Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Управление развитием критического мышления школьников при изучении лексики

Изучение существующих противоречий в области обучения русскому языку в основной школе привело к постановке цели данного исследования, которая заключается в выявлении оптимального содержания и методики обучения, способствующих развитию критического мышления учащихся и формированию гуманитарных знаний, умений и навыков. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в основной школе, а предметом - содержание и методика, которые могут содействовать развитию критического мышления учащихся в процессе изучения русской лексики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление развитием критического мышления школьников при изучении лексики.

В России в настоящее время происходит активное внедрение нового подхода к образованию, основанного на принципе личностно-ориентированного подхода, который направлен на формирование универсальных учебных действий. В рамках этого подхода в традиционные уроки широко внедряется цель целостного и универсального развития личности каждого ученика, а также особое внимание уделяется личностному взаимодействию между педагогом и обучающимся. Основная цель обучения и воспитания заключается в глубоком раскрытии личностных качеств ребенка и его нравственно-интеллектуальном развитии. Базовые нормативные документы стратегического планирования образования в России подчеркивают важность формирования навыков самообразования, разностороннего и своевременного развития креативных способностей у детей, а также гибкости ума и высокой учебной мотивации, чтобы обучающиеся могли успешно строить свою профессиональную карьеру и быть конкурентоспособными на рынке труда. В силу нового подхода к обучению педагоги теперь сталкиваются с задачей подготовки студентов, которые могут легко приспособиться к изменяющимся жизненным обстоятельствам и быть мобильными. Студенты должны обладать способностью к самообучению, критическому мышлению и умению определять актуальные проблемы, находить эффективные решения с помощью новейших образовательных и технологических достижений. Кроме того, важно, чтобы они умели анализировать и обрабатывать информацию, делать выводы и применять свои знания для решения практических задач.

Однако, кроме умений и навыков, необходимо обладать также социальными компетенциями, такими как легкость и контактность в обществе, умение работать в команде, а также способность самостоятельно работать над своим нравственным и интеллектуальным развитием.

Эти цели невозможно достигнуть без навыка критического мышления. Многие ученые занимались вопросом раскрытия приемов развития критического мышления ребенка (Бондаревская Е.В., Каган М.С., Газман О.С., Якиманская И.С., Гульчевская В.Г., Лакоценина Т.П., Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И., Краевский В.В. и многие другие). Вазина К.Я., Матюшкин А.М., Оконь В., Кларин М.В., Брушлинский А.В., Ильина Т.А., Лернер И.Я., Кудрявцев Т.В., Гузеев В.В, Махмутов М.И. и другие ученые занимались изучением методов развития творческого и критического мышления обучающихся. Без творческого начала невозможно существование критического мышления. Проблематика данного подхода хорошо прослеживается в научных трудах Гальперина П.Я., Менчинской Н.А., Ананьева Б.Г., Запорожеца А.В, Афанасьева В.В., Фридмана Л.М., Пойа Д., Леоньева А.Н. и других.

Критическое мышление играет существенную роль в творческом процессе при решении проблем, поскольку помогает формировать гипотезы, проверять и доказывать их, а также делать выводы. Исследования В.С. Шубинского и О.Ф. Рожковой подтверждают, что критическое мышление необходимо на различных этапах творческого процесса.

Для формирования у учащихся критического мышления необходимо применять не только стандартные методы обучения, но и использовать нетрадиционные формы и методы. В науке изучаются разные виды мышления, такие как теоретическое, практическое, творческое, проблемное, логическое и др. Однако, вопросы критического мышления в контексте обучения русскому языку требуют дополнительных исследований. Для успешного развития критического мышления учащихся необходимо систематически заниматься этим вопросом в рамках всего педагогического коллектива. Формирование критического мышления должно быть интегрировано в учебные предметы, как на уроках, так и во внеурочное время.

Выбор эффективных методов обучения играет важную роль в развитии мышления учащихся, в том числе и критического мышления. Как заявил Томас Эдисон, научить человека мыслить — это важный фактор для развития цивилизации. Для развития критического мышления учеников необходимо научить их анализировать факты, формулировать гипотезы, оценивать события, делать обоснованные выводы, высказывать новые идеи и быть ответственными за свою точку зрения, а также проявлять терпимость к идеям других людей.

Для достижения этих целей необходимо создать эффективную образовательную среду, которая будет способствовать развитию критического мышления и математических знаний учеников. Важно использовать современные методы обучения, такие как интерактивные формы работы, проектные и исследовательские задания, игры и симуляции, а также использовать компьютерные программы и онлайн-ресурсы. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для их саморазвития и самообразования. Кроме того, важно стимулировать учеников к самостоятельному изучению математики и критическому мышлению, например, путем организации конкурсов, соревнований, проектов и других мероприятий, которые позволят им применить полученные знания и навыки на практике.

В современной психолого-педагогической науке значительное внимание уделяется развитию критического мышления учащихся. Большое количество исследований проводят такие ученые, как Мередит К., Стил Д., Темпл Ч., Уолтер С., Халперн Д., Э. Боно, Д. Гудледа, В. Оконь и многие другие, которые занимаются разработкой методических рекомендаций для преподавателей. Это свидетельствует о том, что развитие критического мышления учащихся является актуальным и важным вопросом, на который обращают внимание не только в России, но и за рубежом.

Эти ученые также изучают различные подходы к обучению, которые способствуют развитию критического мышления учащихся. Они рассматривают использование интерактивных методов обучения, проблемных ситуаций, проектной деятельности, дискуссий и других форм работы с учащимися, которые помогают им научиться критически мыслить, анализировать информацию, формулировать свою позицию и отстаивать свои аргументы. Все это позволяет педагогам лучше понимать, как наиболее эффективно помочь учащимся развивать критическое мышление и применять его в жизни, а также как использовать различные методы и технологии для достижения этой цели.

Несмотря на значимость и необходимость развития критического мышления учащихся, до сих пор не существует единой методики системного формирования этого навыка в процессе обучения. Результаты исследований указывают на то, что без специальных усилий по развитию критического мышления у учащихся оно формируется стихийно и находится на низком уровне, а с течением времени изменяется крайне медленно. Это подчеркивает важность создания специальных методик и программ для развития критического мышления учащихся, которые могут помочь достичь более значимых результатов в данной области.

Таким образом, существует необходимость в разработке эффективных методик и подходов для системного формирования критического мышления учащихся в процессе обучения. Это позволит повысить уровень развития этого навыка и подготовить школьников к эффективной аналитической и критической деятельности в будущем.

Для решения этих противоречий необходимо проводить дополнительные исследования в области формирования критического мышления учащихся на уроках русского языка, разрабатывать и внедрять в практику уроков новые методы и приемы обучения, направленные на развитие критического мышления. Необходимо также усиливать работу педагогов по формированию учащихся навыков критического мышления, путем создания условий для выработки самостоятельного мнения, поиска и анализа информации, критической оценки и аргументации своих взглядов. При этом следует учитывать возрастные особенности учащихся и использовать различные подходы и методы, такие как дискуссии, ролевые игры, проектные задания и другие, которые способствуют развитию критического мышления и глубокого понимания учебного материала.

Изучение существующих противоречий в области обучения русскому языку в основной школе привело к постановке цели данного исследования, которая заключается в выявлении оптимального содержания и методики обучения, способствующих развитию критического мышления учащихся и формированию гуманитарных знаний, умений и навыков. Объектом исследования является процесс обучения русскому языку в основной школе, а предметом - содержание и методика, которые могут содействовать развитию критического мышления учащихся в процессе изучения русской лексики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи.

Результаты исследования позволят оптимизировать процесс обучения русскому языку в основной школе, повысить уровень гуманитарных знаний, умений и навыков учащихся и способствовать развитию критического мышления в процессе изучения русской лексики.

Объект исследования: процесс обучения лексике на уроках русского языка в основной школе.

Предмет исследования: содержание и методика процесса формирования критического мышления учащихся при обучении лексике в основной школе.

Цель исследования: определить содержание и методику формирования критического мышления учащихся при обучении лексике в основной школе.

Данное исследование предполагает, что можно создать учебно-методическую систему, способную формировать критическое мышление учащихся в процессе изучения лексики на уроках русского языка в основной школе, параллельно с развитием гуманитарных знаний, умений и навыков. Для проверки этой гипотезы необходимо разработать систему, которая соответствует следующим критериям:

• применяемая на обычных уроках русского языка;

• применима на продолжительном периоде обучения;

• ориентирована на одновременное формирование гуманитарных знаний, умений и навыков, а также критического мышления учащихся.

Необходимо подчеркнуть, что в начале исследования было неясно, насколько возможно изменить содержание учебников русского языка таким образом, чтобы учащиеся могли одновременно приобретать знания, умения и навыки, а также выполнять задания, способствующие развитию критического мышления.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования были определены следующие задачи:

Для достижения цели и выполнения задач использовались различные методы исследования. В частности, был проведен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, а также изучены учебники по русскому языку для средней общеобразовательной школы и упражнения. Опыт работы практикующих учителей также был использован в качестве дополнительного источника информации.

Для измерения уровня сформированности критического мышления учащихся при изучении лексики на уроках русского языка в основной школе были разработаны критерии и методы, включающие методы наблюдения, беседы, тестирования и анализа контрольных и самостоятельных работ учащихся.

Для создания дидактической модели, способствующей формированию критического мышления учащихся в процессе изучения лексики в основной школе, были использованы практические и теоретические материалы.

Для разработки методической системы, которая будет включать основные темы школьного курса русского языка и позволит целенаправленно и систематически формировать критическое мышление учащихся в процессе их обучения, использовались результаты теоретического анализа и практических материалов.

Для оценки эффективности методической системы, направленной на формирование критического мышления учащихся при изучении лексики в основной школе, был проведен педагогический эксперимент, в ходе которого были получены данные, подвергнутые статистической обработке. В исследовании были использованы следующие теоретико-методологические основы: исследования российских и зарубежных ученых, касающиеся природы и методов развития критического мышления (Р. Бустро, А. В. Бутенко, И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, М. В. Кларин, Д Клустер, К. Мередит, И. В. Муштавинская, В. Оконь, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер, Е. А. Ходос, Д. Халперн и другие); концепции личностно-ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, В. Г. Гульчевская, Э. Н. Гусинский, Е. Я. Коган, В. В. Краевский, Т. П. Лакоценина, Ю. И. Турчанинова, И. С. Якиманская и др.); проблемное обучение (А. В. Брушлинский, К. Я. Вазина, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и другие); творчество и развитие творческого мышления в процессе обучения (Б. Г. Ананьева, В. В. Афанасьев, П. Я. Гальперина, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинская, Д. Пойа, Л. М. Фридман и др.); теория деятельности в психологии и педагогике (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадринов, Г. И. Щукина и др.); коллективный способ обучения (Е. О. Галицких, В. К. Дьяченко, И. Б. Первин, A. Г. Ривин, В. В. Рубцов, И. М. Чередов и др.); теория учебно-познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, Л. В. Шкерина; работы по теории педагогического эксперимента и статистической обработке результатов (В. В. Афанасьев, В.В. Белич, В. И. Загвязинский, М. М. Поташник, Е. В. Сидоренко и др.).

Это исследование проводилось в муниципальном бюджетном учреждении образования - гимназии города Советский в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра. Гимназия предоставляет общеобразовательную программу с изучением русского языка.

Исследование было организовано в три этапа. На начальном этапе (2021-2022 гг.) была проведена аналитическая работа, включающая изучение литературы по психолого-педагогической методологии, создание терминологии и формулирование проблемы, цели и гипотезы исследования. Второй этап (2022 г.) включал проведение констатирующего и поискового экспериментов для определения начального уровня критического мышления учащихся и выявления связи между усвоением гуманитарных знаний и критическим мышлением школьников, а также обоснование возможности развития критического мышления в процессе изучения русского языка. На третьем этапе (2022-2023 гг.) был проведен формирующий эксперимент и написание диссертации, которая включала разработку учебно-методической системы, проверку ее эффективности и формулирование общих выводов.

Для обеспечения достоверности результатов и обоснованности выводов в данном исследовании были использованы различные методы исследования, такие как анализ проблемы с разных сторон, методологическое обоснование исходных позиций, последовательная работа по проведению экспериментов, а также использование разнообразных методов исследования. Особое внимание было уделено проведению эксперимента на практике и обработке полученной информации при помощи методов статистики. В результате использования всех указанных методов и подходов была достигнута высокая достоверность результатов и обоснованность выводов.

Это исследование имеет высокую научную новизну и охватывает следующие аспекты:

Кроме того, данное исследование имеет теоретическую значимость в следующих аспектах:

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость, в том числе:

Кроме того, полученные результаты были апробированы на практике и могут быть внедрены в учебный процесс основной школы для дальнейшего совершенствования образовательной системы.

В ходе исследования были получены результаты и выводы, которые были представлены на городском педагогическом семинаре для учителей школ города в 2023 году, а также на семинарах муниципального уровня, проведенных на базе гимназии г. Советский в 2022 и 2023 годах. Кроме того, результаты были представлены на различных методических объединениях учителей школ района и города, а также на курсах повышения квалификации. Основные теоретические и практические результаты исследования были опубликованы в статье, опубликованной в Международном центре педагогики и психологии.

Созданная система, направленная на развитие критического мышления учащихся при изучении русского языка, была успешно внедрена в гимназии г. Советский. Начиная с 2023 года, методы, подтвержденные в ходе исследования, были адаптированы для применения в других предметных областях благодаря усилиям педагогов гимназии. Дополнительно к практической значимости, основные выводы исследования были подтверждены и получили дополнительное признание в научном сообществе. Они были опубликованы в статье в журнале Международного центра педагогики и психологии, что позволило распространить знания и результаты на более широкую аудиторию и поднять интерес к проблемам формирования критического мышления учащихся на уроках русского языка в основной школе. Это также способствовало укреплению научной репутации авторов и повышению их авторитета в профессиональном сообществе.

Автор данного исследования внес существенный вклад, создав новое понятие "бифункциональные учебные материалы" и разработав метод их составления, который применялся в процессе изучения русского языка в основной школе. Он также разработал методику и учебно-методическую систему, способствующие формированию критического мышления учащихся, что было успешно проверено педагогическим экспериментом. Автор произвел обработку результатов этого эксперимента, что дало возможность подробно изучить эффективность методики и учебно-методической системы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области