёт: вдох - 1,2,3 и выдох - 1,2.3

Развитие голоса

Работа по развитию голоса включает пропевание гласных звуков с движениями, а также игры, направленные на развитие у детей основных качеств голоса – силы и высоты.

«Хор человечков»

Пропевание гласных с движениями под музыку.

"Эхо"

Дети под спокойную музыку ходят по залу, изображая, что гуляют в лесу. Затем делятся на 2 группы. Одна группа детей уходит в один конец зала, а другая в противоположный. Музыка становится более громкой. Первая группу детей громко кричит "АУ!", а вторая тихо ей отвечает "ау!" под тихую музыку. Затем дети встречаются и идут домой.

Речь с движением

Речедвигательные игры я часто использую в качестве физкультурной минутки. Мною разработана картотека речедвигательных игр по всем лексическим темам. Такие упражнения будут представлены позже, в видеоролике, а также на открытом показе.

Развитие мимики, артикуляционной моторики

Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет, с использованием биоэнергопластики (содружественных движений органов артикуляции и рук). Комплекс такой гимнатики вы сможете увидеть в видеоролике.


Фонематические процессы

Работа по формированию фонематических процессов начинается на материале неречевых звуков, только после этого на материале речевых звуков. Для обозначения звуков я использую не только зрительный образ, но и определённый жестовый символ.

Жестовые символы согласных звуков

М – корова мычит (указательные пальцы приложить к голове, изображая рога)

Н – девочка плачет (ладони приложить к глазам)

З – комарик звенит (круговые движения рукой, указательный палец - жало) и т. д.

"Твёрдый и мягкий "

Когда произносят твёрдый звук, его произносят твёрдым голосом и одновременно ударяют таким же твёрдым молотком (сжимаем правую руку в кулак и ударяем по ладони левой), когда произносим мягкий звук, нежно проводим ладонью по столу - "Мягкая кисточка"

Коррекция нарушений звукопроизношения

На основе музыкально - звуковой и жестовой символики строятся самые разные игры, в которых ребёнок не только выполняет действие, но и озвучивает их. В процессе автоматизации звуков использую логопедические распевки. Разучивание потешек, чистоговорок , одновременно показывая соответствующие движения. Различные игровые приёмы.

"Ручеек"

Дети под спокойную музыку идут цепочкой, взявшись за руки, за педагогом, изображая ручеёк, и поют песенку водички - "С-С-С"

Лексика, грамматика


Закрепление знаний по грамматике, расширению словарного запаса осуществляется в форме подвижной игры.

"Игра с мячом" педагог задаёт вопрос или слово, которое дети должны изменить и бросает мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.

"Ворота" дети проходят через живые ворота. Если отвечает правильно - проходит, если нет - ворота не пропускают, пока ошибка не будет исправлена.

«Хлопки» дети встают в круг, а взрослый занимает место в центре круга. Педагог задаёт вопрос или произносит слово, которое ребёнок должен изменить, и хлопает своими ладонями по его ладошкам. Ребёнок отвечает и хлопает по ладоням взрослого. Затем педагог подходит к следующему ребёнку.

4. Взаимодействие специалистов осуществляется в соответствии с планом работы. Включает в себя совместное обследование детей, включение логоритмических игр в занятия, совместную подготовку к логоритмичеким досугам.

В подготовке и организации логоритмических досугов объединяются усилия всех участников коррекционно – образовательного процесса: педагогов группы, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, детей и их родителей.

Учитель – логопед задаёт лексическую тему, составляет конспект занятия, проводит занятие.

Музыкальный руководитель подбирает музыку, музыкальные дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий.

Инструктор по физкультуре разучивает подвижные игры, участвует в проведении занятий.

Воспитатели – разучивают логоритмические игры, включают их в режимные моменты, совместную и самостоятельную деятельность детей. Участвуют в проведении занятий.

Родители разучивают речевой материал с ребёнком дома

Вывод: логопедическая ритмика может включаться в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе занятий способствует координации деятельности всех отделов переферического речевого аппарата, активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.

Мы рекомендуем включать логоритмику в коррекционно – образовательный процесс. Предлагаем вам посмотреть видеоролик «Логоритмикк»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области