Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО

В статье рассматривается условия для развития творческих способностей детей через организацию театральной деятельности в ДОО. Особое внимание уделяется необходимости развивать в ребенке гармонично-развитых личностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обухова Светлана Валерьевна,

Заместитель директора по ДО,

МБОУ «СОШ № 106 г.Челябинска»,

г.Челябинск

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОО

Аннотация. В статье рассматривается условия для развития творческих способностей детей через организацию театральной деятельности в ДОО. Особое внимание уделяется необходимости развивать в ребенке гармонично-развитых личностей.

На современном этапе развития общества активизация творческого потенциала личности выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Основной целью образования является воспитание гармонично-развитых личностей; формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой готовности детей к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. В связи с этим, огромную роль в творческом воспитании дошкольников играет театрализованная деятельность.

Дети дошкольного возраста очень внимательны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию - сочувствию добрым героям, переживаниям за победу над злом. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной деятельности, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Также театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Развития творческих способностей в театральной деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Для формирования творческого воображения и развития коммуникативности предлагаем выстраивать свою работу с детьми дошкольного возраста в форме игры в театр в процессе взаимодействия с родителями. Родителям предлагать не только роль зрителей, но костюмеров и художников оформителей, всячески вовлекая их в процесс и жизнь ребенка и детского сада.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Кроме того, в процессе подготовки к спектаклям, в силу специфической необходимости, дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движения.

Театрализованная деятельность – излюбленный вид занятий детей старшего дошкольного возраста. В театрализованных занятиях ребёнок любого возраста может наиболее полно выразить себя, свои чувства и переживания. Он учится выражать их мимикой, жестами, движением, речью. Мир человеческих чувств – главный предмет театрализованного искусства, поэтому оно становится прекрасным и незаменимым средством развития и собственного эмоционального мира ребёнка, и его способности к эмпатии, сопереживанию другим. В процессе подготовки к спектаклям дети непосредственно развивают и тренируют память, мышление, фантазию, работают над выразительностью речи и движения.

Основные требования к организации театрализованных игр на музыкальных занятиях в детском саду были выделены И. Зиминой, среди них: содержание и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

Вы можете прочитать и воспользоваться разработанными рекомендациями по организации детской театрализованной деятельности на музыкальных занятиях М.В. Ермолаевой.

Принципиальной позицией в общении педагога с детьми является создание для каждого ребенка ситуации успеха, эмоциональной комфортности. Выделим приемы создания для ребенка ситуации успеха и эмоциональной комфортности. Рассмотрим некоторые из них:

1.Отсутствие отрицательного оценивания результатов творческой деятельности детей. Для улучшения качества исполнения творческого задания педагог пользуется различными приемами, заменяющими критические оценки.

2.Прием «Заражение» – процесс передачи эмоционального состояния от педагога к детям с помощью мимики, пластики, интонирования.

3.Прием «Эмоциональное поглаживание» – акт, предполагающий признание и поддержку другого человека; в работе с детьми чаще используется тактильный контакт для установления доброжелательных и позитивных взаимоотношений.

4.Приемы, обозначенные как «Гордость», «Расклад», «Даю шанс», направлены на поощрение ребенка, концентрацию внимания на успешности его деятельности. Каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания, раскрыть собственные возможности, проявить выдумку, продемонстрировать оригинальное решение и при этом получить всеобщее одобрение

5.Важным моментом в организации занятий является создание его эмоциональной драматургии. Так, целесообразно начинать занятие с загадки, сюрприза, которые создают у ребенка состояние радостного ожидания, интереса к последующим игровым действиям. Аналогичный прием описан в психологической литературе как «Подарки», направленный на то, чтобы показать ребенку, как его любят и ценят.

6.Прием «День прошел» связан с мысленным возвращением к прошедшему дню, занятию, когда «все удачные творческие находки выстраиваются в единое целое, образуя эстетически значимый результат».

Творчество детей проявляется и развивается в театрализованной деятельности, которая развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Поэтому для успешного развития творчества детей педагог должен придерживаться следующих критериев:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал.

Особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности и всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

В педагогической и психологической литературе встречаются различные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стресса образующих факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов:

а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Выделим несколько принципов организации театрализованной деятельности:

Театрализованная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

«Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

«Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:

- дыхательные и артикулярные упражнения;

- дикционные и интонационные упражнения;

- творческие игры со словом.

«Основы театральной культуры» - обеспечивают условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: «Особенности театрального искусства», «Виды театрального искусства», «Рождение спектакля», «Театр снаружи и изнутри», «Культура зрители».

«Работа над спектаклями» – базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: «Знакомство с пьесой», «От этюдов к спектаклю».

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна в первую и вторую половину дня – в нерегламентированное время; органично включена в другие занятия, а так же специально запланирована в недельном расписании занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. Основные формы организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении: занятия, индивидуальная работа, театрализованные игры, развлечения, праздники, кружковая работа.

Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально-эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и невербально); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.

Еще одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа воспитателя с ребенком – один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и малышом. Это дает воспитателю глубже изучить чувства ребенка, понять, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Индивидуальная работа помогает подготовить ребенка и к предстоящей деятельности (занятию, игре-драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются.

Следующая форма организации театрализованной деятельности – театрализованные игры. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях. У детей необходимо стимулировать интерес к самостоятельной театрализованной деятельности. Для этого необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе.

Одна из форм организации театрализованной деятельности - развлечения. В детском саду много внимания уделяется гармоничному воспитанию каждого ребенка. Оно осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на музыкальных занятиях. Развлечения как бы объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Существует множество разновидностей развлечений. Одним из видов является театрализованное развлечение. К нему относятся театрализованные представления, концерты, спектакли с участием профессиональных артистов, а также подготовленные работниками детского сада, воспитанниками, родителями.

Театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, т.к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем, спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Праздники, как и развлечения должны доставлять радость и давать возможность каждому проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации театрализованной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими навыков.

Праздник – это, прежде всего радость для детей, источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго, сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств. Поэтому хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация – все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.

Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передать его движениями, жестами, мимикой, слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т.д. На речевых занятиях у детей развивается четкая ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чисто говорок, потешек и пр., дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля и пр. На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельные ее персонажи. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной детской деятельности. Дети играют в «театре». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу. Дети рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральном кружке под руководством специалиста разыгрываются разные этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной игрой – постановкой, представлением. При этом целесообразнее использовать прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых кукол бибабо и пр.). Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (музыка В. Золотарева), одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме, другие – настольный театр, третьи – драматизируют.

Если вас заинтересовала данная тема и хотели бы применить в своей работе, то в современной литературе имеется богатый теоретический и практический опыт, посвященный организации театрализованной деятельности в ДОО. Все вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности в ДОО, вы можете изучить в работах Е.А. Антипиной, Т.Н. Дороновой, Е.Г. Дороновой, И.П. Кошманской, Г.Д. Калининой, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокиной и др.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области