УДК 377
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
Токранова Ольга Николаевна
ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»
На сегодняшний день целью обеспечения внедрения инноваций в экономике и формировании современного общества, основанного на знаниях, требуется изучение взаимодействия между различными отраслями науки, образования и производства. Большинство предприятий развитие которых требует освоения научно- технических достижений, составляет основу экономического прогресса промышленно развитых стран.
В техникуме в вопросе профессиональной ориентации обучающихся осуществляется комплексный стратегический подход, в реализации которого можно выделит несколько главных направлений.
Одним из направлений является налаживание эффективного взаимодействия учебного заведения с потенциальными работодателями. С этой целью проводится вовлечение специалистов производственников в учебный процесс при разработке учебных программ и пособий, тесное взаимодействие предприятий и техникума в вопросах организации производственной практики с целью получения учащимися практических навыков и дальнейшего трудоустройства. В рамках целевой подготовки и переподготовки кадров рассматривается финансирование предприятиями отдельных категорий работников. Совместно с предприятиями проводятся исследования в области инновационных разработок, способствование предприятиями внедрению их в производственный процесс, совершенствование условий для закрепления и адаптации молодых специалистов, проводится совместное исследование рынка труда с целью выявления тенденций его развития.
При взаимодействии техникума с производственной сферой на принципах равноправного партнерства оказывается взаимовыгодным, так как происходит обмен знаниями, идеями и опытом. Подобный подход позволяет подготовить более квалифицированных специалистов.
На сегодняшний день в техникуме существуют мастерские где имеется возможность провести мастер-классы для учеников школ, обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в любой из предложенных профессий.
Успешная подготовка студента зависит не только от качества подготовки в техникуме, но и от практической готовности студента к обучению и овладению будущей профессией. Многие студенты поступающие в техникум руководствуются при выборе профессии не интересом к конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами, и за время обучения не овладевают в полной мере знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
В наши дни вопрос подготовки экономически активных молодых специалистов, способных приспосабливаться к изменениям на рынке труда, стал актуальным для современного общества.
Формируются новые стратегии трудоустройства связанные с переориентацией на востребованные профессии.
Основными результатами взаимодействия учебного заведения с работодателями является ежегодный рост участников различных мероприятий и олимпиад, проводимых в Республике. Увеличивается количество абитуриентов, желающих обучаться по специальностям и направлениям в техникуме, увеличивается процент поступающих в техникум из области и регионов.
Нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время профессиональная ориентация молодежи направлена на стремление овладеть в первую очередь профессиями, которые могут обеспечить максимальный материальный достаток. Рынок образовательных услуг для удовлетворения потребностей молодого поколения увеличивает количество специальностей, не учитывая потребностей рынка труда. Процессы планирования выпуска специалистов необходимо регулировать с целью уменьшения безработицы.
Очень важным является возможность правильно оценить свои способности и принять правильное решение в выборе профессии. Это увеличивает шанс в будущем найти свое место в жизни, в специальности, профессионально адаптироваться.
Список использованной литературы
1. Рязанцева И.В. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к вы-бору профессии– залог повышения качества подготовки квалифицированных специали-стов// Актуальные вопросы модернизации высшего образования. Регион. науч.-методич. конф. : сб. материалов(Новосибирск, 11–12 февраля2010 г.). – Новосибирск: СГГА, 2011.
2. Федорова Л.А., Алексеева З.Е. Интеграция как обеспечение системной целостности и динамичности профессионального образования// ГЕО-Сибирь-2011. VII Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в6 т. (Новосибирск, 19–29 апреля2011 г.). – Новосибирск: СГГА, 2011. Т. 6. – С. 267–272.
3. Мороз О.Н. Организационные формы обучения в системе непрерывного образова-ния// Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики. Между-нар. науч.-методич. конф. : сб. материалов в4 ч. (Новосибирск, 27 февраля– 2 марта 2012 г.). – Новосибирск: СГГА, 2012. Ч. 2. – С. 151–155.